Тема: пищеварение в желудке

УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ (формирование компетенций):

Студент должен знать: функции желудка; состав и свойства желудочного сока; фазы желудочной секреции; регуляцию желудочной секреции; процессы моторики желудка и их регуляцию;

Студент должен уметь: объяснить фазы желудочной секреции, привести экспериментальные данные; объяснить методы исследования секреции желудочного сока и моторики желудка.

Студент должен владеть: методами и приемами письменного изложения учебного материала, навыками публичной речи (ОК-5), навыками уважительного отношения к студентам и преподавателю (ОК-8), основами знаний о физиологической системе пищеварения в желудке (ПК-2) и закономерностях изменения ее деятельности в разные периоды питания организма (ПК-3), методами оценки параметров пищеварительных процессов в желудке (ПК-32)

ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ ИСХОДНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ

1. Каков состав желудочного сока, его суточное количество?

2. Какие функции выполняет желудок?

3. Какие железы различают в желудке?

4. Вырабатывается ли пепсин в активной форме?

5. Какую реакцию имеет желудочный сок? Почему?

8. Является ли реннин ферментом желудочного сока?

6. Укажите фермент, расщепляющий желатиназу, входящую в состав пищи:

а) реннин; б) пепсин; в) пепсин - В; г) гастриксин

7. На какую пищу выделяется больше ферментных единиц желудочного сока:

а) 250 г хлеба (1600 ферментных единиц); б) 100 г мяса (430 ферм. ед.); в) 600 мл молока (340 ферм. ед.)

8. Будет ли происходить секреция желудочного сока после перерезки блуждающего нерва?

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ

  1. Моторика желудка, ее виды.
  2. Роль желудочного сока в пищеварении. Его количество, состав, свойства. Значение “запального” желудочного сока.
  3. Регуляция желудочной секреции, ее фазы (сложнорефлекторная, нейрогуморальные).

Секреторные нервы желудка.

  1. Эндо- и экзогенные стимуляторы и ингибиторы желудочной секреции.
  2. Особенности желудочной секреции после приема белковой, углеводной, жирной пищи. Типы функциональных кривых.
  3. . Всасывание в желудке.

ПРОФИЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ПЕДИАТРИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА:

1. Характеристика свойств и состава желудочного сока грудных детей с точки зрения их приспособленности к питанию молоком.

2. Особенности переваривания пищи в желудке грудных детей.

3. Периоды грудного и смешанного вскармливания.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ

Опыт № 1.Определение кислотности желудочного сока методом Михаэлиса.

Цель опыта: ознакомиться с одним из методов определения кислотности желудочного сока (общей и свободной).

Порядок проведения работы. В стаканчик для титрования наливают 5 мл желудочного сока и добавляют по две капли индикаторов: диметиламидоазобензол и фенолфталеин. Титруют 0,1Н раствором едкого натрия до цвета семги (оранжевый, абрикосовый). Отмечают количество раствора щелочи, пошедшее на титрование.

Продолжают титровать и заканчивают, когда получают стойкое розовое окрашивание. Итак, получают 3 точки отсчета:

1) исходный уровень щелочи;

2) при изменении цвета до абрикосового или оранжевого;

7. стойкое розовое окрашивание.

Количество щелочи, пошедшее на титрование от 1 до 2-го отсчета – соответствует свободной соляной кислоте, а от1 до 3-го – характеризует общую кислотность желудочного сока. Рассчитывают в титрационных единицах на 100 мл желудочного сока, для чего полученные данные увеличивают в 20 раз.

Кислотность желудочного сока выражают:

1) в титрационных единицах (количество мл щелочи, пошедшее на титрование 100 мл желудочного сока);

2) в процентах (кислотность в титрационных единицах умножают на 0,0036 – содержание соляной кислоты в г в 1 мл), например, свободная соляная кислота желудочного сока – 40 титр. Ед., тогда в процентах это составит 40*0,0036 = 0,144 или 0,15% соляной кислоты.;

3) в миллиграммах (0,144*1000 = 144 мг в 100 мл желудочного сока).

Количество свободной соляной кислоты, выделяющееся за 1 час, носит название дебит-часа. Дебит-час выражается в мг-экв/час или мг/час соляной кислоты.

Для вычисления соляной кислоты в мг-экв/час умножают количество желудочного сока в мл на показатель кислотности в титрационных единицах (каждая единица – 1 мг эквивалент), и делят на 1000. Например, количество желудочного сока, выделившееся за час, составляет 70 мл, свободная кислотность (соляная кислота) = 40 титр.ед. Дебит-час = (70*40:1000) = 2,8 мг-экв/час. Если свободная кислотность = 40 титр. Ед., то 100 мл желудочного сока содержит 144 мг соляной кислоты, если при этом за час выделить 70 мл сока, то дебит-час = (144*70):100 = 100*8 мг/час. Производят все расчеты на основании полученных данных и делают вывод.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: