Некритичность поведения

Гипербулия — патологическое повышение волевой активности, усиление интенсивно­сти разнообразных влечений и желаний. Встречается в двух формах.

При первом варианте присутствуют быстрая изменчивость побуждений, стремление к немедленному достижению целей (больной не считается с внешними условиями, не учиты­вает собственные возможности), что поведенчески выражается избыточной инициативно­стью, порывистостью, импульсивностью, подвижностью, говорливостью, часто сочетающи­мися с отвлекаемостью, непоследовательностью, недоведением начатого до конца и, сле­довательно, общей слабой продуктивностью (реальная жажда деятельности отсутствует). Исключения составляют относительно легкие случаи. В тяжелых случаях может возникать хаотическое психомоторное возбуждение.

Усиление волевых функций здесь скорее должно характеризоваться приставкой «псев-до», поскольку оно носит лишь внешний характер при преобладании ситуативных реакций (при маниакальных состояниях, бредовых расстройствах, при психопатических синдромах, в состоянии наркотизации). В некоторых случаях подобный вариант гипербулии может опи­сываться как суетливая псевдоделовитость.

При втором варианте вся жизнь больного действительно начинает подчиняться реали­зации его гипертрофированных патологических побуждений — проявляется необычайное упорство в достижении целей любыми средствами, обнаруживается инертность нервных процессов и затруднения при необходимости в переключении внимания (при паранойяль­ных состояниях, при эпилепсии).

Среди детского контингента признаки гипербулии наблюдаются в рамках синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), основная симптоматика которого наблю­дается в промежутке от 1,5 до 15 лет, становясь особенно яркой в конце дошкольного и начале школьного возраста. Поведение таких детей характеризуется чрезвычайной подвижностью, бесцельной избыточной моторной активностью, импульсивностью, обилием лишних движений, неусидчивостью и общим беспокойством, которые могут сочетаться с моторной неловкостью, несформированностью мелкой моторики и праксиса, повышенным риском травматизма.

В соответствии с классификацией психических расстройств DSM-IVразработанной Американской ассоциацией психиатров, ребенок может считаться гиперак­тивным, если в его поведении встречаются 6 из 18 признаков, в число которых входят: ребенок совершает суетливые движения руками и ногами; часто вскакивает со своего ме­ста; гиперподвижен в ситуациях, когда гиперподвижность неприемлема; не может играть в «тихие» игры; всегда находится в движении; очень много говорит, отвечает на вопросы не задумываясь, не выслушав их до конца и др. Результатом становятся нарушения семейной и школьной адаптации.

Считается, что гиперактивность является своеобразным следствием утомления — сла­бым контролем хаотического подкоркового возбуждения на почве преимущественно ран­них повреждений ЦНС (ретикулярной формации) в период беременности и родов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: