Теоретический анализ – выделение и рассмотрение отдельных сторон, признаков, особенностей и свойств педагогических явлений.
Индуктивные и дедуктивные методы – логические методы обобщения полученных данных (индукция – от частного суждения к общему, дедукция – наоборот).
Теоретические методы необходимы для определения проблемы, формирования гипотезы и для оценки собранных фактов.
Метод изучения литературы:
Дает возможность узнать какие стороны и проблемы хорошо изучены, по каким ведутся научные дискуссии, что устарело, а какие вопросы еще не решены.
Работа с литературой предполагает использование следующих методов:
а) составление библиографии – перечень источников;
б) реферирование – сжатое изложение основного содержания текста или нескольких работ по общей тематике;
в) конспектирование – выделение более детальных записей, основу которых составляет выделение главных идей работы;
г) аннотирование – краткая запись общего содержания статьи;
д) цитирование – дословная запись выражений, которые содержатся в литературном произведении.
Группа методов. Математические и статистические методы.
Математические методы в педагогике применяются для обработки полученных данных. Наиболее распространенными методами являются:
а) регистрация – фиксация результатов изучения каждого отдельного ученика с помощью знаков или символа (количество активных и пассивных учеников, уровень воспитанности);
б) ранжирование (метод ранговой оценки) – расположение собранных данных, каких-либо показаний в порядке убывания или возрастания;
в) шкалирование – используется, когда на поставленный вопрос предлагаются ответы: «да», «нет», «иногда» и вводятся цифровые показатели. Воспитуемому задают вопросы, отвечая на которые он должен выбрать себе одну из указанных оценок.
Статистические методы применяются при обработке массового материала. Например: определение количества ошибок в проверочной контрольной работе.
Биологический и социальный факторы, влияющие на развитие личности.
План.
Понятие развитие личности.
Основные характеристики движущих сил, противоречий и всеобщих законов развития.
Факторы, влияющие на развитие личности.
Буржуазные теории развития и воспитания личности.