Общая характеристика дидактических методов применяемых в процессе пофессиональной подготовки

Под методом обучения понимают систематически применяемый способ работы педагога с учащимися, позволяющий ученикам развивать свои умственные способности и интересы, овладевать знаниями и умениями, а также использовать их на практике.

В дидактике не существует однозначного подхода к классификации методов.

Наибольшее применение в педагогической практике получили методы обучения, классифицируемые по источникам информации. Такими источниками являются: слово, чувственный образ и практическая деятельность. Поэтому в данной классификации выделяют 3 группы методов:

МЕТОДЫ

(классификация по источнику информации)

Словесные Наглядные Практические
объяснение показ трудовых приемов упражнения
рассказ показ наглядных пособий решение технических задач
беседа показ с помощью ТСО выполнение лабораторных и практических работ
лекция самостоятельные наблюдения  
  учебное кино  
  экскурсия  

Словесные методы позволяют в кратчайший срок передать большую по объему информацию, поставить перед обучаемыми проблемы и указать пути их решения. Словесные методы подразделяются на следующие виды: рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой.

Метод рассказа предполагает устное повествовательное изложение содержания учебного материала. Рассказ педагога – это образное, живое, эмоциональное и последовательное изложение материала, осуществляемое в описательной или повествовательной форме. В ходе рассказа учащиеся знакомятся с определенными предметами, явлениями или процессами по их словесному описанию.

Под объяснением понимают словесное истолкование закономерностей, существенных свойств изучаемого объекта, отдельных понятий, явлений. Объяснение – это монологическая форма изложения. К объяснению прибегают чаще всего при изучении теоретического материала различных наук, при раскрытии коренных причин и следствий в явлениях общественной жизни. Объяснение применяется в тех случаях, когда рассказ педагога и даже показ изучаемых объектов не могут обеспечить ясное понимание учащихся, когда необходимо доказать правильность каких-либо положений (правил, принципов) и объяснить их.

Беседа – диалогический метод обучения, при котором учитель путем постановки тщательно продуманной системы вопросов подводит учеников к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного. В зависимости от конкретных задач, содержания учебного материала, уровня творческой познавательной деятельности учащихся. места беседы в дидактическом процессе выделяют различные виды бесед: вводные или вступительные, организующие беседы, беседы-сообщения или выявление новых знаний, систематизирующие беседы.

Учебная дискуссия. Главное ее назначение – стимулирование познавательного интереса, вовлечение учащихся в активное обсуждение разных научных точек зрения по той или иной проблеме, побуждение к осмысливанию различных подходов к аргументации чужой и своей позиций. Для проведения учебной дискуссии необходима подготовка, т.к. без знаний дискуссия становится беспредметной, а без умения выразить мысль – лишенной привлекательности. Учебная дискуссия, с одной стороны, предполагает наличие у учащихся умения ясно и точно формулировать свои мысли, строить систему аргументированных доказательств, а с другой – учит их мыслить, спорить, доказывать свою правоту.

Работа с учебником и книгой – один из важных методов обучения. Существует ряд приемов работы с печатным словом: конспектирование, тезирование, аннотирование, построение формально-логической модели и т.п.

Наглядные методы обучения – это методы, при которых освоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядных пособий и технических средств. наглядные методы применяют совместно со словесными и практическими и предназначены для наглядно-чувственного ознакомления учащихся с явлениями, процессами, объектами в их натуральном виде или в символьном изображении с помощью рисунков, иллюстраций, схем, моделей и т.п. Наглядные методы делят на две большие группы: метод иллюстрации (предполагает показ иллюстрированных пособий, рисунков, плакатов, таблиц, моделей и т.п.) и метод демонстрации (связан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок, фильмов и т.п.).

Практические методы основаны на практической деятельности учащихся и направлены на формирование практических умений и навыков. К практическим методам относятся упражнения, лабораторные и практические работы. Под упражнением понимают повторное многократное выполнение умственного или практического действия с целью овладения им или повышения его качества. Упражнения делят на устные, письменные, графические и учебно-трудовые. По степени самостоятельности выделяют воспроизводящие, тренировочные, поисково-творческие, творческие.

Упражнение – это целенаправленное, многократное повторение изучаемых трудовых приемов. Упражнения являются эффективными только при соблюдении ряда требований к ним: сознательный подход учащихся к их выполнению, соблюдение дидактической последовательности (сначала упражнения по заучиванию и запоминанию учебного материала, потом на воспроизведение и применение ранее усвоенного, затем на самостоятельный перенос изученного в нестандартные ситуации, после на творческое применение и включение нового материала в систему уже освоенных знаний, умений, навыков).

Лабораторные работы сочетают наглядность с практическими действиями. Лабораторные работы непосредственно связаны с другими методами – наблюдением, демонстрациями, упражнениями, объяснением педагогом.

Практические занятия и практикумы близки по своему содержанию к лабораторным работам. Их особенность состоит в том, что они носят преимущественно повторительный и обобщающий характер, проводятся после изучения целого раздела курса, отличаются большей сложностью и требует самостоятельности обучаемых.

Особое место среди практических методов обучения занимает инструктаж и показ трудовых приемов.

Инструктаж – это сочетание объяснения и показа практических действий, приемов работ. Инструктаж делится на вводный, текущий и заключительный. Может быть устным и письменным. Вводный инструктаж включает в себя целевую установку, актуализацию знаний учащихся и создание ориентировочной основы действия (показ трудовых приемов). Текущий инструктаж служит корректировке деятельности учащихся в процессе выполнении практических работ. Учитель проводит целевые обходы (например, по выполнению ПТБ, по правильной организации рабочего места, по соблюдению ТУ и т.д.) и индивидуальные консультации. При этом использует приемы: замечания, советы, рекомендации, беседы, повторные объяснения и повторный показ, личный пример. Заключительный – проводится с целью подведения итогов. Выполняется анализ недостатков и успехов учащихся в процессе выполнения работ, даются указания по подготовке к следующему занятию.

Показ трудовых приемов (действий) имеет целью создание в сознании учащихся точного и четкого зрительного образа трудовых действий, с которым они будут сравнивать свои действия в процессе выполнения приемов и способов работы. При этом педагог может производить показ рабочей позы, пользования инструментом, характера рабочих движений.

МЕТОДЫ

(классификация по характеру познавательной деятельности)

Лернер И.Я., Скаткин М.Н.

Объяснительно-иллюстративные;

Репродуктивные;

Частично-поисковые;

Проблемные;


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: