Под организационными формами производственного обучения понимают способы организации учебного процесса и учебно-производственного труда учащихся, формы руководства их деятельностью, а также структуру построения учебных занятий.
В настоящее время на производственном обучении установились три основные формы организации учащихся: фронтальная (фронтально-групповая); звеньевая (бригадная); индивидуальная.
Фронтальная форма организация производственного обучения заключается в том, что все учащиеся выполняют одинаковые задания.
Единое содержание вводного инструктажа и объяснение особенностей работы, предупреждение о типичных ошибках и коллективное обсуждение причин, их вызывающих, — все это дидактически эффективно при такой форме. Легче контролировать этапы работы, удобнее сравнивать степень продвинутости разных учеников. Методическое руководство учебным процессом концентрировано, планируемые целевые обходы «привязаны» к одному и тому же изделию (объекту труда).
Звеньевая (бригадная) форма организации обучения предполагает разделение группы при выполнении работ на подгруппы. Характерно, что каждое звено выполняет свое задание (они могут резко разниться).
Благоприятное влияние этой формы на результаты работы предусматривает соблюдение мастером следующих методических правил, проверенных практикой.
1. Небольшие группы — как правило, от 2 до 5 человек — могут работать как над определенными теоретическими (например, при выполнении лабораторных работ), так и над практическими заданиями, как на уроке, так и на внеурочных занятиях.
2. Состав звеньев (бригад) постоянен. Учащиеся создают их сами, руководствуясь личными мотивами, например дружескими отношениями, общими интересами и т.п. Мастер, однако, следит за тем, чтобы каждое звено представляло своего рода «микросоциум», т.е., чтобы в его состав входили более и менее продвинутые учащиеся, различные по образу мышления, по деятельностным характеристикам.
3. Работой звена (бригады) руководит старший, функции которого учащиеся выполняют поочередно с целью научиться и руководить, и подчиняться, что абсолютно соответствует реалиям будущей трудовой жизни.
4. Все группы работают под обязательным контролем мастера. Руководящая роль мастера проявляется в конкретных подсказках для разрешения возникающих тупиковых ситуаций, в оценке индивидуальных результатов, создании атмосферы сотрудничества, духа взаимной помощи. Это особенно важно для первых этапов работы звена, когда его члены еще не умеют организованно работать вместе в течение продолжительного времени и часто не готовы поставить групповые интересы выше собственных.
Индивидуальная форма организации обучения экономически довольно дорога. Вместе с тем, применяясь на производстве в виде прикрепления обучающегося к высококвалифицированному рабочему, она весьма продуктивна. Однако мастеру значительно труднее контролировать большое количество различных рабочих мест, а учащийся не имеет возможности сотрудничать со своими товарищами, не вырабатывает умения работать в коллективе, с коллективом и для коллектива.