Создание земского (1864 г.) и городского самоуправления (1870 г.)

Земство – система органов местного самоуправления. Они были созда-ны для руководства местным хозяйством, народным образованием, медицин-ским обслуживанием, общественным призрением и т.п. Для решения этих за-дач земским и городским учреждениям разрешалось вводить местные налоги. Руководящими органами земств были избиравшиеся на три года уездные и губернские земские собрания, созывавшиеся обычно один раз в год. Члены собраний («гласные») не получали вознаграждения за свою деятельность. Постоянными органами были уездные и губернские управы, которые выби-рались на три года из состава гласных.

Выборы гласных проходили по трем группам («куриям»):

1. от круп-ных землевладельцев,

2. от средних землевладельцев,

3. от представителей крестьянских обществ.

Эта система обеспечивала преимущество в земствах помещикам. Более того, в губерниях, где не было крупных помещиков, земства не создавались.

В городах избирались на четыре года городские думы, из состава кото-рой выбиралась городская управа. Во главе этих учреждений стоял выбор-ный городской голова. Избиратели делились на три курии:

1. крупнейшие собственники,

2. владельцы средних состояний,

3. остальные собственники.

Деятельность городского самоуправления ограничивалась делами городского хозяйства.

При всей ограниченности, создание местного самоуправления было большим шагом в деле либерализации русского общества: эти структуры из-начально создавались как всесословные организации. Либеральные деятели рассматривали их создание как первый шаг в изменении политической сис-темы России. Очень быстро вокруг земских учреждений сформировались ор-ганизации, предлагавшие проекты дальнейших преобразований. Земское движение стало базой для либеральной оппозиции.

++

Наиболее значительные реформаторские преобразования были осуществлены в начале 60-х г. XIX в., когда вскоре после отмены крепостного права Александр II подписал указ правительствующему Сенату о введении в действие с 1 января 1864 г. Положения о земских учреждениях.

Основным фактором, который способствовал рождению земства, стал указ от 19 февраля 1861 г., согласно которому более 20 млн. крепостных крестьян получили «вольную».

Земская (1864) и городская (1870) реформы преследовали цель децентрализации управления и развития начал местного самоуправления в России. В основе реформ лежали две идеи. Первая - выборность власти: все органы местного самоуправления избирались и контролировались избирателями. Кроме того, эти органы были под контролем представительной власти, а обе ветви власти контролировал Закон. Земства были сторонниками государственной власти, поддерживали законность и стабильность в обществе. Вторая идея: местное самоуправление имело реальную финансовую основу своей деятельности. В XIX в. до 60 % всех собираемых с территорий платежей оставалось в распоряжении земства, т. е. городов и уездов, по 20 % уходило в госказну и губернию.

1 января 1864 г. было учреждено «Положение о губернских и уездных земских учреждениях». Согласно этому «Положению» земства являлись всесословными органами. Желая сделать земства более управляемыми, с преобладанием влияния в них господствующих классов, закон предусматривал, к примеру, деление избирателей уездов на три курии для избрания уездного земского собрания.

Первая курия включала землевладельцев, имевших не менее 200 десятин земли или другого недвижимого имущества стоимостью до 15 тыс. рублей; сюда же включались и жители, которые имели годовой доход до 6 тыс. рублей.

Вторая курия включала в основном городских жителей - домовладельцев, купцов, фабрикантов. проводили свои заседания без взаимосвязи со съездами первой и третьей курий. Однако в выборах «гласных» могли участвовать жители, имеющие годовой доход до 6 тыс. руб. или владеющие недвижимостью до 4 тыс. рублей (в мелких городах - до 500 рублей).

Третья курия включала крестьян, в отличие от двух первых курий, были многостепенными. От крестьянской курии в земское собрание нередко попадали в гласные не только представители духовенства, мещане, но даже и помещики.

Поданным 1865-1867 гг., в 29 губерниях (в тех, где было введено земство) помещики-дворяне и чиновники среди уездных «гласных» составляли около 42 %, крестьяне — более 38, купцы - свыше 10, представители других сословий - около 10 %.

В числе первых губерний, где земства сразу после принятия «Положения» начали свою деятельность, были Самарская, Пензенская, Костромская, Новгородская, Херсонская, Псковская, Курская, Ярославская, Полтавская, Московская, Казанская, Санкт-Петербургская, Рязанская, Воронежская, Калужская, Нижегородская и Тамбовская.

Земские учреждения уезда включали земское собрание и земскую управу с состоявшими при них учреждениями.

Земское собрание состояло из: земских гласных; членов по должности (председателя управления государственным имуществом, депутата от духовного ведомства, городского головы уездного города, представителей уездного ведомства).

Земское собрание собиралось ежегодно на одну сессию, не позднее октября месяца. Сессия продолжалась десять дней. Губернатор мог ее продлить. Председательствовал на уездном земском собрании уездный предводитель дворянства.

Обязанности земства делились на две группы - обязательные и необязательные: К числу обязательных функций относились содержание мировых посредников и судей, арестантских помещений и квартир для чинов полиции, этапная повинность, устройство и ремонт больших дорог, выделение подвод для разъездов полицейских, жандармов и иных государственных чиновников. Необязательными функциями являлись: страхование сельскохозяйственных построек от пожаров, содержание городских больниц и богаделен, ремонт дорог и мостов, продовольственная помощь населению.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: