Возникновение педагогики как науки: объект, предмет и субъект, ее функции

Истоки педагогики уходят в глубокое прошлое. Раньше не существовало дифференциации наук и педагогика существовала в рамках философии. Педагогические идеи существовали в философских сочинениях Платона и Аристотеля.

К середине 17 века педагогика разделилась как самостоятельная наука. Этому способствовали труды Яна Амоса Коменского. Он призывал учить всех всему.

Выдающийся вклад в теорию педагогики внес К. Д. Ушинский. Свое название педагогика получила от «пайдагогос» - с греческого «пайд» - дитя, а «гогос» - веду (детоводство, детяведение).

В Древней Греции педагогами называли рабов, которые сопровождали детей своего господина в школу. Позже педагогами называли вольно наемных людей, которые занимались наставлением, воспитанием и обучением детей. На Руси в 12 веке первые учителя получили название мастера. Это были свободные люди, которые у себя дома или на дому у детей обучали учащихся чтению, письму и молитвам (учили учеников грамотным хитростям).

Уже первобытные люди обладали знаниями по воспитанию детей, которое предавалось от одного поколения к другому в виде игр, обычаев, традиций, житейских правил. Эти знания нашли отражения в пословицах, поговорках, сказках, мифах и легендах. (Учение – свет, неучение – тьма). Они составляли содержание народной педагогики. Она возникла как потребность народу. Педагогическая наука обобщает разрозненные факторы, установленные причинные связи между предметами и явлениями, объясняет почему и какие изменения происходят в развитии личности в связи с их обучением и воспитанием.

Педагогика – наука об общих закономерностях, путях, методах и формах обучения и воспитания.

Объектом педагогики являются те явления действительности, которые способствуют развитию личности в процессе целенаправленной деятельности общества. Субъектом является личность. Предметом является воспитание. Функции педагогики как науки обусловлены ее предметом.

Существует 2 вида функций: теоретическая и технологическая. Они тесно взаимосвязаны между собой.Каждая функция имеет 3 основных уровня.

Теоретическая включает в себя:

а) описательный (объяснительный) – изучается передовой и новаторский педагогический опыт;

б) диагностический – выявление состояния педагогических явлений, успешность или эффективность деятельность педагога и учащихся, установление причин;

в) прогностический – экспериментально-исследовательская педагогическая деятельность, создаются теории обучения, воспитания.

Технологическая:

а) проективный – работа с рабочими планами, программами, учебниками, учебными пособиями, составление рекомендаций;

б )преобразовательный – внедрение достижений педагогической науки в образовательную практику с целью их совершенствования;

в) рефлексивный – оценка влияния результатов научных исследований на практику обучения и воспитания и их коррекция в процессе взаимодействия научных теорий и практической деятельности.

Задачи педагогики:

1)организация деятельности воспитанника;

2)формирование воспитательной среды;

3)развитие индивидуальности личности;

4) создание воспитательного коллектива.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: