double arrow

Политические учения Нового времени



Отличительной особенностью политических идей Нового времени было стремление заменить традиционные исследования Библии и обширной религиозной литературы, накопленной в период средневековья, изучением человеческих качеств и взаимоотношений между людьми, на которых, собственно, и строятся общество и государство. По-новому, через призму человеческих (гуманистических) отношений были рассмотрены труды ученых Древнего мира. Такое направление в общественных науках получило название гуманизма.

Одним из первых исследователей политики в Новое время был Н. Макиавелли (1469-1527 гг.), занимавший государственные должности во Флорентийской республике, а затем написавший ряд сочинений. Самое известное из них - «Государь».

Государство Макиавелли определял как отношение между правительством и гражданами. Эти отношения могут опираться либо на страх, либо на любовь. Их следует поддерживать таким образом, чтобы страх не перерастал в ненависть, а любовь — в презрение.

Такие отношения, обязательно включающие защиту частной собственности и безопасность личности, лучше всего обеспечиваются в республике, которая должна быть основана на компромиссе знати и народа, а система государственных органов — включать аристократические и демократические институты.




Особое внимание Макиавелли уделял обеспечению законности. Спокойствие в государстве прямо зависит от нерушимости законов. Такое спокойствие должно поддерживаться хорошо организованным войском.

Религию Макиавелли считал не силой, доминирующей над государством, а наоборот, одним из средств управления обществом, подчиненным интересам государства. Христианская доктрина должна служить прославлению и защите отечества.

Макиавелли отделил политику от христианской морали, сделал ее самостоятельной областью знаний, опирающуюся на человеческие отношения, а не на христианские догматы. А так как люди по природе не идеальны, то и управление ими должно, носить не идеально моральный характер. « ... Из всех зверей пусть государь уподобиться двум: льву и лисе. Лев боится капканов, а лиса — волков, следовательно, надо быть подобным лисе, чтобы уметь обойти капканы, и льву, чтобы отпугнуть волков».[8] Подобно льву, считал Н. Макиавелли, правитель не должен держать свое обещание, а подобно лисе он должен уметь прикрыть свое вероломство, если этого требуют интересы государства.



Отсюда идет в политике термин «макиавеллизм», как синоним разделения морали и политики, жестокости, хитрости и вероломства, хотя сам Макиавелли призывал использовать такую политику в целях спасения свободы и сохранения государства.

Выдающимся ученым Нового времени был французский юрист Ж. Боден (1530 - 1596 гг.). Выступая против феодальной децентрализации страны и религиозного фанатизма, он сформулировал и обосновал понятие государственного суверенитета.

Суверенитет, считал Боден, означает независимость государства от папы римского и германского императора, от церкви, от сословий и от другого государства. Суверенитет — это верховная власть, которая имеет право издавать и отменять законы, объявлять войну и заключать мир, вершить суд и помилование, назначать высших должностных лиц. Суверенитет — абсолютная и постоянная власть государства.

Исходя из концепции суверенитета, Ж. Боден различал два вида государственных объединений. Объединение государств, основанное на неравенстве (когда части как вассалы подчиняются суверену), образует федерацию. Здесь суверенитетом обладает союз в целом. Если государства соединить на принципе равенства, то получится конфедерация. В ней каждое государство сохраняет суверенитет.

Важным завоеванием гуманитарной политической науки стала созданная нидерландским ученым Г. Гроцием (1583 - 1645 гг.) теория естественного права. Он исходил из того, что некогда существовало «естественное состояние» людей, не имевших ни частной собственности, ни государства, но обладавших от природы всеми правами. Развитие человеческого общества и усложнение взаимоотношений между людьми побудили их заключить договор о создании государства. Таким образом, гражданами государства они стали не по божественному повелению, а добровольно, для защиты от насилия. Следовательно, они добровольно передали часть своих прав (на защиту от внешнего врага, на защиту своей собственности и т. д.) государственным органам. Государство, считал Г. Гроций, есть союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы.

Идею Гроция о договорном характере государства развил английский философ Т. Гоббс (1588-1679 гг.). В своем основном политическом трактате «Левиафан, или материя, форма и власть государства» он исходил из того, что в естественном, первобытном состоянии, когда нет власти, сдерживающей человеческие страсти, люди постоянно враждуют между собой («человек человеку волк»). Это состояние Гоббс называл еще войной всех против всех. Такое положение побуждало искать выход. Люди отказались от естественных прав по самозащите, самоуправлению и добровольно перенесли их на государство. Государство как мощное библейское морское чудовище — Левиафан держит людей в страхе, обеспечивая равную для всех справедливость путем установления законов. Граждане имеют право реализовывать свои права, делая все, что не запрещено законом. «Государство есть единое лицо, ответственным за действия которого сделало себя путем взаимного договора между собой огромное множество людей …».[9] Эта формула завершила разработку теории общественного договора.

Исходя из концепции сдерживания человеческих страстей мощным государством, Гоббс был сторонником абсолютной монархии. По его мнению, монарх, как суверен,обязан соблюдать общественный договор и обеспечивать порядок в стране. При нарушении законов монархом подданные имеют право отстранить его от власти.

Видный теоретик государственного устройства нидерландский философ Б. Спиноза (1632 - 1677 гг.) также исходил из теории естественного права и таких противоречивых природных качеств человека, как ум и страсти, вызывающих и разумное поведение и страсть к наживе. Поэтому обеспечить общение людей могут только законы, которым подчиняются все граждане. Но чтобы закон стал уважаем, он должен быть добровольно принят большинством граждан. Отсюда вытекает, что наиболее стабильным, разумным и могущественным государством будет демократическая республика. Власть большинства не может противостоять народу, который не следует авторитету какого-либо лица, а по своему согласию принимает законы и потому свободен. Власть при демократии не опасается своих граждан и способна эффективно управлять ими.

Демократия по Спинозе — это независимое государство, опирающееся на согласие граждан и управляющее ими при помощи разумных законов, обеспечивая свободу, равенство и общее благо.

Это — первое со времен Древнего мира обоснование демократии.

Спиноза обосновал возможность установления демократического устройства, но он не ответил на вопрос: «Как защитить демократическую власть от сползания к монархии и тирании?»

Этот вопрос попытался разрешить английский философ Дж. Локк (1632 - 1704 гг.). Он также исходил из теории естественных прав, среди которых основными считал свободу, равенство и собственность. Чтобы обеспечить эти права и гарантировать граждан от деспотии, необходимо разделить власть и строго оговорить обязанности каждой из ее ветвей.

Законодательная власть, как высшая власть в государстве, ответственна перед народом за принятие разумных законов. Чтобы не было соблазна узурпации власти и создания привилегий для себя, орган представительной власти не должен заседать постоянно.

Исполнительная власть во главе с монархом должна получить прерогативы (право созывать и распускать парламент, право вето законов и законодательной инициативы, право совершенствования избирательной системы). Исполнительная власть должна действовать на основании законов.

Федеративная власть, по Локку, должна ведать международными отношениями.[10] Локк считал, что судебная и федеративная власти должны подчиняться монарху. Король назначает премьер-министра, министра иностранных дел и т. н. коронных судей. Такая относительная несамостоятельность судебной власти — характерная черта английского парламентаризма.

Так как теорию разделения властей Локк выводил из естественной природы человека, то и три ветви власти должны соответствовать человеческой натуре: законодательная власть — способности его разума создавать правила поведения, исполнительная власть - вести себя в соответствии с этими правилами и федеративная власть — строить свои отношения с другими людьми.

В отличие от Гоббса, Локк считал государство не могучим, всесильным организмом, а сообществом институтов, гарантирующим людям, передавшим ему власть, свободу и сохранение собственности. Наилучшим государственным устройством Локк считал конституционную монархию.

Политические взгляды Локка явились истоком политического течения либерализма.

Теорию разделения властей довел до логического завершения, применив принципы Локка к республиканскому устройству, французский философ Ш. Монтескье (1689 - 1775 гг.). Но в отличие от Локка, в своем политическом труде «О духе законов» он вывел происхождение государства не из общественного договора. Для Монтескье государство вырастает как закономерность постепенно развивающегося исторического процесса, одной из категорий которого является общий дух нации. На развитие духа нации воздействуют сначала физические причины (климат, размеры и положение страны, численность населения и др.), а затем и моральные факторы (политический строй, религия, традиции, нравственность); действие последних с развитием цивилизации усиливается. Отсюда - важность рационального устройства государственной власти. По Монтескье, считавшим лучшим республиканское устройство, которое он разделял на демократию (власть всего народа) и аристократию (власть части народа), для обеспечения законности и свободы власть следует разделить на следующие три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Самостоятельность судебной власти необходима для сдерживания первых двух властей, ибо только законы могут гарантировать свободу граждан.

С Ш. Монтескье, который выводил происхождение государства не из общественного договора, а из исторического развития общества, берет свое начало так называемый социологический подход в политологии.

Политические учения Локка и Монтескье, других просветителей оказали большое воздействие на развитие политической практики.

Первыми приступили к практическому осуществлению демократического устройства в Новое время американские колонисты. Образование колоний в Северной Америке началось в первые годы XVII века и проходило без жесткого контроля со стороны Британии. Английская корона лишь номинально считалась высшей властью американских колоний, которые с самого основания были достаточно самостоятельными. Политическое устройство всех этих колоний предусматривало первичную ячейку демократии— самоуправляющуюся общину, которая решала все вопросы местной жизни (дороги, школы, благоустройство и т. д.), передавая наверх лишь те, которые не в силах решить сама (внешняя политика, армия, тюрьмы и т. п.). Война за независимость (1775 - 1783) не была в прямом смысле войной за демократию. Демократия как политическая система уже существовала в низовых структурах американского общества. Декларация независимости, написанная Т. Джефферсоном, принятая в 1776 году, утвердила ее основные принципы с точки зрения теории естественных прав: «Все люди созданы равными и наделены неотъемлемыми правами, среди которых имеются права на жизнь; свободу и стремление к счастью; для обеспечения этих прав существуют правительства, осуществляющие свою власть с согласия тех, кем они управляют».[11] Текст Декларации независимости полностью вошел в Конституцию США 1787 года, явившуюся первой конституцией демократического государства. Эта конституция интересна еще и тем, что содержит т. н. «систему сдержек и противовесов», регулирующую взаимоотношения ветвей власти. Так, например, президент США может вернуть законопроект, принятый конгрессом. Но если при повторном рассмотрении билль наберет две трети голосов Палаты представителей и Сената, он без утверждения президента становится законом.

В 1789 году в период французской революции была принята «Декларация прав человека и гражданина», провозгласившая во Франции неотъемлемые права и свободы личности. Статья II этого документа, например, провозглашала: «Свободное сообщение мыслей и мнений есть одно из самых драгоценных прав человека...».[12]

В это же время рождаются (и возрождаются на основе идей античных философов) радикальные теории государства и организации власти. Ж.-Ж. Руссо (1712 - 1778 гг.) в своем трактате «Общественный договор» разработал концепцию народного суверенитета. В отличие от либералов, также признававших естественное право народа на власть, которую он передает представительным органам, Руссо выступает за непосредственное управление государством всем мужским населением страны (непосредственная демократия). Верховенство (суверенитет) народа должно проявляться также в том, — полагает Руссо, что он не считает себя связанным законами и в любой момент может изменить их и отстранить от власти правительство. При такой системе власти форма государства (управляет один, немногие или большинство) не имеет большого значения.

Вкладом немецкой науки в развитие политической теории явились политико-правовые учения И. Канта и Г. В. Ф. Гегеля. И. Кант (1724 - 1804 гг.) органически связал стабильность государства и законопослушность граждан с развитием общей культуры и нравственности, политику и мораль.

Стать моральной личностью, гражданином человек может в том случае, если он вырос до понимания своей ответственности перед обществом. В этом случае он будет руководствоваться, не условными правилами поведения, зависящими от обстоятельств, а требованиями категорического (безусловного) императива, который выражается в следующих постулатах:

1. Поступай так, чтобы твой поступок мог стать всеобщим законом.

2. Относись ко всякому другому человеку как к цели, а не как к средству достижения целей.

Важнейшим признаком государства Кант считал верховенство закона. Именно из кантовских идей автономии нравственного сознания, сознательного подчинения и уважения закона вырастает на немецкой почве теория правового государства.[13]

В своем учении о международной политике Кант выдвинул проект установления вечного мира. Вклад Г. Гегеля (1770 - 1831 гг.) в политическую науку сравним разве что с его же вкладом в философию. Главное политическое произведение великого философа — «Философия права». В нем он, развивая взгляды Аристотеля, Цицерона, теорию естественного права, выдвинул концепцию соотношения гражданского общества и государства. Гражданское общество, по Гегелю, есть сумма таких связей, отношений между людьми, которые обеспечивают им достижение частных, личных целей.

В отличие от гражданского общества государство есть действительность общей воли, нравственной идеи, сама по себе существующая и самодостаточная.[14] Эта идеалистическая трактовка государства, которое оторвано от материалистических корней, которое как бы парит над народом и существует в идеале до появления нации, тем не менее, помогла отделить общество от аппарата управления, и в дальнейшем — понять интересы и потребности конкретных людей и способы их удовлетворения. Завершим краткий курс основных политических учений теорией А. де Токвиля (1805 - 1859 гг.). Основное сочинение — «Демократия в Америке». В отличие от метафизических размышлений и обращения к опыту античных демократий философов XVIII в. де Токвиль отправился в страну, практически строящую демократическую республику. То, что он там увидел, помогло ему сделать следующие выводы:

- важнейшим социальным процессомXIX в. является процесс эгалитизации (эгалите — равенство) общества, стирания сословных рамок и ограничений в образовании, культуре, образе жизни;

- отсюда следует, что в Америке и во всем мире идет смена аристократического общественного устройства демократическим. Процесс этот объективен и неудержим;

- но свободу люди понимают по-разному. В условиях демократии власть большинства может превратиться в навязывание точки зрения, мнений и вкусов, то есть в «тиранию большинства», которая ведет к «новому деспотизму». Необходимо ограничить тиранию большинства так же, как ограничивают власть монарха;

- ограничению тирании большинства служат соблюдение прав и свобод личности;

- вторая угроза демократии — бюрократическая централизация Она бывает двух видов: 1 — правительственная централизация — необходимая сильная власть, опирающаяся на закон и выражающая общие интересы; 2 — административная централизация - проникновение государственных структур в гражданское общество с целью навязывания групповых интересов. «Она дает нации торжество в момент борьбы, но, действуя в течение долгого времени, уменьшает ее силу».[15] Централизация является «превосходным тормозом» в любых начинаниях, приводящих к статус-кво, порядку и общественному спокойствию;

- отсюда вытекает требование децентрализации, уменьшения роли государства в делах штатов и, особенно, на местах — в общинах, где решается 80% дел повседневной жизни.

В России Нового времени, которое началось в нашей стране с царствования Петра I, образованная часть правящей элиты была знакома с основными политическими теориями. Сам Петр I и последующие императоры признавали теорию разделения властей. Петровские реформы затронули в числе других и политическую систему российского общества. Воспользовавшись смертью патриарха, Петр I ликвидировал патриаршество и учредил Святейший Синод — коллегиальный орган, состоящий из высших иерархов для управления делами церкви. Деятельность Синода контролировалась обер-прокурором — государственным чиновником. Эти учреждения составили как бы ветвь духовной власти.

Вторую ветвь власти — законодательную представлял Правительствующий Сенат (под руководством генерал-прокурора), заменивший Боярскую Думу. В отличие от западных законодательных органов он носил совещательный характер и, как и Синод, замыкался на императора.

Третьей ветвью власти стали Коллегии, наследницы старых приказов. Эта ветвь представляла вместе с губернаторами власть административную (исполнительную) и также подчинялась императору.


Обер-прокурор
Святейший Синод
Генерал-прокурор
Правительствующий Сенат
ИМПЕРАТОР
Рис. 3. Государственное устройство России при Петре I.

11 коллегий

8 губернаторов


Таким образом, в России XVIII в. сложилось своеобразное «разделение властей» на власть духовную, власть законосовещательную с некоторыми функциями судебной власти и власть исполнительную под властью императора. Император, являясь «верховным защитником православной веры»[16] не пользовался всей полнотой духовной власти, ограничиваясь делами церковного управления, но, не вмешиваясь в вопросы веры и церковные обряды. Зато в законодательной и исполнительной области власти российский монарх считался источником права и абсолютным властителем государства. Эти функции он исполнял через Сенат (с реформы 1810 г. — Государственный Совет, коллегии, с 1810 г. — министерства) и губернаторов.

Екатерина II (годы правления 1762-1796) до французской революции (1789 г.) находилась под влиянием либеральных идей. Она предприняла попытку освобождения крестьян, отвергнутую дворянством. Екатерина II, хорошо образованная, ведшая переписку с Вольтером и Дидро, пыталась разбудить общественное мнение русского общества, склонить его к обсуждению вопросов естественных прав человека, гуманизма, просвещения. С этой целью она писала пьесы, создавала независимые от власти журналы, организовывала диспуты и обсуждения политических теорий. Эту деятельность некоторые политологи рассматривают, как первую попытку организовать гражданское общество в России «сверху».[17]

Александр I (1777 - 1825 гг.) в начале своего царствования (началоXIX в.) провел умеренные либеральные реформы, разработанные М. М. Сперанским, тщательно изучавшим европейские политические теории. Был ограничен произвол помещиков над крестьянами, намечено ограничение власти монарха и придание законодательных функций Государственному Совету. Но последние два положения фактически проведены не были.

Именно торможение реформ было главной причиной восстания декабристов — офицеров, возвратившихся из европейского похода. Основные требования восставших заключались в конституционном ограничении абсолютизма, разделении властей и освобождении крестьян в соответствии с теорией естественных прав.

Таким образом, образованное общество в России было достаточно хорошо информировано о развитии политической мысли и политических событиях в Европе и Америке в XVIII и начале XIX в. Новые политические идеи и теории воспринимались и часто «примерялись» к политической системе России. Реформы не носили законченного характера, но, тем не менее, оказывали большое воздействие на состояние общества и развитие политических процессов, аналогичных (может быть, с определенным периодом задержки) процессам в развитых обществах Европы.

Идеи ученых Нового времени подготовили почву новой системе взглядов на общество и политику. В центре этой новой парадигмы находится не бог, монарх или априорная идея государства. Главным в поэтической науке все более признается обеспечение прав личности и возможность взаимодействия равноправных граждан в обществе. Впервые с античных времен внимание ученых сосредоточилось не на поиске идеальной модели государства (хотя такие поиски продолжались утопистами-коммунистами и утопистами-социалистами), а на возможности управления обществом, не допуская тирании и узурпации власти.

Вопросы для самоконтроля

1. Что общего в политических теориях Древнего Египта, Междуречья, Китая, Индии?

2. Какие принципиальные отличия имеют политические учения греко-римского общества?

3. Каковы главные идеи учения Платона о государстве? Каково место .Платона в споре двух направлений политической мысли?

4. В чем Аристотель развивал политическую теорию Платона, а в чем был с ним не согласен?

5. Применима ли к современному обществу циклическая теория Полибия?

6. В чем видели стабильность государства Платон, Аристотель и Полибий?

7. Сторонниками какого государства были ранние христианские богословы Иоанн Златоуст и Августин Блаженный?

8. Как связывал божественное и естественное право в своем учении о государстве Фома Аквинский?

9. Какое влияние реформаторы церкви М. Лютер и Ж. Кальвин оказали на развитие политической теории?

10. В чем заключается проблема соотношения морали и политики в учении Н. Макиавелли?

11. Как вы понимаете теорию государственного суверенитета Ж. Бодена?

12. Как понимал естественное право Г. Гроций?

13. Какую роль отводил государству в жизни человеческого общества Т. Гоббс?

14. Каким образом Б. Спиноза выводил возможность и желательность демократии для современного ему общества?

15. В чем разница теорий разделения властей Дж. Локка и Ш. Монтескье?

16. В чем заключается историческое значение Декларации независимости США и Декларации прав человека и гражданина?

17. Сравните теорию государственного суверенитета Ж. Бодена и теорию народного суверенитета Ж.-Ж. Руссо.

18. Какие пути видел И. Кант к созданию правового государства?

19. Как решал Г. Гегель проблему соотношения государства и гражданского общества?

20. Объясните суть политической реформы Петра I.

21. Какие политические идеи пытались внедрить Екатерина II и Александр I?



Сейчас читают про: