План.
1. Понятие методологии в педагогической науке;
2. Методологические принципы в педагогике.
Понятие методологии в педагогической науке.
Методология – учение о принципах построений в формах и способах научно-познавательной деятельности.
Наука постоянно пополняется новыми фактами, которые требуют анализа, а для этого нужны специальные методы исследования, которые зависят от теоретических принципов, получивших название методологических.
Методология науки дает характеристику компонентов научного исследования:
а) тема исследования;
б) проблема;
в) объект;
г) предмет;
д) цель;
е) задачи;
ж) гипотеза.
Существует 2 функции методологии:
· Описательная – учение о структуре научного исследования, которое служит ориентиром в процессе самого исследования;
· Нормативная – направлена на регуляцию и осуществление деятельности в процессе исследования.
Юдин Э.Г. в структуре методологических знаний выделил
4 уровня исследования:
1) Философский – его составляют общие принципы познания. Методологическая функция выполняет все системные философские знания;
|
|
2) Общенаучный – к нему относятся в се теоретические концепции, которые применяются к большинству научных дисциплин;
3) Конкретно - научный – совокупность методов, принципов исследования и процедур, которые применяются в специальных научных дисциплинах;
4) Технологический – методика и техника исследования, т.е. набор диагностического инструментария (тесты, диагностики) обеспечивающие получение достоверного материала и его первичную обработку. На этом уровне методологическое знание носит четко выраженный нормативный характер.
Все уровни методологии образуют сложную систему, поэтому между ними существует определенное соподчинение и взаимосвязь.
Метод – способ достижения цели.