Форма внеклассной работы – те условия, в которых реализуются ее содержание.
В индивидуальной ВВР стоит цель – обеспечить педагогические условия для полноценного развития личности. Она достигается через формирование у школьника положительной «Я-концепции» и развитие разнообразных сторон его личности.
Сущность индивидуальной работы заключается в социализации ребенка, формировании у него потребности в самосовершенствовании и самовоспитании.
Эффективность индивидуальной работы зависит от правильного выбора формы внеклассной работы и от включения ребенка в определенный вид деятельности.
Индивидуальная работа со школьником требует от педагога наблюдательности, такта, осторожности и вдумчивости.
Главным условие эффективности индивидуальной работы является установление контакта между педагогом и ребенком. Поэтому важно учитывать следующие условия:
1. Полное принятие ребенка таким, каков он есть (его чувств, переживаний, желаний, потребностей и т.д.);
2. Свобода выбора. Т.е. учитель не должен всеми правдами и неправдами добиваться положительного результата. Задача педагога не заставлять школьника принимать предлагаемое учителем решение, а создавать все условия для правильного выбора.
3. Понимание внутреннего состояния ребенка.
4. Что значит слушать и слышать. Умение слышать это физиологический акт, при котором происходит непроизвольное восприятие звуков, а слушать это произвольный акт, который требует волевых усилий.
Слушание бывает двух видов: р ефлексивное и нерефлексивное. Рефлексивное – это когда рассказчик переживает сильную отрицательную или положительную эмоцию и нуждается в понимании слушателя. Рефлексивное слушание необходимо при обсуждении производственных вопросов, в спортивных ситуациях, так как оно предупреждает конфликты и непонимание между людьми.
Форма массовой ВВР в отличие от индивидуальной позволяет педагогу косвенно воздействовать на каждого ребенка через коллектив. Они способствуют развитию у школьников сотрудничества, взаимодействия в коллективе и понимание другого. Выделяют две формы массовой ВР:
1. Фронтальная форма работы по принципу «ряда», т.е. дети не взаимодействуют друг с другом, а каждый выполняет свою деятельность самостоятельно, учитель воздействует на каждого ребенка одновременно.
2. Деятельность детей организуется по принципу вместе, т.е. ребенок выполняет свою роль или свою деятельность и делает вклад в общий результат. От действий каждого зависит успешность действия всех. Такая деятельность получила название коллективной, а ВР коллективной ВР.
Учитель влияет не на каждого ученика в отдельности, а на взаимосвязь между детьми.






