Исходная информация для разработки стратегии может включать в себя данные, взятые на предприятии, где проходила производственная или преддипломная практика, из задания на проектирование, из бизнес–планов или инвестиционных проектов развития предприятий, из сети Интернет и т.д.
Портрет фирмы
Написание портрета фирмы заключается в выполнении двух шагов. Сначала описывается характеристика предприятия, а потом составляется миссия.
Для того, чтобы дать общую характеристику предприятия на основе бизнес-плана необходимо заполнить таблицу 1.
Миссия фирмы - одно из ключевых понятий в современной теории стратегического управления. Разные авторы по-разному определяют его.
Таблица 1 - Исходная информация для разработки стратегии
Наименование информации | Информация | Источник получения |
- месторасположение организации - организационно-правовая форма - год создания организации - описание товаров и услуг - основные клиенты - поставщики сырья и комплектующих* - основные конкуренты - рынки, где работает предприятие - численность работающих - организационная структура* |
* для выполнения в дипломных проектах
|
|
Миссия:
- философия и предназначение, смысл существования организации, в котором проявляется отличие данной организации от ей подобных;
- сформулированное утверждение относительно того, для чего и по какой причине существует организация.
В хорошо сформулированной миссии и сотрудники, и клиенты данной организации должны видеть некий ее достаточно привлекательный образ-символ.
При работе с миссией менеджеры должны одновременно удерживать в поле зрения и основные цели организации, и ее стратегические приоритеты, и все другие ключевые моменты корпоративной стратегии.
Кроме того, они обязаны с помощью миссии уметь объяснять и доносить такое видение и сотрудникам своей организации, и тем более ее клиентам, которые являются потенциальными покупателями продукта организации.
Конкретная формулировка миссии утверждается руководством организации.
Считается, что для формулирования миссии своей организации достаточно разобраться с миссией как понятием, прочитать примеры миссий нескольких известных компаний, немного подумать, а затем сесть и написать свою. Примеры миссий различных компаний представлены в Приложении В.
В этом поможет заполнение трафарета на рисунке 1.
Впишите в произвольной форме ключевые моменты Вашей будущей миссии.
Рисунок 1 - Трафарет миссии организации
Удачная формулировка миссии — это краткое, ясное и четкое определение основных направлений деятельности организации, которые мотивируют ее сотрудников.
|
|
Миссия отвечает на три основных вопроса:
Что делает организация?
Кто является потребителями продукции и услуг?
Какой тип сотрудников привлекает к работе организация и отношение руководства к кадрам?
Далее миссия конкретизируется в целях фирмы.
Цели должны быть:
- конкретными и измеримыми
- достижимыми (реальными)
- взаимосвязанными (взаимоподдерживающими)
Обычно цели связывают с конкуренцией в долгосрочной перспективе и созданием соответствующих конкурентных преимуществ для организации.
Для постановки целей соответствующих уровней и адекватного распределения ключевых ресурсов организации Вам рекомендуется следующая система приоритетов:
1-й уровень: оптимальная концентрация;
2-й уровень: достаточный минимум;
3-й уровень: остаточный принцип (в том числе полное прекращение отдельных программ и проектов).
При этом для своей внутренней работы конкретная организация может принять и любую другую систему приоритетов.
В результате аналитического соединения принятой системы приоритетов с установленными стратегическими целями получается система стратегических целевых приоритетов организации.
В принципе установленная система стратегических целевых приоритетов и программа конкретных действий, обеспечивающих их практическое осуществление, для любой организации вполне могут выполнять роль первичной стратегии.
Для некоторых видов организаций, например, для многих представителей российского малого бизнеса, разработка и реализация стратегий именно в таком формате вообще может оказаться достаточной и вполне эффективной.
На этапе определения миссии, установления целей и целевых приоритетов обязательно необходимо учитывать данные всех предыдущих этапов стратегического анализа. В окончательной формулировке миссии, целей и целевых приоритетов организации все ключевые результаты (исследования ее внешней и внутренней среды, а также данные разработанных сценариев развития) должны быть соответствующим образом синтезированы и отражены.
При этом одним из критериев, который говорит о профессионализме и качестве конкретной стратегической разработки, должна быть инвариантность миссии и системы приоритетов относительно всех спланированных для организации сценариев ее будущего.
В таблице 2 представлен пример критериев целей по различным направлениям функционирования организации.
Пример портрета фирмы представлен в Приложении Г.
Таблица 2 – Цели, критерии и возможные уровни их достижения (критерии целей могут выбираться студентом и другие)
№ п/п | Цели | Критерии | Уровень достижения целей | |||
Текущее состояние | Кратко-срочные | Долго-срочные | ||||
год | год | |||||
Маркетинговые | - доля рынка, % - затраты на рекламу | |||||
Производственные | - объем производства, (тн) шт.; - длительность производственного цикла, дн. - производительность труда, (тн) руб./чел. | |||||
Экономические | - прибыль, млн. руб.; - рентабельность, % | |||||
Финансовые | - выручка от реализации, млн. руб.; - выручка на одного работающего | |||||
Кадровые | - число работников, прошедших повышение квалификации за год - количество опозданий | |||||
Социальные | - количество созданных рабочих мест за год - размер социальных выплат работникам |