Контроль – это особый вид управленческой деятельности на предприятии, сосредоточенный на наблюдении и оценке прохождения процесса управления, который обеспечивает достижение поставленных целей.
Три составляющих контроля:
· установление стандартов;
· измерение выполнения;
· корректирование.
Контроль как обратная связь системы
Контроль является таким типом деятельности по управлению предприятием, который позволяет своевременно выявить проблемы, разработать и осуществить мероприятия по корректированию хода и содержания работ в организации до того времени, когда проблемы приобретут признаки кризиса. В то же время контроль позволяет выявить, поддержать и распространить позитивные явления и начинания, наиболее эффективные направления деятельности на предприятии.
Основная цель контроля: содействовать сближению фактических и необходимых результатов выполняемых работ, т.е. обеспечит выполнение задач (достижения целей), стоящих перед предприятием.
|
|
Контроль, как управленческая деятельность должна отвечать таким требованиям:
— быть всеобъемлющим и объективным, т.е. ориентированным на адекватное отображение достигнутых параметров относительно установленных целей и выбранных стратегий;
— ориентироваться на конечные результаты, в этом контексте контроль рассматривается как средство достижения целей;
— должен носить непрерывный и регулярный, неотвратимый характер;
— быть гибким, т.е. не мешать выполнению основной работы;
— отвечать содержанию тех работ, которые контролируются, проверять не только количество и срок, но и качество работы;
— быть понятным для тех, кого контролируют и проверяют;
— быть своевременным, чтобы иметь возможность вмешательства и корректирования происходящих процессов;
— обеспечивать проверяющих необходимой полной, понятной и лаконичной информацией;
— быть экономным, т.е. соответствовать требованиям – затраты на проведение контроля не могут быть больше, чем те результаты, которые достигаются в процессе контроля.
Типы критических точек контроля:
- физические стандарты;
- ценовые стандарты;
- стандарты капитала;
- стандарты доходов;
- программные стандарты;
- неуловимые стандарты;
- цели как стандарты;
- стратегические планы как контрольные точки
для стратегического контроля.