Органами местного самоуправления

К2 - это корректирующий коэффициент базовой доходности, учитывающий совокупность особенностей ведения предпринимательской деятельности (абз. 6 ст. 346.27 НК РФ):

- ассортимент товаров (работ, услуг);

- сезонность;

- режим работы;

- величину доходов;

- особенности места ведения предпринимательской деятельности;

- площадь информационного поля электронных табло;

- площадь информационного поля наружной рекламы с любым способом нанесения изображения;

- площадь информационного поля наружной рекламы с автоматической сменой изображения;

- количество автобусов любых типов, трамваев, троллейбусов, легковых и грузовых автомобилей, прицепов, полуприцепов и прицепов-роспусков, речных судов, используемых для распространения и (или) размещения рекламы;

- иные особенности.

К2 устанавливается представительными органами муниципальных районов, городских округов, законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга (пп. 3 п. 3 ст. 346.26, п. 6 ст. 346.29 НК РФ).

При этом перечень особенностей ведения предпринимательской деятельности, которые представительные органы могут учесть при установлении К2, а также их компетенция по его установлению НК РФ не ограничены. Главное, чтобы величина установленного коэффициента не выходила за рамки, предусмотренные п. 7 ст. 346.29 НК РФ.

В частности, на местах существует практика установления значений К2 в зависимости от уровня заработной платы работников (см., например, Решения Рыбновской районной Думы Рязанской области от 24.11.2010 N 415, Свечинской районной Думы Кировской области от 09.10.2008 N 29/231).

Разъяснения Минфина России по поводу правомерности этой практики противоречивы. Так, в Письме от 23.03.2007 N 03-11-04/3/79 указано, что способ определения К2 с учетом уровня заработной платы не предусмотрен законом. В более поздних Письмах от 16.04.2008 N 03-11-04/3/196, от 06.03.2008 N 03-11-03/5, напротив, сказано, что местные органы власти вправе применять подкоэффициенты, учитывающие уровень заработной платы, которую "вмененщики" платят своим работникам. Полагаем, что последние разъяснения более корректны.

Отметим, что представительные органы могут установить конкретное значение К2 или отдельные его составляющие (так называемые значения К2).

Во втором случае налогоплательщикам приходится исчислять окончательный размер К2 самостоятельно, перемножив установленные значения этого коэффициента (абз. 2 п. 6 ст. 346.29, ст. 346.27 НК РФ). Подобным образом коэффициент К2 установлен, например, в Решении Собрания депутатов Кологривского муниципального района Костромской области от 08.11.2010 N 2, Решении Нерюнгринского районного Совета РС(Я) от 06.04.2010 N 5-17.

Значения К2 определяются не менее чем на календарный год и могут быть установлены в пределах от 0,005 до 1 включительно (п. 7 ст. 346.29 НК РФ).

При этом если местные представительные органы не успели утвердить значение К2 до начала нового календарного года либо акт, которым утверждено новое значение К2, не успел вступить в силу в соответствии с действующим законодательством, то в новом году будет действовать К2, который применялся в предшествующем году (Письмо Минфина России от 14.07.2011 N 03-11-06/3/82).

Например, местное законодательное собрание N-ского городского округа в ноябре текущего года утвердило на следующий календарный год значение К2 для деятельности по хранению автотранспортных средств в размере 0,9. Решение об установлении значения К2 на новый год было опубликовано 5 декабря.

Однако данное Решение не может вступить в силу с 1 января следующего года, поскольку оно опубликовано менее чем за один месяц до начала налогового периода (п. п. 1, 5 ст. 5 НК РФ, Письма Минфина России от 23.04.2008 N 03-11-03/07, от 20.02.2008 N 03-11-04/3/80).

Следовательно, в следующем календарном году в N-ском городском округе в отношении деятельности по хранению автотранспортных средств должен применяться тот же К2, который действует в текущем году.

Кроме того, по общему правилу значение К2 не может изменяться в течение календарного года (например, в мае, июне и т.д.). Однако, как отмечают контролирующие органы, из этого правила есть исключение, продиктованное положениями п. 4 ст. 5 НК РФ. А именно законодательные акты, улучшающие положение налогоплательщиков, могут иметь обратную силу, если они прямо предусматривают это. Соответственно, если актом установлено более выгодное для налогоплательщиков значение К2 и предусмотрено его распространение на отношения, возникшие ранее, новый коэффициент действует с даты, указанной в этом акте (Письма Минфина России от 04.06.2010 N 03-11-06/3/79, от 10.04.2009 N 03-11-06/3/96, от 13.11.2008 N 03-11-04/3/507, от 04.08.2008 N 03-11-03/16, ФНС России от 02.04.2008 N 02-7-11/110@).

К такому же выводу пришел и ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 03.12.2008 N А26-3574/2008.

И наоборот, если новое значение коэффициента К2 ухудшает положение налогоплательщиков, оно должно применяться в общем порядке, т.е. с начала следующего календарного года (Письма Минфина России от 04.06.2010 N 03-11-06/3/79, от 10.04.2009 N 03-11-06/3/96, от 04.08.2008 N 03-11-03/16, от 08.05.2008 N 03-11-04/3/233).

Увеличение К2 должно быть мотивировано и иметь исключительное экономическое основание (Письмо Минэкономразвития России от 14.04.2010 N Д05-1093). Чиновники указывают, что введение дополнительных и необоснованных обременений, ухудшающих положение налогоплательщиков, недопустимо и может быть обжаловано в судебном порядке.

В заключение отметим, что за разъяснениями о порядке применения коэффициента К2 следует обращаться в представительный или финансовый орган соответствующего муниципального образования (Письма Минфина России от 22.01.2013 N 03-11-11/22, ФНС России от 10.12.2010 N ШС-37-3/17326@).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: