Исходная информация для разработки стратегии

Исходная информация для разработки стратегии может включать в себя данные, взятые на предприятии, где проходила производственная или преддипломная практика, из задания на проектирование, из бизнес–планов или инвестиционных проектов развития предприятий, из сети Интернет и т.д.

Портрет фирмы

Написание портрета фирмы заключается в выполнении двух шагов. Сначала описывается характеристика предприятия, а потом составляется миссия.

Для того, чтобы дать общую характеристику предприятия на основе бизнес-плана необходимо заполнить таблицу 1.

Миссия фирмы - одно из ключевых понятий в современной теории стратегического управления. Разные авторы по-разному определяют его.

Таблица 1 - Исходная информация для разработки стратегии

Наименование информации Информация Источник получения
- месторасположение организации - организационно-правовая форма - год создания организации - описание товаров и услуг - основные клиенты - поставщики сырья и комплектующих* - основные конкуренты - рынки, где работает предприятие - численность работающих - организационная структура*    

* для выполнения в дипломных проектах

Миссия:

- философия и предназначение, смысл существования организации, в котором проявляется отличие данной организации от ей подобных;

- сформулированное утверждение относительно того, для чего и по какой причине существует организация.

В хорошо сформулированной миссии и сотрудники, и кли­енты данной организации должны видеть некий ее доста­точно привлекательный образ-символ.

При работе с миссией менеджеры должны одновременно удерживать в поле зрения и основные цели организации, и ее стратегические приоритеты, и все другие ключевые мо­менты корпоративной стратегии.

Кроме того, они обязаны с помощью миссии уметь объяс­нять и доносить такое видение и сотрудникам своей орга­низации, и тем более ее клиентам, которые являются по­тенциальными покупателями продукта организации.

Конкретная формулировка миссии утверждается руководством организации.

Считается, что для формулирования миссии своей органи­зации достаточно разобраться с миссией как понятием, про­читать примеры миссий нескольких известных компаний, немного подумать, а затем сесть и написать свою. Примеры миссий различных компаний представлены в Приложении В.

В этом поможет заполнение тра­фарета на рисунке 1.

Впишите в произвольной форме ключевые моменты Вашей будущей миссии.

Рисунок 1 - Трафарет миссии организации

Удачная формулировка миссии — это краткое, ясное и чет­кое определение основных направлений деятельности орга­низации, которые мотивируют ее сотрудников.

Миссия отвечает на три основных вопроса:

Что делает организация?

Кто является потребителями продукции и услуг?

Какой тип сотрудников привлекает к работе организация и отношение руководства к кадрам?

Далее миссия конкретизируется в целях фирмы.

Цели должны быть:

- конкретными и измеримыми

- достижимыми (реальными)

- взаимосвязанными (взаимоподдерживающими)

Обычно цели связывают с конкуренцией в долгосрочной перспективе и созданием соответствующих конкурентных преимуществ для организации.

Для постановки целей соответ­ствующих уровней и адекватного распределения ключевых ресурсов организации Вам рекомендуется следующая сис­тема приоритетов:

1-й уровень: оптимальная концентрация;

2-й уровень: достаточный минимум;

3-й уровень: остаточный принцип (в том числе полное пре­кращение отдельных программ и проектов).

При этом для своей внутренней работы конкретная орга­низация может принять и любую другую систему приори­тетов.

В результате аналитического соеди­нения принятой системы приоритетов с установленными стратегическими целями получается система стратегичес­ких целевых приоритетов организации.

В принципе установленная система стратегических целевых приоритетов и программа конкретных действий, обеспе­чивающих их практическое осуществление, для любой орга­низации вполне могут выполнять роль первичной страте­гии.

Для некоторых видов организаций, например, для многих представителей российского малого бизнеса, разработка и реализация стратегий именно в таком формате вообще мо­жет оказаться достаточной и вполне эффективной.

На этапе определения миссии, установления целей и целе­вых приоритетов обязательно необходимо учитывать дан­ные всех предыдущих этапов стратегического анализа. В окон­чательной формулировке миссии, целей и целевых приори­тетов организации все ключевые результаты (исследования ее внешней и внутренней среды, а также данные разрабо­танных сценариев развития) должны быть соответствую­щим образом синтезированы и отражены.

При этом одним из критериев, который говорит о профес­сионализме и качестве конкретной стратегической разра­ботки, должна быть инвариантность миссии и системы при­оритетов относительно всех спланированных для организа­ции сценариев ее будущего.

В таблице 2 представлен пример критериев целей по различным направлениям функционирования организации.

Пример портрета фирмы представлен в Приложении Г.

Таблица 2 – Цели, критерии и возможные уровни их достижения (критерии целей могут выбираться студентом и другие)

№ п/п Цели Критерии Уровень достижения целей
Текущее состояние Кратко-срочные Долго-срочные
год год
             
  Маркетинговые - доля рынка, % - затраты на рекламу        
  Производственные - объем производства, (тн) шт.; - длительность производственного цикла, дн. - производительность труда, (тн) руб./чел.        
  Экономические - прибыль, млн. руб.; - рентабельность, %        
  Финансовые - выручка от реализации, млн. руб.; - выручка на одного работающего        
  Кадровые - число работников, прошедших повышение квалификации за год - количество опозданий        
  Социальные - количество созданных рабочих мест за год - размер социальных выплат работникам        

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: