Вклад русских критиков и писателей второй половины XIX в, в науку о литературе

Теоретические взгляды русских революционных демократов в области искусства и литературы. Единство концепции национальности, народности и реализма в суждениях А.И.Герцена. Чернышевский и Добролюбов об объективных источниках прекрасного в искусстве. Становление теории реализма. Концепция художественного единства, разработанная Чернышевским в статье о Толстом. Художественное единство как важнейший эстетический закон реализма. Психологическая и социальная мотивировка героя; логика характера.

Борьба теоретиков идеалистического направления (А.В.Дружинин, П.В.Анненков) за тдеалы “чистого искусства”.

А.А.Григорьев о роли “писательского миросозерцания” в творческом процессе.

Народническая критика (Н.К.Михайловский, А.М.Скабичевский).

Осуждение натурализма критиками и писателями (Салтыков-Щедрин, Гончаров, Г.Успенский). Вопрос об условности и фантастике.

Выступления против реализма и защита его Толстым, Чеховым, Короленко.

Суждения писателей о вопросах творчества как материал для последующих научных разысканий.

“Тайноый психологизм” И.С.Тургенева и его типология романа.

Истолкование И.А.Гончаровым конфликта Чацкого с барской Москвой как типического. Гончаров о причинах живучести комедии Грибоедова. Гончаров о проявлениях типического в литературе и в жизни.

Пропаганда художественного реализма А.Н.Островским, как искусства выразительного и экспрессивного, в отличие от натурализма. Разработка Островским теории драматической поэзии.

Интерес Н.С.Лескова к языку и к использованию речевых средств для раскрытия общественной психологии.

Идеалы народности, идейности. гражданственности и социальной активности литературы у Н.А.Некрасова и М.Е.Салтыкова-Щедрина.

Противопоставление Ф.М.Достоевским своего реалистического метода позитивистскому (“в высшем смысле”) - позитивистскому. Речь Достоевского о Пушкине и констатация мирового значения русской литературы.

Художественные открытия Л.Н.Толстого и их значение для разработки методологии науки о литературе.

Историко-литературные суждения Чехова о проблемах художественного метода и стиля. Чехов об эволюции литературных явлений; критика им обветшалых художественных форм.

Содержательность и идейность, вытекающая из образов, - главный предмет внимания В.Г.Короленко. Дополнение Короленко “трюизмов” Тэна: требование не просто отражать, а отражать “отрицая или благословляя”.

Литературные взгляды А.М.Горького. Внимание к проблеме прекрасного в искусстве. Красота как один из высших критериев ценности в искусстве. Горький как сторонник “форм самой жизни” в произведении, но - при сложной художественной обработке факта. Горький о существовании прогрессивного и консервативного романтизма. Вклад Горького в теоретическую борьбу с модернизмом. Каприйские лекции Горького по истории русской литературы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: