Гипербулия — патологическое повышение волевой активности, усиление интенсивности разнообразных влечений и желаний. Встречается в двух формах.
При первом варианте присутствуют быстрая изменчивость побуждений, стремление к немедленному достижению целей (больной не считается с внешними условиями, не учитывает собственные возможности), что поведенчески выражается избыточной инициативностью, порывистостью, импульсивностью, подвижностью, говорливостью, часто сочетающимися с отвлекаемостью, непоследовательностью, недоведением начатого до конца и, следовательно, общей слабой продуктивностью (реальная жажда деятельности отсутствует). Исключения составляют относительно легкие случаи. В тяжелых случаях может возникать хаотическое психомоторное возбуждение.
Усиление волевых функций здесь скорее должно характеризоваться приставкой «псев-до», поскольку оно носит лишь внешний характер при преобладании ситуативных реакций (при маниакальных состояниях, бредовых расстройствах, при психопатических синдромах, в состоянии наркотизации). В некоторых случаях подобный вариант гипербулии может описываться как суетливая псевдоделовитость.
|
|
При втором варианте вся жизнь больного действительно начинает подчиняться реализации его гипертрофированных патологических побуждений — проявляется необычайное упорство в достижении целей любыми средствами, обнаруживается инертность нервных процессов и затруднения при необходимости в переключении внимания (при паранойяльных состояниях, при эпилепсии).
Среди детского контингента признаки гипербулии наблюдаются в рамках синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), основная симптоматика которого наблюдается в промежутке от 1,5 до 15 лет, становясь особенно яркой в конце дошкольного и начале школьного возраста. Поведение таких детей характеризуется чрезвычайной подвижностью, бесцельной избыточной моторной активностью, импульсивностью, обилием лишних движений, неусидчивостью и общим беспокойством, которые могут сочетаться с моторной неловкостью, несформированностью мелкой моторики и праксиса, повышенным риском травматизма.
В соответствии с классификацией психических расстройств DSM-IVразработанной Американской ассоциацией психиатров, ребенок может считаться гиперактивным, если в его поведении встречаются 6 из 18 признаков, в число которых входят: ребенок совершает суетливые движения руками и ногами; часто вскакивает со своего места; гиперподвижен в ситуациях, когда гиперподвижность неприемлема; не может играть в «тихие» игры; всегда находится в движении; очень много говорит, отвечает на вопросы не задумываясь, не выслушав их до конца и др. Результатом становятся нарушения семейной и школьной адаптации.
Считается, что гиперактивность является своеобразным следствием утомления — слабым контролем хаотического подкоркового возбуждения на почве преимущественно ранних повреждений ЦНС (ретикулярной формации) в период беременности и родов.