Специфика содержания внеклассной воспитательной работы разнообразна и включает в себя следующие направления:
1. Познавательная деятельность школьников (она является продолжением учебной деятельности). Это направление используется для формирования познавательного интереса школьников, положительной мотивации в обучении и совершенствовании учебных навыков. Здесь используются такие формы как:
а. Клуб почемучек;
б. Игра «Что, где, когда»;
в. Турнир любознательных;
г. Викторины и т.д.
2. Досуговая (развлекательная) деятельность школьников. Эта деятельность включает организацию полноценного отдыха детей, создает положительные эмоции, дружескую атмосферу в коллективе и снятие нервного напряжения. Наиболее эффективны следующие формы:
а. День варенья;
б. Юморина;
в. Конкурс фантазеров;
г. Вечер загадок, Игроград и т.д.
3. Оздоровительно-спортивная деятельность. Она направлена на полноценное развитие ребенка, особенно младшего школьного возраста, т.к. именно в этот период наблюдается потребность детей в движении, а от состояния здоровья младших школьников зависит характер изменений в работе организма подростка. Это направление осуществляется на экскурсиях в природу, в спортивных и подвижных играх, походах, спартакиадах, соревнованиях, спортивных праздниках и т.д.
4. Трудовая деятельность школьников. Она отражает содержание различных видов труда: учебный (умственный и физический), общественно-полезный, производственный, домашний и труд по бытовому самообслуживанию. Трудовая деятельность школьников проявляется в сформированной потребности к труду и умении занять себя. Во внеклассной работе можно организовать изготовление наглядных пособий к уроку, играм, шефскую работу и т.д.
5. Творческая деятельность школьников. Она предполагает развитие склонностей, интересов детей и раскрытие их творческого потенциала, она отражается в таких формах как конкурс песни, чтецов, конкурс рисунка, плакатов, праздничных концертах и т.д.
Содержание деятельности во ВВР одинаково не во всех школах, т.к. на него влияют следующие факторы:
1. Традиции и особенности школы;
2. Особенности возраста, класса и индивидуальности детей;
3. Особенности самого учителя, его интересы, склонности и установки.