Методы педагогического исследования делятся на 3 группы:
1) методы изучения педагогического опыта. В нее входят следующие методы: наблюдение, эксперимент, метод опроса (беседа, тестирование, анкетирование и интервьюирование), метод изучения продуктов деятельности учащихся, метод изучения школьной документации;
2) методы теоретического исследования. В нее входят: метод теоретического анализа, индуктивный и дедуктивный методы, метод изучения литературы;
3) математические и статистические методы: метод регистрации, метод ранжирования, метод шкалирования.
1 группа методов. Наблюдение – целенаправленное восприятие какого-либо явления, в процессе которого исследователь получает фактический материал. В процессе наблюдения ведутся протоколы (записи). Наблюдение ведется по заранее намеченному плану.
Этапы наблюдения:
1) определение цели и задачи;
2) выбор объекта, предмета и ситуации;
3) выбор способа наблюдения;
4) выбор способов регистрации наблюдаемого;
5) обработка полученной информации.
|
|
Виды наблюдения:
а) включенное;
б) невключенное;
в) открытое;
г) скрытое;
д) сплошное;
е) выборочное.
Этот метод имеет как положительные так и отрицательные стороны.
«+» - можно наблюдать в любое время;
«-» - не естественно; на результаты наблюдения оказывает влияние личностные особенности исследователя (интересы, установки).
Требования к наблюдению:
1) должно быть системным;
2) целенаправленным;
3) всегда ведутся протоколы наблюдения.
Эксперимент – специально организованная деятельность с целью изучения причинноследственных связей в явлениях для выявления педагогической эффективности исследовательской деятельности и условий ее протекания (активное воздействие исследователя на педагогические явления).
Виды эксперимента:
1) естественный;
2) лабораторный.
Чаще всего используют естественный эксперимент, он бывает длительным и кратковременным; констатирующим – установление реальных состояний в педагогическом процессе; преобразующий – целенаправленная его организация для определения условий развития личности.
«+» - точность, достоверность.
«-» - необходимо владеть техникой проведения эксперимента.
Беседа – самостоятельный или дополнительный метод исследования с целью получения информации или разъяснения того, что не было достаточно ясным при наблюдении. Беседа проводится по заранее намеченному плану с выделением вопросов, ведется в свободной форме, без записей ответов собеседника.
Требования к вопросам:
1) заранее продуманные;
2) должны быть последовательными, систематичными и целенаправленными;
|
|
3) четкие и доступные для восприятия;
4) не должны содержать в себе односложных ответов;
5) они должны развивать логику мышления и связанную речь.
Интервьюирование – разновидность беседы, вошедшая из социологии. При интервьюировании исследователь придерживается заранее составленных вопросов, которые задаются в определенной последовательности. Во время интервьюирования записи ведутся открыто.
Анкетирование – метод массового сбора информации с помощью анкеты.
Ответы письменные, ее называют еще заочным опросом, а беседу и интервьюирование называют опросом «лицом к лицу»..
Тесты – стандартное задание для выявления познавательной сферы и интеллектуального развития.
Изучение продуктов деятельности учащихся: контрольные работы, самостоятельные работы, графики, таблицы, рисунки, творческие работы. Изучая их мы получим сведения об индивидуальности учащихся, их отношении к работе и узнаем уровень ЗУНов.
Изучение школьной документации: личные дела, классные журналы, медицинские карты, ученические дневники, протоколы собраний и другое.