Для современной образовательной системы проблема умственного воспитания чрезвычайно важна.
В работах отечественных и зарубежных ученых в период дошкольного детства и школьный период определяется как самый оптимальный для умственного воспитания и воспитания. Так считали педагоги, которые создали первые системы воспитания (Ф. Фребель, М. Монтессори).
В исследованиях Усовой, Запорожца и Венгер выявлено, что возможно умственное развитие детей младшего школьного возраста значительно выше, чем считали ранее.
Умственное воспитание – это планомерное целенаправленное воздействие взрослых на умственное развитие детей с целью сообщения знаний необходимых для разностороннего развития, для адаптации к окружающей жизни и умение применять усвоенные знания в деятельности.
На умственном развитии ребенка сказываются различные факторы (особенно биологические).
Умственное воспитание и развитие находятся в тесном взаимодействии. Умственное воспитание во многом определяет умственное развитие.
|
|
Основная особенность умственного развития ребенка младшего школьного возраста:
- преобладание образных форм в сознании:
Восприятие
Образное мышление
Воображение
Для их возникновения и формирования младший школьный возраст обладает особыми возможностями.
Умственное развитие зависит от умственных способностей личности (т.е. ума).
Ум – это совокупность познавательных процессов от ощущений и восприятий до мышления и воображения включительно.
Ум школьника проявляется в:
Пытливости
Любознательности
Как стремление к познанию неизвестного и к пополнению имеющихся знаний.
Выделяют следующие качества ума:
1. Критичность – способность оценить результаты познавательной деятельности
2. Широта – способность рассматривать явления в многообразных связях и отношениях, в способности к обобщению
3. Глубина
4. Гибкость
5. Устойчивость
Т.о. Умственное воспитание, имея своей целью, воздействие на ум ребенка, благотворно сказывается на становлении его нравственного облика, эстетического развития и приобретение привычек к здоровому образу жизни.