Эта часть диссертации представляет собой научно обоснованный и систематизированный магистрантом материал исследований, отвечающий поставленным целям и задачам.
Научный текст диссертации характеризуется логикой изложения, использованием опубликованных материалов, точных сведений и фактов, а также научно обоснованных положений, результатов и выводов.
Предложенные магистрантом новые методологические и методические решения должны быть строго аргументированы (рисунок 4) и критически оценены по сравнению с другими известными научно-практическими положениями. При написании научного текста диссертации необходимо давать ссылки на источники научной, фактографической и другой информации.
Количество глав зависит от характера магистерской диссертации. В диссертации должно быть 3 или 4 главы.
В первой главе обычно приводят результаты научного обзора концепций, методических позиций, научных подходов и взаимосвязей элементов систем. Магистрант описывает кратко содержание этапов развития научных представлений ученых по рассматриваемой проблеме. В процессе научного анализа известных работ магистрант аргументировано описывает достоинства основных научных положений и факторы, влияющие на их развитие.
Первая глава – теоретическая часть диссертационной работы и служит основой для подготовки второй (аналитической) и третьей (практической) глав диссертации.
Рассмотрим пример научного обзора представлений зарубежных и российских ученых о сущности, содержании стратегии предприятий.

Рисунок 4 – Основные характерные черты аргументации




Вторая глава диссертации, как правило, посвящена анализу статистических, фактографических и других материалов, позволяющих обосновать проблему, аргументировать выводы и необходимость решения поставленных задач. В этой главе анализируется состояние предметной области. Аргументируется необходимость обновления, развития существующей практики решения поставленных задач, использования методики и технологии для их решения.
Рассмотрим на примере последовательность изложения научного материала магистерской диссертации, раскрывающей содержание модели стратегического планирования сбытовой деятельности организации.


| Выявление несоответствия и разрывов | |
| Обновление конкурентных преимуществ | |
| Выявление угроз будущим успехам | |
| Выявление возможностей проникновения на “пробные” рынки | |
| Первоначальная стратегия сбыта | |
| Выявление возможностей проникновения на новые рынки | |



Рассмотрим еще один пример формирования комплекта методических инструментов стратегического планирования развития вузов.




| - наиболее ценные потребители из «перечня новых сегментов». | |
| Шаг 3. Составление «списка» потенциальных потребителей, в который входят: | |
| - наиболее доступные для контактов потенциальные потребители из действующих сегментов; | |
| Итог шага 2: формирование «перечня новых сегментов» (с ранжированием по перспективности для нас) | |
| - анализ по «внутренним резервам» (не может ли для кого-то быть интересным: наши площади, наши программы, лабораторный фонд, книжный фонд и т. д.). | |
| - «анализ по возможностям продвижения» (нельзя ли получить новый сегмент за счет, например, получения кредита в банке, получения гранта, стипендии или использования каких-то иных эффективных маркетинговых приемов); | |
| - «модульный анализ» (нельзя ли кому-то предоставить элементы наших услуг); | |
| - изучение программ конкурентов | |
| - «технологический» анализ (где могут быть использованы наши услуги); | |
| - анализ «наиболее благополучных» учреждений ВПО с последующей «оценкой технологии» (как у них могут быть использованы наши услуги); | |
| - «региональный анализ» (в каких регионах мы просто не представлены); | |
| Шаг 2. Выявление принципиально новых сегментов наших потенциальных потребителей: | |
| Итог шага 1: перечень потенциальных потребителей | |
| - сообщения рекрутских агентств. | |
| - анализ рекламы конкурентов; | |
| - анализ опросов служб трудоустройства выпускников учреждения ВПО; | |
| - анализ традиционных потребителей; | |
| - анализ результатов выставок, ярмарок и т. д.; | |
| - анализ результатов опросов реальных потребителей наших услуг; | |
| - анализ доступной рекламы в центральных, региональных и местных изданиях; | |
| - анализ потерянных клиентов/ потребителей «Почему они не потребляют наши услуги?»; | |
| Шаг 1. Выявление потенциальных потребителей в действующих сегментах: | |


В третьей главе приводятся разработанные магистрантом алгоритмы, методические инструменты, позволяющие решить поставленные задачи и достичь цели диссертационного исследования. Обосновывают внедрение в практику моделей и методических инструментов, позволяющих увеличить социально-экономическую выгоду.
Между 1, 2 и 3 главами должна быть органическая внутренняя связь, материал внутри глав должен излагаться в логической последовательности. Каждая глава заканчивается краткими выводами. Выводы можно представить как итоговый синтез полученных результатов исследования. Выводы должны быть краткими, с конкретными данными о наиболее существенных результатах.
Приведем пример выводов, подготовленных по итогам 1 главы докторской диссертации.


