Методы педагогического исследования

Методы педагогического исследования делятся на 3 группы:

1) методы изучения педагогического опыта. В нее входят следующие методы: наблюдение, эксперимент, метод опроса (беседа, тестирование, анкетирование и интервьюирование), метод изучения продуктов деятельности учащихся, метод изучения школьной документации;

2) методы теоретического исследования. В нее входят: метод теоретического анализа, индуктивный и дедуктивный методы, метод изучения литературы;

3) математические и статистические методы: метод регистрации, метод ранжирования, метод шкалирования.

1 группа методов. Наблюдение – целенаправленное восприятие какого-либо явления, в процессе которого исследователь получает фактический материал. В процессе наблюдения ведутся протоколы (записи). Наблюдение ведется по заранее намеченному плану.

Этапы наблюдения:

1) определение цели и задачи;

2) выбор объекта, предмета и ситуации;

3) выбор способа наблюдения;

4) выбор способов регистрации наблюдаемого;

5) обработка полученной информации.

Виды наблюдения:

а) включенное;

б) невключенное;

в) открытое;

г) скрытое;

д) сплошное;

е) выборочное.

Этот метод имеет как положительные так и отрицательные стороны.

«+» - можно наблюдать в любое время;

«-» - не естественно; на результаты наблюдения оказывает влияние личностные особенности исследователя (интересы, установки).

Требования к наблюдению:

1) должно быть системным;

2) целенаправленным;

3) всегда ведутся протоколы наблюдения.

Эксперимент – специально организованная деятельность с целью изучения причинноследственных связей в явлениях для выявления педагогической эффективности исследовательской деятельности и условий ее протекания (активное воздействие исследователя на педагогические явления).

Виды эксперимента:

1) естественный;

2) лабораторный.

Чаще всего используют естественный эксперимент, он бывает длительным и кратковременным; констатирующим – установление реальных состояний в педагогическом процессе; преобразующий – целенаправленная его организация для определения условий развития личности.

«+» - точность, достоверность.

«-» - необходимо владеть техникой проведения эксперимента.

Беседа – самостоятельный или дополнительный метод исследования с целью получения информации или разъяснения того, что не было достаточно ясным при наблюдении. Беседа проводится по заранее намеченному плану с выделением вопросов, ведется в свободной форме, без записей ответов собеседника.

Требования к вопросам:

1) заранее продуманные;

2) должны быть последовательными, систематичными и целенаправленными;

3) четкие и доступные для восприятия;

4) не должны содержать в себе односложных ответов;

5) они должны развивать логику мышления и связанную речь.

Интервьюирование – разновидность беседы, вошедшая из социологии. При интервьюировании исследователь придерживается заранее составленных вопросов, которые задаются в определенной последовательности. Во время интервьюирования записи ведутся открыто.

Анкетирование – метод массового сбора информации с помощью анкеты.

Ответы письменные, ее называют еще заочным опросом, а беседу и интервьюирование называют опросом «лицом к лицу»..

Тесты – стандартное задание для выявления познавательной сферы и интеллектуального развития.

Изучение продуктов деятельности учащихся: контрольные работы, самостоятельные работы, графики, таблицы, рисунки, творческие работы. Изучая их мы получим сведения об индивидуальности учащихся, их отношении к работе и узнаем уровень ЗУНов.

Изучение школьной документации: личные дела, классные журналы, медицинские карты, ученические дневники, протоколы собраний и другое.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: