УДК 16 (07)

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЫБИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АВИАЦИОННАЯ

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ им. П.А.СОЛОВЬЕВА

И. М. СИДОРОВА

ЛОГИКА

Рыбинск, 2003

УДК 16 (07)

ББК 87.4

Логика. Учебное пособие / Составитель Сидорова И.М. – Рыбинск. – РГАТА. - 2002.- с. 128

В учебном пособии рассмотрены основные темы курса формальной логики: история науки логики, предмет логики, понятие, суждение, умозаключение, опровержение и доказательство, гипотеза, законы формальной логики, теория аргументации. Пособие включает в себя контрольные вопросы, задачи и упражнения по данному курсу.

Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальности 230500 «Социально-культурный сервис и туризм», по специальности «Юриспруденция» а также для широкого круга читателей, интересующихся проблемами логики и теории аргументации.

РЕЦЕНЗЕНТЫ: кафедра истории и философии Ярославской государственной медицинской академии;

доктор философских наук, профессор А.К.Кудрин.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение…………………….……………………………………………..4

1. История науки логики ……..……………………………………………..5

2. Предмет логики, логика и язык…………………………………………..8

3. Понятие как форма мышления………………………………………….12

3.1. Виды понятий. Отношения между понятиями…………………..12

3.2. Определение понятия……………………………………………...17

3.3. Деление понятия…………………………………………………...21

4. Суждение..…………………………………………………………….…23

4.1. Понятие суждения. Виды простых суждений.

Распределенность терминов в суждениях………………………....23

4.2. Сложные суждения………………………………………………….30

4.3. Отношения между суждениями. Логический квадрат………...….34

4.4. Преобразование суждений…………………………..…….………..38

5. Умозаключение. Общее понятие об умозаключении………….………42

5.1. Дедуктивные умозаключения.

Простой категорический силлогизм.

Фигуры, правила, модусы силлогизма…….……………………….43

5.2. Индуктивные умозаключения.

Умозаключения по аналогии……………….…………………….…49

6. Доказательство и опровержение……………….……………………….53

7. Гипотеза…………………………………………………………………...61

8. Формально-логические законы………………….………………………64

8.1. Закон тождества……………………………...………………………66

8.2. Закон противоречия……………………….…………………………68

8.3. Закон исключенного третьего………………………………………70

8.4. Закон достаточного основания………….…………………………..72

8.5. Соотношение законов формальной

и диалектической логики…………….……….…………………….74

9. Теория аргументации. Дискуссия и полемика…………………………76

10. Задачи и упражнения……………………….……………………………88

ВВЕДЕНИЕ

Средневековый ученый Аль-Фараби во «Вводном трактате в логику» писал о задачах этой науки: «Нашей целью является рассмотрение искусства логики, искусства, которое содержит в себе вещи, ведущие разум к правильному мышлению всякий раз, когда существует возможность ошибки, и которое указывает на все предосторожности против заблуждения всякий раз, когда делается какой-либо вывод при помощи разума. Его положение по отношению к разуму подобно положению искусства грамматики по отношению к языку, и так же грамматика исправляет язык людей, для нужд которого она создана, наука логики исправляет разум, с тем, чтобы мышление протекало правильно всякий раз, когда существует возможность ошибки» [1].

Изучение логики – самый продуктивный способ формирования логической культуры. Высокая логическая культура необходима в общении, она необходима руководителям в любой сфере деятельности.

Учебное пособие предназначено для студентов высших учебных заведений. Его главная цель – формирование логических навыков правильного общения между людьми.

Материал сопровождается контрольными вопросами для закрепления основных положений раздела.

В конце пособия включены задачи и упражнения для практического закрепления полученных теоретических знаний.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: