(когнитивный и поведенческий аспекты)
Предложите детям ситуацию, в которой нужно будет поделиться конфетой со сверстником; причем в одном случае это:
1) Воображаемая ситуация (расскажите историю про обиженного мальчика (девочку), которому (ой) не досталось подарка). Данная работа проводится со всей группой и ответы детей записываются в специальном бланке:
Группа ___________________________
№ | Фамилия и имя ребенка | Поделиться конфетой со сверстником | Не поделиться конфетой со сверстником |
Алиев Аскар | ۷ | ||
Иванова Ольга | ۷ | ||
Тен Алексей | ۷ | ||
… | Всего | … | … |
2) Реальная ситуация: предложите детям разделить четыре (для старшей группы) и пять (для предшкольной группы) красивых незнакомых игрушек между сверстником. Данная работа проводится индивидуально. Если дошкольник забирает большую часть игрушек себе, тогда предложите им оценить свои действия и сравнить их с поведением хорошо известных персонажей мультфильма, например, Чип (Дейл) и Толстопуз.
|
|
Предварительная работа: расспросите детей, знакомы ли им данные персонажи, кого они считают хорошим, добрым, справедливым и кого они считают жадным, несправедливым и забирающим себе все самое лучшее.
Простой вопрос воспитателя после несправедливой «дележки»: «Как ты разделил игрушки, как Чип (Дейл) или Толстопуз?» подвергает ребенка в смущение. Неожиданно ребенок понимает, что поступил плохо и как бы сравнялся с отвратительным Толстопузом. Ребенок постарается уйти от прямого ответа, но по его поведению будет видно, что ответ для него ясен. После таких испытаний дети резко будут менять свое поведение в аналогичной ситуации. В случаях, когда не происходит позитивных изменений в ребенке, воспитателю, психологу рекомендуется внушить ему, что все окружающие считаю его настоящим Чипом (Дейлом), который все делит поровну. Этого аргумента будет достаточно, чтобы дети преодолели свою жадность и начали делиться игрушками со своими сверстниками. Основным мотивом их действий при этом будет стремление «быть хорошим», соответствовать положительному моральному эталону в глазах окружающих и в их собственных глазах.
Группа _________________________________
№ | Фамилия и имя ребенка | Справедливое разделение игрушек | Несправедливое разделение игрушек |
Алиев Аскар | ۷ | ||
Иванова Ольга | ۷ | ||
Тен Алексей | ۷ | ||
… | Всего | … | … |