Моделирование – это изучение объекта-оригинала путем создания и исследования его копии, замещающей оригинал с определенных сторон, интересующих исследователя. Модель всегда соответствует объекту-оригиналу в тех свойствах, которые подлежат изучению.
При исследовании педагогических явлений используют теоретическое и сетевое моделирование.
Теоретическое моделирование – это построение теоретической модели объекта исследования (опытной модели обучения, воспитания, развития). Теоретические модели представляют собой идеальные образования, зафиксированные в соответствующей знаковой форме и функционирующие по законам логики, отражающей педагогический процесс.
В процессе теоретического моделирования возникают новые идеи, устанавливаются определенные отношения и связи, четче определяются возможные пути дальнейшего поиска.
Сетевое моделирование применяется обычно при изучении процессов управления, при разработке оптимальной программы обучения. Модель дает четкое представление о последовательности обучения, устраняет избыточные связи, позволяет выявить элементы, без которых невозможно дальнейшее обучение. Примерами простейших теоретических моделей являются конспекты занятий, поурочные планы, графики и т.д.