Тестовый контроль итогового уровня знаний

Решение тестовых заданий из занятия 5 по разделу «Физиология эндокринной системы» сборника «Контрольные вопросы по курсу нормальной физиологии».

Дополнительная литература

по разделу «Физиология эндокринной системы»

1. Физиологические основы здоровья человека. Под ред. Б.И.Ткаченко. СПб-Архангельск, 2001.

2. Брин В.Б., Тель Л.З. Физиология выделения эндокринной системы и гормональной регуляции физиологических функций. Владикавказ, 1992, с 56,66-69,71-75.

2. Данн М.Дж. Почечная эндокринология.-М.: Медицина, 1987.

4. Начала физиологии./ Под ред. А. Ноздрачева. – СПб, «Лань», 2001.

7. Физиология человека. Под ред. Шмидта Р.Ф. и Тевса Г. Перев. с англ., т.1 М., «Мир», 1986.

8..Кеттайл, Р.А.Арки Патофизиология эндокринной системы.М. «Бином». 2001

РАЗДЕЛ: ФИЗИОЛОГИЯ СЕНСОРНЫХ СИСТЕМ.

Занятие 1

ТЕМА: СЕНСОРНЫЕ СИСТЕМЫ кожи и слизистых, опорно-двигатель-ного аппарата. висцеральная СЕНСОРНАЯ СИСТЕМЫ.

Учебные цели занятия (формирование компетенций)

Студент должен знать: характеристику понятия «сенсорная система» и «анализаторы», виды сенсорных систем, характеристики рецепторов, пути проведения сигналов от рецепторов, Закономерности работы тактильной, проприоцептивной и висцеральной сенсорных систем.

Студент должен уметь: определить пороги тактильной чувствительности.

Студент должен владеть: методами и приемами письменного изложения учебного материала, навыками публичной речи (ОК-5), навыками уважительного отношения к студентам и преподавателю (ОК-8), основами знаний об общих закономерностях деятельности сенсорных систем, сенсорных системах кожи, слизистых, проприоцептивной и висцеральной сенсорных систем (ПК-2), их роли в регуляции закономерностей деятельности организма (ПК-3), методами оценки деятельности этих систем (ПК-32)

Тестовый контроль исходного уровня знаний

- Что такое экстеро- и интерорецепторы?

- Экстерорецепторы – это рецепторы, воспринимающие внешние раздражения.

- - Интерорецепторы – это рецепторы, воспринимающие раздражения от внутренних органов.

-

- Что такое «ноцицепторы»?

- - Ноцицепторы – это рецептор, воспринимающие болевые раздражения

-

- Из чего состоит сенсорная система?

- -Сенсорная система состоит из периферического отдела или органов чувств, проводникового отдела, который включает нервные проводники, ганглии, центральный отдел (переключающие ядра головного мозга) и корковый отдел, где формируется сенсорный образ.

-

- Что такое «рецепторный потенциал»?

- -Рецепторный потенциал возникает, когда специальная рецепторная клетка, например, вкусовая, подвергается воздействию раздражителя, что приводит к деполяризации ее мембраны и выделению медиатора, который способствует передаче возбуждения на подлежащий сенсорный нейрон. В палочках и колбочках сетчатки глаза, под влиянием раздражителя, на мембране возникает гиперполяризация, но и в этом случае освобождается медиатор, способствующий передаче возбуждения.

-

- Что такое «адекватный раздражитель»?

- Адекватный раздражитель – это физиологический раздражитель, вызывающий избирательное возбуждение рецепторов, к восприятию которого они специально приспособлены.

-

- Какие раздражители регистрирует кожная сенсорная система?

- Кожная сенсорная система регистрирует тактильные (прикосновение, давление), температурные (холод, тепло) и болевые раздражители.

-

- Какие раздражители воспринимают осморецепторы и волюморецепторы?

- Осморецепторы воспринимают изменения осмотической концентрации окружающей жидкости.

- Волюморецепторы представлены чувствительными нервными окончаниями, заложены в различных органах и кровеносных сосудах и реагируют на растяжение их стенок.

-

- Какие раздражители регистрирует проприоцептивная сенсорная система?

- Проприоцептивная сенсорная система регистрирует раздражители опорно-двигательного аппарата

- Какие раздражители воспринимают ангиорецепторы?

- Ангиорецепторы располагаются в стенках кровеносных сосудов и реагируют на их растяжение или изменение физико-химических свойств

Основные вопросы темы

1. Представления И.П.Павлова об анализаторах. Понятие «сенсорная система». Рецепторный, проводниковый и центральный отделы сенсорных систем, их свойства.

2. Сенсорная система кожи и слизистых.

3. Сенсорная система опорно-двигательного аппарата.

4. Висцеральная сенсорная система

ПрофилЬНЫЕ ВОПРОСЫ для педиатрического факультета.

Особенности развития сенсорных систем в детском возрасте.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ

Опыт № 1. Локализация тактильных ощущений.

Цель опыта: продемонстрировать способность субъекта к локализации тактильных ощущений.

Порядок проведения опыта. Испытуемый, закрыв глаза, удобно сидит на стуле. Экспериментатор, осторожно прикасаясь к различным участкам кожи, чертит тупым концом карандаша различные буквы и цифры, а испытуемый старается их различить.

Вопросы для самостоятельной подготовки:

Роль сенсорных систем в поддержании гомеостаза.

Механизмы адаптации сенсорных систем

Тестовый контроль итогового уровня знаний:

1. Работают ли сенсорные системы во время сна?

2. Во время тихой беседы нам труднее понимать собеседника, если мы не смотрим на его лицо. Почему?

3. Как вы думаете, почему укол в подушечку пальца во время взятия крови на анализ более неприятен, чем укол при внутримышечной инъекции в мышцы плеча или бедра?

Укол в подушечку пальца более неприятен, т.к. здесь имеется много болевых рецепторов, в отличии от плеча и бедра.

4. Перечислите параметры внешней и внутренней среды, которые анализируются сенсорными системами организма.

Сенсорные системы организма осуществляют анализ следующей информации: зрительной, слуховой, обонятельной, вкусовой, тактильной, температурной.

5. Назовите локализацию нейронов. переключающих сенсорную информацию от:

а) проприоцепторов – пути спиноталамические (первый нейрон – спинальный ганглий, либо ганглии черепномозговых нервов (ЧМН), второй - спинной мозг, третий – таламус- постцентральная извилина) пути спиномозжечковые

б) рецепторов кожи и слизистых – пути Голя и Бурдаха (первый нейрон - спинальный ганглий, либо ганглии ЧМН, второй ядра Голя и Бурдаха продолговатого мозга, третий – таламус- постцентральная извилина)

д) интероцепторов внутренних органов

ангиорецепторов- пути Голя и Бурдаха (первый нейрон - спинальный ганглий, либо ганглии ЧМН, второй ядра Голя и Бурдаха продолговатого мозга, третий – таламус- постцентральная извилина)

Решение тестовых задач из занятия № 1 раздела «Физиология сенсорных систем» сборника «Контрольные вопросы по курсу нормальной физиологии» №№ 1-12, 14.

Занятие 2

ТЕМА: ФИЗИОЛОГИЯ ЗРИТЕЛЬНОЙ И ОБОНЯТЕЛЬНОЙ СЕНСОРНОЙ СИСТЕМ.

Учебные цели занятия (формирование компетенций)

Студент должен знать: строение сетчатки, механизм фоторецепции, механизмы анализа изображения и бинокулярного зрения, теории цветового зрения, механизмы миопии и гиперметропии, механизмы и теории обонятельной рецепции, проводниковый и центральный аппараты обоняния, понятие о дополнительной вомеро-назальной обонятельной системе сошника и ее роли в социальных аспектах жизнедеятельности.

Студент должен уметь: определять остроту и поле зрения, объяснить механизм зрачкового рефлекса, нарисовать ход лучей в глазу; объяснить особенности восприятия пахучих молекул

Студент должен владеть: методами и приемами письменного изложения учебного материала, навыками публичной речи (ОК-5), навыками уважительного отношения к студентам и преподавателю (ОК-8), основами знаний о закономерностях деятельности зрительной и обонятельной сенсорных систем (ПК-2), их роли в регуляции жизнедеятельности деятельности организма и реализации психических функций (ПК-3), методами оценки деятельности этих сенсорных систем (ПК-32)

Тестовый контроль исходного уровня знаний:

- Где в глазу происходит преломление света?

- -Преломление света в глазу происходит в роговице и хрусталике

- Какие фоторецепторы воспринимают цвет?

- - Цвет воспринимают колбочки

- Что такое основные цвета?

- Основные цвета – это красный, синий и зеленый, показано, что в сетчатке содержится 3 вида колбочек чувствительных к этим цветам и, определяя соотношение уровней возбуждения трех групп колбочек, нервная система вычисляет цвет.

- Что такое эмметропия, миопия, гиперметропия?

- - Эмметропия – это нормальная рефракция глаза, когда параллельные лучи света, попадающие в глаз, после преломления фокусируются на сетчатке.

- -Миопия или близорукость, возникает при нарушениях аккомодации, когда фокусирование световых лучей при взгляде вдаль происходит перед сетчаткой. Происходит это либо из-за избыточного преломления лучей, либо при увеличении глазного яблока, когда сетчатка оказывается отодвинутой от хрусталика.

- - Гиперметропия или дальнозоркость характеризуется тем, что фокусирование световых лучей происходит за сетчаткой. Причиной этого явления может быть либо слабость преломляющей силы хрусталика, либо укорочение глазного яблока, когда сетчатка оказывается приближенной к хрусталику.

- На свету зрачок расширяется или сужается?

- - На свету зрачок сужается.

- Что такое перекрест зрительных путей?

- Перекрест зрительных путей (хиазма) представляет собой анатомическое образование, в котором происходит частичный перекрест аксонов ганглиозных клеток сетчатой оболочки.

- Где находится зрительная зона коры?

- Зрительная зона коры находится в затылочной области.

-

- Что такое слепое пятно? Желтое пятно?

- Слепое пятно – это место на сетчатке, которое служит местом выхода зрительного нерва. В нем не содержится ни палочек, ни колбочек, поэтому слепое пятно не чувствительно к свету.

- -Желтое пятно – это место наибольшей остроты зрения на сетчатке глаза. Здесь примерно находится оптическая ось глаза и наблюдается наибольшая концентрация колбочек. Клетки желтого пятна содержат желтый пигмент, отсюда его название.

-

- Где в сетчатке больше всего колбочек, а где - палочек?

- - В сетчатке больше всего колбочек в центральных ее зонах, а палочек больше по периферии.

-

- К какому типу относятся рецепторы обоняния?

- - Обонятельные рецепторы являются первичночувствующими

- Где находятся центры обонятельной сенсорной системы?

- Обоняние имеет свой канал входа и свои структуры переключения. Центральные отростки обонятельных клеток (1 нейрон) образуют обонятельные нервы, которые проходят через продырявленную пластинку решетчатой кости в полость черепа к обонятельной луковице (II нейрон), которая наряду с обонятельным бугорком и прозрачной перегородкой входят в лимбическую кору. После обработки обонятельной информации в лимбической коре, она поступает в медиовентральное ядро таламуса, а оттуда во фронтальные области коры., где и находится высший интегративный уровень обонятельной системы.

- Что такое феромоны?

- Феромоны (несущие возбуждение) – это собирательное название веществ (продуктов внешней секреции), выделяемые некоторыми видами животных и человеком и обеспечивающие коммуникацию между особями одного вида.

Основные вопросы темы

1. Оптическая, двигательная, рецепторная системы глаза.

2. Механизм фоторецепции

3. Теории восприятия света и цвета.

4. Механизм световой и темновой адаптации.

5. Роль подкорковых образований и коры, в восприятии зрительной информации.

6. Механизм бинокулярного зрения.

7. Особенности обонятельных рецепторов, механизм восприятия запахов

8. Клеточный состав и функция обонятельной луковицы

9. Принципы оценки силы запахов

10. Дополнительная обонятельная система сошника.

Профильные ВОПРОСЫ для педиатрического факультета

Формирование зрительной сенсорной системы в онтогенезе.

Возрастные особенности зрения детей разного возраста.

Роль обонятельной сенсорной системы в психическом развитии ребенка

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ

Опыт № 1. Определение остроты зрения

Цель опыта: определение остроты зрения при помощи таблиц Сивцева-Головина

Порядок проведения опыта. Таблицы состоит из нескольких рядов букв или незамкнутых окружностей, по разному расположенных. В каждой строке знаки одинаковы по размеру, в каждой нижней строке они меньше, чем в верхней, т.е. величина знаков уменьшается сверху вниз. У каждой строки стоит число, обозначающее расстояние (в метрах), на котором нормальный глаз должен видеть детали знаков данной строки. Справа от каждой строки указана острота зрения, которая рассчитывается по формуле: В=а/Д, где а - расстояние от испытуемого до таблицы, Д – расстояние, с которого данная строка правильно читается нормальным глазом.

Таблицу вешают на стену. Испытуемому предлагают сесть на расстоянии 5 метров от таблицы и закрыть один глаз специальным щитком или рукой. Указкой показывают ту или иную букву или незамкнутую окружность, выясняя, какую из строк испытуемый нормально видит. Затем процедуру повторяют с другим глазом.

Опыт № 2. Определение полей зрения.

Цель опыта: определение полей зрения для различных цветов.

Порядок проведения опыта. Определение поля зрения проводится с помощью периметра Форстера. Испытуемый садится перед периметром, штатив для подбородка закрепляют таким образом, чтобы его верхняя часть находилась на уровне нижнего края глазницы. Величину поля зрения определяют для каждого глаза отдельно, закрывая при этом другой глаз.

Полукруг периметра устанавливают в горизонтальном положении, испытуемый при этом должен смотреть точно на белый кружок в центре дуги. Экспериментатор медленно передвигает белый кружок от периферии к центру и отмечает точку периметра, на уровне которой испытуемый впервые увидел объект. Затем измеряют поле зрения с другой стороны дуги и также отмечают точку. Местоположение точек отмечают на стандартном бланке. Затем дугу периметра устанавливают, поворачивая ее на 15,30,60,90°. Также отмечают поле зрения, заменив белый кружок цветным (красным, зеленым, синим, желтым). Определенные точки на бланке соединяют линиями соответствующего цвета.

Опыт № 3. Опыт Мариотта.

Цель опыта: демонстрация слепого пятна на сетчатке глаза.

Порядок проведения работы. Испытуемый закрывает левой рукой левый глаз и держа карточку в вытянутой правой руке, медленно приближает ее к открытому правому глазу. При этом испытуемый должен фиксировать взгляд на левом изображении (крестике). На расстоянии 20-25 см от глаза правое изображение (круг) исчезает. Это является доказательством наличия на сетчатке слепого пятна, т.е. участка, не имеющего зрительных рецепторов.

Опыт № 4. Конкуренция полей зрения.

Цель опыта: продемонстрировать конкуренцию полей зрения.

Порядок проведения опыта. Свернуть из бумаги трубку длиной примерно 15см., суживающуюся у одного конца. Затем приставить трубку широким концом к одному глазу, а перед другим, на расстоянии примерно 10см. поместить раскрытую ладонь руки. При обоих открытых глазах мы увидим «продырявленную ладонь». Объяснить увиденное.

Опыт № 5. Изучение влияния пассивных движений глаза на стабильность зрительного изображения.

Цель работы: продемонстрировать эффективность работы центрального отдела зрительной сенсорной системы.

Порядок проведения опыта. Аккуратно, не надавливая, прикрыть один глаз рукой или непрозрачным экраном. На другой, открытый глаз осторожно надавить пальцем. При смещении глазного яблока возникают кажущиеся вращения окружающего мира в направлении, противоположном движению глаза. Объясните полученный эффект.

Опыт № 6. Исследование времени реакции на визуальный стимул у человека.

Цель работы: Показать различия в скорости взаимодействия зрительной сенсорной системы и произвольных двигательных реакций.

Порядок проведения опыта. 1. Каждая пара студентов должна получить измеритель времени реакции и поручить одному студенту выполнять роль исследователя, а другому студенту - роль пациента. Измерителем может быть длинная линейка, имеющая деления в см. или в миллисекундах.

2. Принять нужное положение. Пациент должен сидеть на стуле, в то время как исследователь должен быть напротив пациента. Исследователь должен держать измеритель за конец, и пациент должен поместить большой палец и указательный палец доминирующей руки с обеих сторон измерителя напротив линии начального отсчета, приблизительно на расстоянии один см. То есть метка первой линии на измерителе должна быть между большим пальцем пациента и указательным пальцем.

3. Пациент должен указать, когда он готов начать, и исследователь должен в любое время в пределах следующих 10 секунд выпустить измеритель из пальцев, предоставив ему возможность свободно падать вниз между пальцами пациента. Исследователь не должен смотреть на пациента, или давать любой знак о том, когда он собираются освобождать измеритель.

4. Пациент должен пробовать поймать измеритель между большим пальцем и указательным, как только он начинает падать.

5. Проделайте 10 таких проб, и затем повторите это упражнение еще раз. Запишите результаты 10 измерений в Протоколе.

Число миллисекунд, которые требуется для пациента, чтобы поймать измеритель, читается по значениям на измерителе; используйте величину, находящуюся под центром большого пальца.

Для перевода сантиметров в миллисекунды используйте следующее преобразование:

Расстояние Время Реакции
5 см 0.10 sec (100 ms)
10 см 0.14 sec (140 ms)
15 см 0.17 sec (170 ms)
20 см 0.20 sec (200 ms)
25.5 см 0.23 sec (230 ms)
30.5 см 0.25 sec (250 ms)
43 см 0.30 sec (300 ms)
61 см 0.35 sec (350 ms)
79 см 0.40 sec (400 ms)
99 см 0.45 sec (450 ms)
123 см 0.50 sec (500 ms)

или, чтобы быть более точными, используйте следующую формулу:

2 y

t = Ö --

g

где, t = время (в секундах); y = расстояние (в см); g = 980 cm/sec2 (ускоре-

ние свободного падения).

Запишите результаты эксперимента в протокольной тетради.

Поменяйте местами пациента и исследователя и повторите исследование.

Вопросы для самостоятельной поДГОТОВки:

Особенности утомления зрительной системы.

Медиаторные механизмы передачи сигналов в сетчатке

Роль вторичных посредников в обонятельной рецепции

Тестовый контроль итогового уровня знаний:

1. Почему, если предметы рассматривать одним глазом, они будут менее четко видны, чем если рассматривать двумя?

Острота зрения при бинокулярном восприятии выше, поскольку угол зрительного восприятия правого и левого глаза перекрываются.

2. Почему «ночью все кошки серы»?

При слабой освещенности, например, ночью, работают только палочки, воспринимающие свет более низкой интенсивности, но не цвет (цвет воспринимается колбочками), поэтому все предметы ночью имеют серый цвет.

3. У многих животных ночью блестят глаза. Почему?

У некоторых животных глаза способны улавливать и максимально использовать самое слабое световое излучение благодаря особенностям их строения. Внутренняя поверхность глаза этих животных покрыта тонким зеркальным слоем, который называется тапетум (греч. -покрывало). Даже слабый свет, проходя через роговицу и хрусталик и попадая на сетчатку, поглощается не полностью, часть его достигает глазного дна, свет отражается от зеркальной оболочки и вторично проходит через сетчатку, увеличивая светочувствительность глаза. После этого узким пучком выходит наружу, помогая животному видеть ночью, в относительной темноте

4. Где расположены рецеторы основной и дополнительной обонятельной систем?

Обонятельная сенсорная система у большинства млекопитающих и человека представлена 2 системами: основной и дополнительной (вомероназальной). Рецепторы основной обонятельной системы расположены в верхней и отчасти средней носовых раковинах и верхней части носовой перегородки. Рецепторы дополнительной (вомероназальной) системы расположены в соединительной ткани основания и передней трети носовой перегородки по обе ее стороны на границе между хрящом перегородки и сошником.

Решение тестовых задач из занятия № 2 раздела «Физиология сенсорных систем» сборника «Контрольные вопросы по курсу нормальной физиологии»

Занятие 3

ТЕМА: СЕНСОРНАЯ СИСТЕМА СЛУХА. СЕНСОРНЫЕ СИСТЕМЫ РАВНОВЕСИЯ И ВКУСА.

Учебные цели занятия (формирование компетенций)

Студент должен знать: функции каждого из отделов слуховой сенсорной системы, механизмы, защищающие ухо при сильных звуках, механизмы слухового восприятия, механизмы и теории вкусовой рецепции, характеристику рецепторов, проводниковой и центральной части системы вкуса. Строение и принцип работы вестибулярной сенсорной системы.

Студент должен уметь: провести аудиметрическое исследование, назвать основные отделы лабиринта, провести пробу Ромберга; определить порог вкусовой чувствительности.

Студент должен владеть: методами и приемами письменного изложения учебного материала, навыками публичной речи (ОК-5), навыками уважительного отношения к студентам и преподавателю (ОК-8), основами знаний о закономерностях деятельности слуховой, вкусовой сенсорной систем и системы равновесия (ПК-2), их роли в регуляции жизнедеятельности деятельности организма и реализации психических функций (ПК-3), методами оценки деятельности этих сенсорных систем (ПК-32)

Тестовый контроль исходного уровня знаний

- Что такое «кортиев орган»?

- Кортиев орган – рецепторная часть слухового анализатора, расположенная на основной мембране улитки.

-

- Какие Вы знаете слуховые косточки?

- В среднем ухе имеются 3 слуховые косточки: молоточек, наковальня и стремечко.

-

- Сообщается ли среднее ухо с внешней средой?

- Среднее ухо сообщается с внешней средой через евстахиевую трубу.

-

- Что будет при повреждении барабанной перепонки?

- При повреждении барабанной перепонки отмечается снижение слуха или временная утрата слуха.

-

- Что такое резонатор?

- Резонатор – это колебательная система, способная совершать колебания максимальной амплитуды (резонировать) при воздействии внешней силы определенной частоты и формы.

-

- Зачем нам нужны два уха?

- Наличие парного слухового органа, создает возможность устанавливать направление, в котором находится от него источник звука, т.е. создает бинауральный (стереофонический) слух, это связано с тем, что звук от одного и того же источника достигает органов Корти каждого уха не одновременно и с разной интенсивностью. Слуховая сенсорная система определяет временные различия между воспринимаемым звуком справа и слева всего в 10-4 сек.

-

- Что такое инфразвук? ультразвук?

- Инфразвук – это звуковые колебания ниже 16 -25 герц, а ультразвук – это звуковые колебания выше 20 кГц. Ни инфразвуки, ни ультразвуки человеческим ухом не воспринимаются.

-

- Какие функции выполняет ухо?

- Наружное ухо обеспечивает направленное восприятие звуковых колебаний и проводит их до барабанной перепонки. Среднее ухо, имеющее слуховые косточки, служит для передачи колебаний барабанной перепонки на овальное окошко внутреннего уха, причем система косточек среднего уха не только передает эти колебания, но и трансформирует, усиливает их. Улитка - часть внутреннего уха, имеет аппарат, воспринимающий звуковые колебания.

-

- Что такое порог слышимости?

- - Порог слышимости – это минимальная величина звукового давления, при котором звук данной частоты может быть еще воспринят ухом человека.

-

– Назовите органы вкуса.

Органами вкуса являются вкусовые почки, расположенные в листовидных, грибовидных и желобовидных сосочках языка. У детей, а иногда и у взрослых, вкусовые почки могут располагаться на губах, наружной и внутренней поверхностях надгортанника.

– Перечислите теории вкуса.

- Существует аналитическая теория вкуса и энзиматическая теория вкуса.

– Типы вкусовых сосочков.

- Различают 3 типа вкусовых сосочков: 1) грибовидные, расположены по всей поверхности языка, но наибольшее количество находится в его передних отделах; 2) желобовидные, расположены по близости от корня языка; 3) листовидные находятся на боковых поверхностях языка.

– Что такое лабиринт?

В височной кости имеется образование, названное костным лабиринтом. Лабиринт включает улитку – отдел слухового анализатора, а также полукружные каналы и мешочки – отдел аппарата гравитации и равновесия.

– Почему в вестибулярном органе именно три канала?

В вестибулярном органе имеются три полукружных канала, они расположены в 3-х взаимно перпендикулярных плоскостях: горизонтальной, вертикальной и сагитальной, что соответствует трехмерному пространству, в котором мы живем.

Что такое «отолиты»?

Отолиты – это кристаллики карбоната кальция, расположенные в желатинозном веществе макул вестибулярного аппарата, смещение которых при изменении положения тела и ускорении, вызывает раздражение лежащих под ними рецепторных волосковых клеток и возникновение нервных импульсов.

Основные вопросы темы

1. Строение и функции периферического и рецепторного отделов уха.

2. Теории восприятия звуков. Механизм возникновения рецепторного потенциала в волосковых клетках спирального органа.

3. Особенности проводникового и коркового отделов слуховой сенсорной системы.

4. Механизм адаптации к сильному звуку.

5. Бинауральный слух.

6. Строение вестибулярного органа.

7. Строение рецепторного отдела. Механизмы рецепции.

8. Пути проведения информации в сенсорной системе гравитации, равновесия и положения тела.

9. Вкусовая сенсорная система, ее отделы. Теории вкуса.

ПрофилЬНЫЕ ВОПРОСЫ для педиатрического факультета.

1. Развитие органа слуха в онтогенезе.

2. Становление вестибулярных рефлексов в онтогенезе.

3. Развитие системы вкуса в онтогенезе.

4. Реакции детей разного возраста на вкусовые раздражители.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ.

Опыт № 1. Аудиметрия.

Цель опыта: провести аудиметрическое исследование.

Порядок проведения опыта. Подготовка прибора к работе:

1. Вставить бланк аудиограммы (лист бумаги, вырезанный по размеру) под планки отсчета силы звука и частоты,

2. установить планку отсчета силы звука в крайнее верхнее положение.

3. переключатель интенсивности маскирующего шума поставить в положение «нет»,

4. присоединить прибор к электрической сети, включить тумблер «сеть» (должна загореться сигнальная лампочка),

5. посадить испытуемого спиной к прибору.

Проведение исследования:

1. надеть телефоны так, чтобы оголовье находилось на затылке, а лента с клейким соединением на темени.

2. переключатель телефонов перевести в положение «ВТ» (воздушный телефон»,

3. планку переключателя частот (правая) установить так, чтобы ее линейка была на линии 125 гц,

4. дать в руки испытуемому кнопку обратной сигнализации,

5. переместить планку силы звука «левую», называемую еще «отсчет потери слуха», на середину шкалы, получив ответ испытуемого о слышимости звука,

6. постепенно уменьшать силу звука, сдвигая планку вверх, пока испытуемый не перестанет слышать звук. После этого вновь увеличить силу звука, пока испытуемый не ответит, что слышит, тогда в отверстие на месте пересечения поставить карандашом точку. Это порог слышимости на данной частоте.

7. те же исследования повторить на частотах от 250 до 8000 Гц. Точки соединить кривой, называемой аудиограммой,

8. аналогичные исследования провести для другого уха, переключив указатель по цвету наушников.

9. Сравнить аудиограммы левого и правого уха, сделать заключение.

Опыт № 2. Исследование костной проводимости.

Цель опыта: определение порогов слышимости звуков различных частот для костной проводимости.

Порядок проведения опыта.

1. Включить телефон костной проводимости и прижать его испытуемому к сосцевидному отростку с одной стороны,

2. переключатель телефонов перевести в положение «КТ» (костный телефон),

3. проводить исследование порогов на частотах 125-8000 Гц так же, как описано выше для воздушной проводимости.

Опыт 3. Определение направления звука.

Цель опыта: демонстрация особенностей бинаурального слуха.

Порядок проведения опыта.

Испытуемый садится на стул, закрыв глаза. Он надевает фонендоскоп, который помещается за спиной испытуемого. Звучащий предмет подносится к фонендоскопу. Испытуемый сообщает, в каком направлении слышен звук. Затем, одна из трубок фонендоскопа заменяется на более длинную. Слева к фонендоскопу подносится звучащий предмет, испытуемый сообщает о направлении звука. Объяснить полученные результаты.

ОПЫТ № 4. Изучение костной проводимости с помощью камертона.

Цель опыта: научиться определять костную проводимость.

Порядок проведения опыта.

1. Проба Риннэ. Приложите звучащий камертон к сосцевидному отростку. После исчезновения слышимости звука поднесите камертон к уху. Вы услышите звук.

2. Проба Вебера. Приложите звучащий камертон к средней линии головы, Вы услышите звук обоими ушами. Попробуйте объяснить восприятие звуков, если в одно из ухо вложить ватный тампон.

Опыт № 5. Определение порогов вкусовой чувствительности.

Цель опыта: определение порогов вкусовой чувствительности для основных раздражителей.

Порядок проведения работы: используют 4 набора растворов возрастающей концентрации следующих вкусовых веществ: кислого, сладкого, горького, солёного. Для их приготовления используются соответственно соляная кислота, сахар, солянокислый хенин, хлористый натрий.

На кончик языка испытуемого, пипеткой, не касаясь слизистой, наносят.каплю раствора и просят испытуемого, сделав глотательное движение, определить вкус раствора. Если испытуемый не может определить вкус раствора, проделывают ту же пробу с раствором большей концентрации. Начинают всегда опыт с растворов с минимальной концентрацией вещества. Между отдельными пробами необходимо прополоскать рот чистой водой и сделать перерыв.

Опыт № 6. Проведение пробы "поза Ромберга".

Цель опыта: Научиться определять состояние вестибулярного аппарата

Порядок проведения опыта. Встаньте прямо, плотно соедините ступни, вытяните вперед руки, закройте глаза. Обратите внимание на степень устойчивости в этой позе.

Опыт № 7. Выяснение роли вестибулярного анализатора в процессе фиксации взгляда.

Цель опыта: продемонстрировать взаимосвязь вестибулярного и зрительного анализаторов.

Порядок проведения опыта. Держа руку неподвижно перед глазами, сильно качать головой вправо-влево и вверх-вниз. Затем, держа голову неподвижно, помахать рукой в том же направлении и с той же частотой. Сравните чёткость, с которой Вы видите руку в обоих случаях.

Опыт № 8. Определение симуляции глухоты

Цель опыта: научиться определять симуляцию глухоты.

Порядок проведения опыта. Надев наушники аудиометра на испытуемого, и подавая минимальный шум, попросите испытуемого читать вслух книгу. После того, как он прочитает несколько предложений, резко увеличьте уровень шума, подаваемого на наушники. Испытуемый начнет читать громче, у глухого человека этого не произойдет.

Вопросы для самостоятельной поДГОТОВки:

Механизмы медиаторной передачи в органе Корти

Воздействие на организм инфра- и ультразвука.

Тестовый контроль итогового уровня знаний:

1.. У водолазов в качестве одного из компонентов дыхательной смеси часто используется гелий. При этом их речь становится неразборчиво бубнящей. Почему?

При использовании гелия в дыхательной смеси у водолазов, речь становится неразборчивой из-за его низкой плотности. Причем, с увеличением глубины неразборчивость речи увеличивается.

2. Часто, при прослушивании своего голоса в магнитофонной записи мы не узнаём его, в то же время легко различаем голоса своих товарищей. Почему?

Разговаривая, Вы слышите не только те звуки, которые слышат и Ваши собеседники (т.е. те звуки, которые воспринимаются благодаря воздушной проводимости), но и те низкочастотные звуки, проводником которых являются кости Вашего черепа. Однако, слушая магнитофонную запись собственного голоса, Вы слышите только то, что можно записать: звуки, проводником которых является воздух.

3. Почему во время сильных звуков (взрывов, например) рекомендуют приоткрыть рот?

При сильных звуках (например, взрыв) повышается давление на барабанную перепонку, что может привести к ее разрыву, с целью выравнивания давления, необходимо открыть рот.

4. Почему при взлёте и посадке в самолётах рекомендуют сосать какую-либо карамель?

Евстахиевы трубы соединяют глотку и среднее ухо. Изменение атмосферного давления при взлете и посадке приводит к возникновению разницы давлений во внутреннем ухе и снаружи из-за закрытых евстахиевых труб, что сопровождается неприятным ощущением заложенности ушей. При сосании карамели усиливается слюноотделение и учащается акт глотания, что открывает евстахиевы трубы выравнивает давление.

5. Нарисуйте схему проведения и переключения информации от органа слуха.

6. Назовите локализацию нейронов, переключающих сенсорную информацию от рецепторов вкуса.

От вкусовых рецепторов языка все сигналы проходят через ганглии, образованные черепно-мозговыми нервами (блуждающим, языкоглоточным, лицевым) в продолговатый мозг к ядру одиночного пучка, от этого ядра вкусовая информация поступает через медиальный лемниск к вентральному таламусу, а оттуда в заднюю центральную и парагиппокампальную извилины коры больших полушарий, где локализуется корковый конец вкусового анализатора.

7. Нарисуйте схему проведения и переключения информации от вестибулярного органа.

8. Почему при морской болезни бывает тошнота и рвота?

Вегетативные реакции в виде тошноты и рвоты, возникающие при морской болезни, есть рефлекторные реакции со стороны полукружных каналов.

Решение тестовых задач из занятий № 3 и 4 раздела «Физиология сенсорных систем» сборника «Контрольные вопросы по курсу нормальной физиологии»

Занятие № 4.

ТЕМА: ФИЗИОЛОГИЯ БОЛИ. НОЦИЦЕПТИВНАЯ СИСТЕМА

УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ (формирование компетенций):

Студент должен знать: виды боли, особенности болевых рецепторов, закономерности проведения по нервам и переключения в структурах мозга алгогенной информации, теории происхождения боли.

Студент должен уметь: объяснить механизм восприятия болевого раздражения и локализации боли

Студент должен владеть: методами и приемами письменного изложения учебного материала, навыками публичной речи (ОК-5), навыками уважительного отношения к студентам и преподавателю (ОК-8), основами знаний о закономерностях деятельности болевой сенсорной системы (ПК-2), ее роли в регуляции жизнедеятельности деятельности организма и реализации психических функций (ПК-3), методами оценки деятельности ноцицептивной системы (ПК-32)

ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ ИСХОДНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ

1. Что такое боль?

а)Боль – это неприятное ощущение и эмоциональное переживание, связанное с реальным или потенцальным повреждением, описываемое в терминах такого повреждения.

б) Боль – это психофизиологическая реакция организма, возникающая при сильном раздражении чувствительных нервных окончаний, заложенных в органах и тканях.

2. Биологическое значение боли.

Боль, в отличие от других сенсорных модальностей, информирует нас о повреждении тканей и органов, о грозящей опасности дальнейших нарушений, формирует мотивации устранения этого негативного ощущения, т.е. формирует и активизирует различные защитные, компенсаторные и приспособительные реакции, в том числе и поведение, направленное на устранение и ослабление действия повреждающего фактора, способствует сохранению гомеостаза.

3. Раздражение каких рецепторов способно вызвать боль?

Существует 2 теории механизма возникновения болевых ощущений: а) Теория Фрея - теория специфичности, согласно которой, болевые ощущения возникают при возбуждении специфических рецепторов (ноцицепторов). б) теория Гольдшейдера – теория интенсивности, согласно которой болевые ощущения могут возникать в любых рецепторах, но при действии очень сильных раздражителей.

В настоящее время приняты обе теории, т.е. возникновение болевых ощущений возможно при возбуждении и ноцицепторов (болевых рецепторов) и обычных рецепторов.

4. Представление о соматической и висцеральной боли

Соматическая боль возникает при возбуждении болевых рецепторов, расположенных в коже, мышцах, суставах. Она хорошо локализована.

Висцеральная боль локализуется во внутренних органах, не четко локализована, носит разлитой характер, сопровождается изменением деятельности вегетативной нервной системы и может иррадиировать в области на поверхности тела, которые снабжаются теми же чувствительными корешками, что и пораженный внутренний орган.

5. С какими областями мозга связано формирование боли?

Формирование боли связано с различными областями мозга – это спинной, продолговатый, средний мозг, ретикулярная формация, таламус, гипоталамус, лимбическая система, сенсорные зоны I и II коры большого мозга, орбитофронтальная кора.

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ

  1. Виды боли. Характеристика первичной (эпикритической боли).
  2. Вторичная или протопатическая боль, ее значение.
  3. Понятие о ноцицептивной сенсорной системе
  4. Ноцицептивная, нейрогенная, психогенная боли.
  5. Ноцицепторы и их виды (по модальности, по строению).
  6. Алгогенные факторы, их типы. Эффекты алгогенов.
  7. Восходящие пути болевой чувствительности.
  8. Центры болевой чувствительности.

Фантомная и каузалгическая боль. Отраженные боли. Зоны Г.А.Захарьина - Г.Геда.

  1. Теории происхождения боли
  2. Реакция организма на боль. Нарушения функций организма при боли.

ПРОФИЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ПЕДИАТРИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА

1. Развитие ноцицептивной сенсорной системы в онтогенезе

2. Становление способности локализовать болевое ощущение после рождения

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ

Опыт № 1. Болевая рецепция

Цель опыта: демонстрация специфичности ощущений при раздражении различных рецепторов кожи.

Порядок проведения опыта: на тыльной стороне кисти остриём булавки слабо надавливают на отдельные точки. При этом у испытуемого будут возникать ощущения двух категорий - Одно - ощущение прикосновения, другое - неприятное, с оттенком жжения – болевое. Если нанести более сильный укол булавкой, первоначальное ощущение боли постепенно снижается, т.е. наблюдается адаптация к раздражителю.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

- медиаторные механизмы ноцицептивной системы

- болевой стресс и его особенности

ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ ИТОГОВОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ

  1. На человека действует сильный болевой раздражитель. Можно ли, не спрашивая отчёта об ощущениях, узнать, чувствует ли он боль?

Узнать, чувствует ли боль человек, можно и не спрашивая его об этом, а по реакции зрачков. Если человек испытывает боль, то зрачки расширяются, не смотря на хорошую освещенность.

Решение тестовых задач № 15-17 из занятия № 1 раздела «Физиология сенсорных систем» сборника «Контрольные вопросы по курсу нормальной физиологии»

Занятие № 5.

ТЕМА: АНТИНОЦИЦЕПТИВНАЯ СИСТЕМА. ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ ОСНОВЫ ОБЕЗБОЛИВАНИЯ

УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ (формирование компетенций):

Студент должен знать: виды и значение антиноцицептивных систем, основные структуры, механизмы действия и взаимосвязи с болевой системой, основные пути и механизмы обезболивания.

Студент должен уметь: объяснить механизмы действия физиологических антиболевых систем и принципы искусственного обезболивания

Студент должен владеть: методами и приемами письменного изложения учебного материала, навыками публичной речи (ОК-5), навыками уважительного отношения к студентам и преподавателю (ОК-8), основами знаний о закономерностях деятельности антиболевой системы (ПК-2), ее роли в регуляции жизнедеятельности деятельности организма и реализации психических функций (ПК-3), методами искусственной стимуляции деятельности антиноцицептивной системы и врачебного обезболивания (ПК-32)

ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ ИСХОДНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ

1. Понятие об антиноцицепции и ее значении

Антиноцицептивная система – это иерархическая совокупность нервных структур на разных уровнях ЦНС, с собственными нейрохимическими физиологическими механизмами, спосоная тормозить деятельность болевой (ноцицептивной)

системы.

2. Уровни организации антиноцицептивных систем

Антиноцицептивная система многокомпонентна и включает многие структуры ЦНС. Эти отделы ЦНС образуют три уровня.

Первый уровень объединяет структуры продолговатого мозга и среднего мозга – центральное серое околоводопроводное вещество (ЦСОВ), ядра шва и ретикулярной формации.

Второй уровень контроля болевой чувствительности включает вентромедиальные и дорсомедиальные ядра гипоталамусу, которые имеют прямые связи с ретикулярной формацией и системой ЦСОВ – ядра шва.

Третий уровень – сенсорная зона II коры больших полушарий.

3. Рецепторный, проводниковый и центральный механизмы обезболивания.

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ

  1. Понятие об антиноцицептивной системе и ее роли.
  2. Структуры антиноцицептивной системы.
  3. Антиноцицептивные структуры среднего, продолговатого и спинного мозга.
  4. Антиноцицептивные структуры гипоталамуса
  5. Антиноцицептивные структуры второй соматосенсорной зоны коры
  6. Нейронные и гормональные антиноцицептивные системы. Опиатная и каннабиоидная системы.
  7. Медиаторы и рецепторы системы.
  8. Срочный, короткодействующий, длительнодействующий и тонический механизмы действия антиноцицептической системы
  9. Взаимодействие болевой и антиболевой систем.
  10. Физиологические основы обезболивания. Понятие о наркозе и анестезии.

ПРОФИЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ПЕДИАТРИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА

1. Развитие и особенности функционирования антиноцицептивных систем в онтогенезе

ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ ИТОГОВОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ

1. Меняется ли порог болевой чувствительности ноцицепторов при местной анестезии, проводниковой анестезии, общем наркозе?

Порог болевой чувствительности повышается при местной анестезии и не меняется при проводниковой анестезии и наркозе.

2. Какие гормоны участвуют в антиноцицептивной системе?

Гормоны, участвующие в антиноцицептивной системе - это эндорфины (гормональная опиатная система), вазопрессин, окситоцин, ангиотензин, нейротензин (гормональная неопиатная система).

3. Имеются ли различия в медиаторах ноцицептивной и антиноцицептивной систем?

Ноцицептивные – норадреналин,опиаты, серотонин

4. Какие мембранные рецепторы нейронов обеспечивают антиболевой эффект?

Антиболевой эффект обеспечивают мембранные опиатные рецепторы – мю, каппа и дельта.

5. В каких структурах мозга расположены центры антиноцицептивной системы?

Центры антиноцицептивной системы расположены в спинном мозге (желатинозная субстанция), в продолговатом мозге, среднем мозге, ретикулярной формации, гипоталамусе, коре больших полушарий (вторая соматосенсорная область).

Дополнительная литература

к разделу «Физиология сенсорных систем»:

1. Физиологические основы здоровья человека. Под ред. Б.И.Ткаченко. СПб-Архангельск, 2001.

2. А.С.Батуев "Физиология сенсорных систем" – Л., Медицина. 1976г.

3. Стенли Л. Гельфанд "Слух" – М., «Медицина», 1984г.

4. Г.Тамар "Основы сенсорной физиологии" – М., Мир. 1976г.

5. "Физиология сенсорных систем", ч.I, II, III. Л., Наука. 1971, 1972, 1975 гг.

6. Д.Хьюбел "Глаз, мозг, зрение" – М. Мир 1990г.

7. Начала физиологии./ Под ред. А. Ноздрачева. – СПб, «Лань», 2001.

8. Физиология человека. Под ред. Шмидта Р.Ф. и Тевса Г. Перев. с англ., т.1 М., «Мир», 1986.

9. Физиология плода и детей. Под ред. Глебовского В. Д. М., Медицина, 1988.

РАЗДЕЛ: Физиология психической деятельности

Занятие № 1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: