double arrow

Исследования морального поведения дошкольника

(когнитивный и поведенческий аспекты)

Предложите детям ситуацию, в которой нужно будет поделиться конфетой со сверстником; причем в одном случае это:

1) Воображаемая ситуация (расскажите историю про обиженного мальчика (девочку), которому (ой) не досталось подарка). Данная работа проводится со всей группой и ответы детей записываются в специальном бланке:

Группа ___________________________

Фамилия и имя ребенка Поделиться конфетой со сверстником Не поделиться конфетой со сверстником
  Алиев Аскар ۷  
  Иванова Ольга ۷  
  Тен Алексей ۷  
Всего

2) Реальная ситуация: предложите детям разделить четыре (для старшей группы) и пять (для предшкольной группы) красивых незнакомых игрушек между сверстником. Данная работа проводится индивидуально. Если дошкольник забирает большую часть игрушек себе, тогда предложите им оценить свои действия и сравнить их с поведением хорошо известных персонажей мультфильма, например, Чип (Дейл) и Толстопуз.

Предварительная работа: расспросите детей, знакомы ли им данные персонажи, кого они считают хорошим, добрым, справедливым и кого они считают жадным, несправедливым и забирающим себе все самое лучшее.

Простой вопрос воспитателя после несправедливой «дележки»: «Как ты разделил игрушки, как Чип (Дейл) или Толстопуз?» подвергает ребенка в смущение. Неожиданно ребенок понимает, что поступил плохо и как бы сравнялся с отвратительным Толстопузом. Ребенок постарается уйти от прямого ответа, но по его поведению будет видно, что ответ для него ясен. После таких испытаний дети резко будут менять свое поведение в аналогичной ситуации. В случаях, когда не происходит позитивных изменений в ребенке, воспитателю, психологу рекомендуется внушить ему, что все окружающие считаю его настоящим Чипом (Дейлом), который все делит поровну. Этого аргумента будет достаточно, чтобы дети преодолели свою жадность и начали делиться игрушками со своими сверстниками. Основным мотивом их действий при этом будет стремление «быть хорошим», соответствовать положительному моральному эталону в глазах окружающих и в их собственных глазах.

Группа _________________________________

Фамилия и имя ребенка Справедливое разделение игрушек Несправедливое разделение игрушек
  Алиев Аскар ۷  
  Иванова Ольга ۷  
  Тен Алексей ۷  
Всего

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: