Эффективность работы классного руководителя определяется воспитанностью его учеников и подготовленностью их к сознательному выбору профессии, особенностью адаптирования к современным условиям жизни.
Установление уровня воспитанности школьников позволяет выявить соответствие личности учащегося запланированному воспитательному результату.
Важно считать главным показателем воспитанности общественную направленность детей, которая выражается во взглядах, убеждениях и ценностных ориентаций личности.
Направленность школьников проявляется через:
- ведущие устойчивые мотивы деятельности
- через интерес к определенным видам социальной активности
- через отношение к окружающему миру
Выделяют 3 главные вида направленности:
- на себя
- на объект
- на других людей
Направленность личности бывает:
- положительная, т.е. направлена на добро и созидание
- отрицательная, т.е. направлена на зло и разрушение
Показателем воспитанности школьников может быть наличие социально значимых качеств. По уровню их сформированности дается общая оценка воспитанности школьников.
|
|
Для изучения результатов эффективности работы классного руководителя наиболее объективными показателями является:
- ведущие мотивы поведения детей
- нравственные ценности и ориентации
- поступки самих учащихся
Существует ряд методик, которые могут быть использованы в исследовании уровня воспитанности школьников:
Акт добровольцев
Цель: Изучение направленности личности
Ситуация выбора (Час творчества)
Цель: Выявить ведущие мотивы выбора
Недописанный тезис
Цель: Определить направленность личности
Анкета
Цель: Выявить направленность личности и характер ее ценностей
Шкалирование и ранжирование
Цель: Определить ведущие мотивы деятельности
Т.о. установление эффективности работы классного руководителя предполагает сравнение показателей, характеризующих учащихся в течении нескольких лет.