Выделяют следующие уровни педагогического творчества: 1)воспроизведение готовых рекомендаций элементарного взаимодействия с классом;
2)оптимизация деятельности на уроке, умелый выбор и целесообразное сочетание уже известного;
3)использование творческих возможностей живого общения с учениками;
4)использование готовых приемов с привнесением личностного начала, соответствующего индивидуальности педагога, особенностям личности воспитанника, конкретному уровню развития класса.
Педагогическое творчество – процесс начинающийся с усвоения того, что уже было накоплено, преходящий к преобразованию существующего опыта.
I и II уровень педагогического творчества – это педагогическое мастерство.
III и IV уровень – содержит элементы творческого поиска, новизны, оригинальности и обычно приводят к новаторству.
Признаки творческой личности.
Творческий потенциал любого человека, в том числе и педагога, характеризуется рядом особенностей личности, которые называют признаками творческой личности. Существуют различные перечни таких признаков.
|
|
Одни авторы выделяют способность личности замечать и формулировать альтернативы, подвергать сомнению на первый взгляд очевидное, избегать поверхностных формулировок; умение вникнуть в проблему и в тоже время оторваться от реальности, увидеть перспективу; способность отказаться от ориентации на авторитеты; умение увидеть знакомый объект с совершенно новой стороны, в новом контексте; готовность отказаться от теоретических суждений, деления на черное и белое, отойти от привычного жизненного равновесия и устойчивости ради неопределенности и поиска.
Другие относят к признакам творческой личности легкость ассоциирования (способность к быстрому и свободному переключению мыслей, способность вызвать в сознании образы и создавать из них новые комбинации); способность к оценочным суждениям и критичность мышления (умение выбрать одну из многих альтернатив до ее проверки, способность к переносу решений); готовность памяти (овладение достаточно большим объемом систематизированных знаний, упорядоченность и динамичность знаний) и способность к общению и отбрасыванию несуществующего.
Третьи авторы считают личность творческой, если в ее характеристике присутствует креативность, т.е. способность превращать совершаемую деятельность в творческий процесс.