double arrow

Политические идеи христианства. Средние века и Реформация


Политические идеи раннего христианства и средневековья базировались на греко-римской традиции, но обязательно освещались христианской догматикой. Так, происхождение власти и государства обязательно велось от бога. Это послужило началом т. н. теократических теорий (теос (греч.) — бог, кратос (греч.) — власть).

Одним из первых теоретиков теократии был Иоанн Златоуст (345 - 407 гг.). «Царю вверено земное, мне небесное, царю поручены тела, священнику — души.... Последнее княжество выше, поэтому царь преклоняет голову под руку священника»[7] — утверждал он.

Другой известный христианский идеолог Августин Блаженный (354 - 430 гг.) в трактате «О граде божьем» писал, что государство должно оправдывать свое существование в служении церкви, направлять людей праведно жить в «граде земном», чтобы попасть в «град небесный».

Наиболее известным христианским теоретиком собственно средневековья был Фома Аквинский (1225 или 1226 - 1274 гг.). По его учению человеческие законы (т. е. право) не должны противоречить естественным, природным. Если в природе от бога существует определенная иерархия, на вершине которой находится человек, рассуждал Фома, то и в сообществе людей должны существовать сословия, выполняющие разные социальные функции и имеющие соответствующее положение в обществе. Политические функции должны осуществлять те сословия (монарх и феодалы), которые по божественному промыслу призваны управлять государством. Единобожие — образец для земной власти. Отсюда наиболее подходящая форма государства христиан — монархия. В то же время, если власть отклоняется от божественных установлений, то подданные имеют право не подчиняться ей. А правители не могут произвольно лишать подданных жизни, запрещать брак, деторождение и т. д., то есть все то, что дано человеку богом и природой. Этим положением Фома возрождает традицию Аристотеля о естественных причинах человеческого существования. Это положение в дальнейшем (уже в Новое время) станет основой теории естественных прав личности. Теория Фомы Аквинского стала официальной доктриной католической церкви. В настоящее время ее развивает такое течение политической мысли, как христианская демократия.




На протяжении всего средневековья не прекращались споры о соотношении церкви и государства. И хотя они неизменно решались в пользу церкви, но, в то же время, помогали лучше видеть сущность и функции государства, подводили вплотную к решению проблемы государственного суверенитета.

Христианские политические идеи пустили глубокие корни в русской политической мысли после крещения Руси (988 г.). В то же время разделение христианства на православие и католицизм, которое произошло в 1054 году, поставило перед Русью дилемму «восток--запад», не решенную до сих пор.



Феодосии Печерский (ум. 1074 г.), игумен Киево-Печерского монастыря — первого религиозно-интеллектуального центра Древней Руси, в трактате «О вере крестьянской и о латинской» развивает традиционную для христианства идею о превосходстве духовной власти над светской и воспитании «богоугодного властелина» - великого князя, правящего в согласии с церковью и противостоящего католической вере. От Феодосия идет консервативная традиция, породившая теории славянофильства и евразийства.

В период московской централизации (1380 - 1613 гг.) христианская политическая мысль защищала сначала удельную систему политической раздробленности Руси Но с середины XV в. русская православная церковь постепенно переходит на позиции оправдания централизации Руси и укрепления царского самодержавия. Так, Иосиф Волоцкий (1439 - 1515 гг.), один из самых авторитетных священников своего времени, утверждал, что великий князь московский только внешне похож на человека; властью же и правами он наделен от бога. Поэтому ему должны подчиняться все православные христиане, включая удельных князей и священников. Другой монах, Филофей Псковский (ок. 1462 - 1542 гг.) выдвинул теорию: «Москва — третий Рим», утверждавшую, что первый Рим и второй (Константинополь) пали из-за уклонения от истинной веры. Единственным хранителем истинной веры, перенятой от Византии, осталась Москва (третий Рим), историческая миссия которой заключается в сохранении православия до страшного суда. Отсюда следует, что царю московскому нужно распространять влияние истинной веры на другие народы, укреплять государство, соединив церковные и светские бразды правления.



Эти идеи оказывали сильное воздействие на политику России вплоть до 1917 года, оправдывая колонизацию соседних народов и стремление к завоеванию Константинополя и черноморских проливов, борьбу с турками за освобождение православных балканских славян (болгар, сербов, черногорцев), румын и греков.

Во времена Реформации в Европе сложились христианские учения лютеранства и кальвинизма. М. Лютер (1485-1546 гг.) добивался независимости светской власти от папы римского, признавал право каждого человека на свободный поиск истины при опоре на внутреннюю веру без подмены ее пышностью и многочисленностью церковных обрядов. Ж. Кальвин (1509-1564 гг.) пошел еще дальше в демократизации церкви. Кальвинистская община управляется независимой от папы и местной церковной иерархии выборной консисторией, состоящей из пресвитеров (старейшин, проповедников и диаконов). Сначала были попытки поставить консисторию выше государства (теократическая тенденция), но, в конечном счете. утвердилась идея независимости кальвинистской церкви от государства. Эта идея оказалась столь плодотворной, что в настоящее время стала общим правилом любого светского государства.

Реформированная протестантская религия (т. е. независимая от папы римского) сыграла большую роль в развитии современной цивилизации. Именно положение протестантизма о том, что успех в трудовой деятельности считается доказательством богоизбранности человека и спасения его в царствии божьем, стало одной из главных причин развития трудовой активности, инициативы и предприимчивости, которые вели к становлению капиталистических отношений в странах северо-западной Европы и Америки.







Сейчас читают про: