Цель опыта: продемонстрировать зависимость между интенсивностью функционирования сердечно-сосудистой системы в покое и уровнем физического состояния.
Порядок проведения работы: в группе выбираются студенты, регулярно занимающиеся спортом, и физически малоактивные. В состоянии покоя трижды подсчитывается частота пульса и измеряется артериальное давление, после чего вычисляется среднее артериальной давление. Определяется масса тела и рост каждого. Расчет УФС ведется по формуле:
УФС = 700-3(ЧСС + 2,5АДср - 2,7В + 0,28М)/350 - 2,6В + 0,21Р, где ЧСС - частота пульса, В - возраст(лет), М - масса тела в кг, Р - рост в см.
Исходя из полученной величины, определяют, к какой группе по физическому состоянию относится индивидуум. Величины УФС по группам:1)0,255-0,375;2)0,376-0,525;3)0,526-0,675;4)0,676-0,825;5)0,826 -и выше.
Опыт № 2. Влияние тренированности на показатели функционального состояния после физической нагрузки.
Цель опыта: продемонстрировать значение упражнений для физической работоспособности человека.
|
|
Порядок проведения работы: в группе выбирается студент, регулярно занимающийся спортом, и нетренированный. Замеряются исходные величины частоты пульса, артериального давления и частоты дыхания. Затем им предлагается сделать 30 приседаний, после чего замеряются те же показатели. Делается вывод о влиянии упражнений на физическую работоспособность и показатели функционального состояния после физической нагрузки.
Опыт № 3. Влияние упражнения на умственную работоспособность.
Цель опыта: показать значение упражнения для способности быстро и правильно производить логические операции.
Порядок проведения опыта: студентам предлагается составить классификацию следующих понятий: ”квадрат”, ”параллелограмм”, ”прямоугольник”, ”ромб”, ”четырехугольник”. Классификация должна быть выполнена в виде иерархической схемы, по которой можно определить, в каком отношении находятся эти понятия друг к другу, какие из них являются частными видами, какие - общими. При этом студенты должны указать критерии, по которым составлена классификация. Преподавателем засекается время, которое понадобилось для выполнения работы, и количество допущенных ошибок.
После разбора предыдущей работы предлагается классифицировать следующую группу понятий: ”натрий”, ”альбумины”, ”плазма”, ”вода”, ”кровь”. Определяется затраченное время и количество допущенных ошибок. И, наконец, классифицируется третья группа понятий: ”лейкоциты”, ”лимфоциты”, ”гранулоциты”, ”клетки крови”, ”юные”. Определяется время, затраченное на классификацию и количество ошибок.
|
|
Делается вывод о влиянии упражнения на правильность и быстроту выполнения логических операций.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
1.Влияние упражнения на работоспособность. Физиологические основы упражнения.
2.Теории утомления.
3.Физиологическая рационализация режимов труда и отдыха в детском возрасте.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
ПО РАЗДЕЛУ «ФИЗИОЛОГИЯ ПСИХИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
1. Физиологические основы здоровья человека. Под ред. Б.И.Ткаченко. СПб-Архангельск, 2001.
2. Руководство по физиологии труда. М., «Медицина», 1983.
3. П. К. Анохин. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. М., «Медицина», 1968.
4. А.С.Батуев. Высшая нервная деятельность. М., ”Высшая школа”, 1991.
5. Блум Ф., Лайзерсон А., Хорстедтер Л. Мозг, разум и поведение. М., 1988.
6. Буреш Я., Бурешова О., Хьюстон Дж. Основные методики и эксперименты для изучения мозга и поведения. М., 1991.
7. Л. П. Гримак. Моделирование состояний человека в гипнозе. Ленинград, «Наука», 1978.
8. К. В. Судаков. Биологические мотивации. М., «Медицина», 1971.
10. Начала физиологии./ Под ред. А. Ноздрачева. – СПб, «Лань», 2001.
13. Физиология человека. Под ред. Шмидта Р.Ф. и Тевса Г. Перев. с англ., т.1 М., «Мир», 1986.
14. В.Ф.Пятин, О.В.Лаврова Физиологические основы психической деятельности человека. Самара. 1994.
15. Н.Н.Данилова, А.Л.Крылова Физиология высшей нервной деятельности. Ростов-на-Дону, «Феникс», 1999.
ПРИЛОЖЕНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Таблица 1