Истоки педагогики уходят в глубокое прошлое. Раньше не существовало дифференциации наук и педагогика существовала в рамках философии. Педагогические идеи существовали в философских сочинениях Платона и Аристотеля.
К середине 17 века педагогика разделилась как самостоятельная наука. Этому способствовали труды Яна Амоса Коменского. Он призывал учить всех всему.
Выдающийся вклад в теорию педагогики внес К. Д. Ушинский. Свое название педагогика получила от «пайдагогос» - с греческого «пайд» - дитя, а «гогос» - веду (детоводство, детяведение).
В Древней Греции педагогами называли рабов, которые сопровождали детей своего господина в школу. Позже педагогами называли вольно наемных людей, которые занимались наставлением, воспитанием и обучением детей. На Руси в 12 веке первые учителя получили название мастера. Это были свободные люди, которые у себя дома или на дому у детей обучали учащихся чтению, письму и молитвам (учили учеников грамотным хитростям).
Уже первобытные люди обладали знаниями по воспитанию детей, которое предавалось от одного поколения к другому в виде игр, обычаев, традиций, житейских правил. Эти знания нашли отражения в пословицах, поговорках, сказках, мифах и легендах. (Учение – свет, неучение – тьма). Они составляли содержание народной педагогики. Она возникла как потребность народу. Педагогическая наука обобщает разрозненные факторы, установленные причинные связи между предметами и явлениями, объясняет почему и какие изменения происходят в развитии личности в связи с их обучением и воспитанием.
|
|
Педагогика – наука об общих закономерностях, путях, методах и формах обучения и воспитания.
Объектом педагогики являются те явления действительности, которые способствуют развитию личности в процессе целенаправленной деятельности общества. Субъектом является личность. Предметом является воспитание. Функции педагогики как науки обусловлены ее предметом.
Существует 2 вида функций: теоретическая и технологическая. Они тесно взаимосвязаны между собой.Каждая функция имеет 3 основных уровня.
Теоретическая включает в себя:
а) описательный (объяснительный) – изучается передовой и новаторский педагогический опыт;
б) диагностический – выявление состояния педагогических явлений, успешность или эффективность деятельность педагога и учащихся, установление причин;
в) прогностический – экспериментально-исследовательская педагогическая деятельность, создаются теории обучения, воспитания.
Технологическая:
а) проективный – работа с рабочими планами, программами, учебниками, учебными пособиями, составление рекомендаций;
|
|
б )преобразовательный – внедрение достижений педагогической науки в образовательную практику с целью их совершенствования;
в) рефлексивный – оценка влияния результатов научных исследований на практику обучения и воспитания и их коррекция в процессе взаимодействия научных теорий и практической деятельности.
Задачи педагогики:
1)организация деятельности воспитанника;
2)формирование воспитательной среды;
3)развитие индивидуальности личности;
4) создание воспитательного коллектива.