Методология и методологические принципы

План.

1. Понятие методологии в педагогической науке;

2. Методологические принципы в педагогике.

Понятие методологии в педагогической науке.

Методология – учение о принципах построений в формах и способах научно-познавательной деятельности.

Наука постоянно пополняется новыми фактами, которые требуют анализа, а для этого нужны специальные методы исследования, которые зависят от теоретических принципов, получивших название методологических.

Методология науки дает характеристику компонентов научного исследования:

а) тема исследования;

б) проблема;

в) объект;

г) предмет;

д) цель;

е) задачи;

ж) гипотеза.

Существует 2 функции методологии:

· Описательная – учение о структуре научного исследования, которое служит ориентиром в процессе самого исследования;

· Нормативная – направлена на регуляцию и осуществление деятельности в процессе исследования.

Юдин Э.Г. в структуре методологических знаний выделил

4 уровня исследования:

1) Философский – его составляют общие принципы познания. Методологическая функция выполняет все системные философские знания;

2) Общенаучный – к нему относятся в се теоретические концепции, которые применяются к большинству научных дисциплин;

3) Конкретно - научный – совокупность методов, принципов исследования и процедур, которые применяются в специальных научных дисциплинах;

4) Технологический – методика и техника исследования, т.е. набор диагностического инструментария (тесты, диагностики) обеспечивающие получение достоверного материала и его первичную обработку. На этом уровне методологическое знание носит четко выраженный нормативный характер.

Все уровни методологии образуют сложную систему, поэтому между ними существует определенное соподчинение и взаимосвязь.

Метод – способ достижения цели.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: