Психологическая школа

Игнорирование культурно-исторической школой творческой индивидуальности писателя со свойственным ему психологическим складом. Возникновение интереса к этой индивидуальности и проблема личности писателя. Отпочкование от историко-культурной особой - “психологической” школы (70-80-е гг. XIX в.), исходившей из примата личности писателя с опорой на психологию, как на точную науку. Взгляд на литературу как на продукт душевной деятельности. Психологический анализ ее героев. Догадки о психических свойствах писателя исходя их его сочинений.

Успехи физиологии и психологии во 2-й половине XIX в.

П.Лакомб об определяющем влиянии на литературу психологических особенностей творческой личности и ее эмоциональной установки.

Методологический труд Э.Геннекена “Эстопсихология” - дополнение Тэна эстетическими и психологическими проблемами. Возникновение теории восприятия художественных явлений. Синтезирование Геннекеном трех аналитических принципов: эстетического, психологического и социологического - для определения свойств воспринимающей “среды” и выявления общественных групп, которым импонирует произведение или творчество. Убеждение Геннекена, что вызываемые эмоции объективны и поддаются изучению. “Психологический синтез“ - дать полное изображение личности художника, как одного из типов “думающего и чувствующего человечества”. Убеждение Геннекена в “автоматической достоверности” своего метода.

Создание А.А. Потебней в Харьковском университете группы литературоведов и языковедов “психологического” направления (Д.Н.Овсянико-Куликовский, А.Г.Горнфельд, В.И.Харциев, Б.А.Лезин и др.).

Труд Потебни “Мысль и язык” (1862)- наиболее полное изложение его философских и лингвистических взглядов. Мысль В.Гумбольдта о связи языка и мышления, развитая Потебней. Его концепция развития человеческой мысли и речи. Слово - не только носитель, но и генератор мысли. Но понимание слова и субъективно-психологические трактовки сугубо индивидуальны. “Внутренняя форма” слова как важнейшая категория его структуры, источник образности и инструмент появления новых слов. Аналогичное строение произведения - со своей “внутренней формой”. Вывод Потебни о ненаучности истории литературы без истории языка. Отдельное слово, как своеобразное поэтическое произведение.

Невозможность идентичного понимания слова и произведения, по Гумбольдту-Потебне. Метафоричность, тропы, как важнейший элемент поэзии и языка.

Односторонность учения Потебни: абсолютизация образа и отождествление образности с поэтичностью. Исторически прогрессивная сторона его учения - внимание к специфически литературной проблеме художественности, оставленной без внимания культурно-исторической школой; представление о сложности искусства и неисчерпаемом богатстве его содержания.

Соединение психологического метода с социологическим Д.Н.Овсянико-Куликовским. Ведущее понятие этой разновидности школы - “общественная психология”. Общественно-психологические литературные типы Овсянико-Куликовского - основа построения истории русского общества.

Эстопсихологизм П.Д.Боборыкина. Подчеркивание социологии как основы, к которой в конечном итоге все сводится.

Проблемы восприятия литературы в освещении А.Г.Горнфельда.

Непериодическое издание “Вопросы теории и психологии творчества”.

Внимание к изучению биографий писателей в аспекте “психологии”.

“Духовно-историческая” школа Вильгельма Дильтея, тесно сопряженная с философией Ницше и изучавшая “идеи эпохи”, взаимоотношение литературы и “духа” культуры. Значение для поэзии переживания и интуиции.

Более широкая разновидность “психологизма” - “этнологическая” школа (Август Зауэр и др.), выводившая творчество из особенностей народности, племени, расы, родной земли (питательная почва идеологии фашизма).

Уклонение от историзма и социальности в “психоаналитическом” учении Ц.Ламброзо и М.Нордау о “вырождении”, врожденной преступности и нервном истощении народов на пороге XX века. Критика этих теорий русскими писателями (Толстой, Чехов, Горький).

Ответвления и эклектические смешения “психологическрй” школы - с дарвинизмом, экзистенциализмом, “легальным” марксизмом и пр.

Антиисторичность и субъективизм “психоаналитического” учения З.Фрейда, по которому вся жизнь, включая искусство, движется неудовлетворенным эросом.

Крайности “психопатологического” обследования писателей и их творчества в России (В.Ф.Чиж, И.Д.Ермаков).

Критика “”психологической” теории творчества Л.С.Выготским, противопоставившего ей “объективно-аналитический метод”, берущий за основу самое произведение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: