Ситуация: относятся ли к ОПХ объекты питания (столовые) и медпункты, реализующие товары (работы, услуги) только работникам организации

Отдельно следует остановиться на деятельности объектов общественного питания и медпунктов, поскольку ситуация с их налогообложением вызывает немало вопросов.

Затраты на содержание объектов общественного питания (если они реализуют товары (работы, услуги) только работникам организации) включаются в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, на основании пп. 48 п. 1 ст. 264 НК РФ. Поэтому, если такие объекты не продают товары (работы, услуги) сторонним лицам, к ОПХ они не относятся. Эту позицию подтвердили контролирующие органы (Письма Минфина России от 19.12.2013 N 03-03-10/56009 (доведено до нижестоящих налоговых органов Письмом ФНС России от 14.01.2014 N ГД-4-3/271), от 05.07.2011 N 03-03-06/1/393, от 10.06.2011 N 03-03-06/1/338, от 18.03.2011 N 03-03-06/1/146, от 16.09.2009 N 03-03-06/1/584, УФНС России по г. Москве от 15.01.2008 N 18-11/002010@). К аналогичным выводам приходят некоторые арбитражные суды (Постановления ФАС Московского округа от 31.05.2011 N КА-А40/4102-11, ФАС Поволжского округа от 28.10.2008 N А65-610/2007-СА2-22).

Однако ФАС Уральского округа в Постановлениях от 18.05.2011 N Ф09-2707/11-С3 (которым оставлено без изменения постановление суда апелляционной инстанции), от 22.10.2008 N Ф09-7611/08-С3 пришел к противоположному выводу.

По нашему мнению, не относятся к ОПХ и расходы на содержание медпунктов, которые расположены на территории организации и обслуживают только ее работников. Такие затраты можно учесть на основании пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ.

Вместе с тем необходимо учитывать позицию Минфина России по этому вопросу. Финансовое ведомство считает, что на основании пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ можно принимать только те затраты, которые обусловлены обязательными требованиями трудового законодательства (Письмо Минфина России от 14.11.2005 N 03-03-04/4/86). К таким требованиям финансовое ведомство относит обязанность организаций проводить обязательные медицинские осмотры некоторых категорий работников (см. ст. ст. 212, 213 ТК РФ). Например, организации, которые эксплуатируют транспортные средства, должны обеспечить водителям предрейсовые медицинские осмотры (абз. 7 п. 1 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения").

А результаты по иной деятельности здравпунктов финансовое ведомство относит к ОПХ.

Отметим, что такая позиция не вполне оправданна. Ведь медпункты работодатель может содержать также и в целях санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания работников. Обеспечить его организация обязана в силу абз. 17 ч. 2 ст. 212 ТК РФ (см. также п. 2 ст. 25 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").

Поэтому расходы на содержание медпунктов, по нашему мнению, можно учитывать по пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ и в том случае, если обязанности по проведению обязательных медицинских осмотров работников у организации нет. Естественно, при этом услуги должны оказываться только работникам налогоплательщика.

Судебная практика подтверждает такой подход (Постановления ФАС Центрального округа от 09.11.2006 N А08-11753/05-25, ФАС Московского округа от 17.09.2006, 28.09.2006 N КА-А40/7292-06).

Однако нужно учитывать, что по данному вопросу возможны споры с налоговыми органами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: