ТЕСТ – это совокупность заданий направленных на определение уровня усвоения содержания обучения. В переводе с английского «тест» означает - испытание, проверку.
Академик Беспалько А.В. выделяет 4 уровня усвоения знаний:
1 уровень – распознавание;
2 уровень – воспроизведение;
3 уровень – эвристический;
4 уровень – творческий.
Тесты 1 уровня – предназначены для проверки умений учащихся выполнять действия с подсказкой. Содержат задания на узнавание ранее полученной информации. Различают тесты 1 уровня:
· На опознание – учащийся выбирает правильный ответ из альтернативы «да» - «нет»;
· На различение – в них дается несколько вариантов ответов и учащийся должен выбрать из них правильные;
· На классификацию – учащийся должен установить соответствиемежду представленными видами;
Тесты 2 уровня – для решения заданий требуют самостоятельного воспроизведения ранее усвоенных знаний без опоры на подсказку. Среди тестов 2 уровня различают:
· Тесты подстановки – в задании пропущено слово, формула или другой элемент деятельности;
|
|
· Тесты конструктивные – учащийся должен самостоятельно дать полную формулировку понятия;
· Типовые задачи – для их решения необходимо применить известную формулу, правило или алгоритм решения.
Тесты 3 уровня – решение нетиповых задач, использование знаний в нетиповых ситуациях. Решение тестов 3 уровня сводится к сведению нетиповых задач к типовым, т.е. учащийся каждый раз решаетдля себявопрос, как использовать известный ему способ деятельности в новой ситуации.
Тесты 4 уровня – это проблемы, решение которых связано с творческой деятельностью, с творческим применением имеющихся знаний.
Показателем успешности овладения учебным материалом при тестовом контроле является коэффициент усвоения:
М
Ку = N, где
М –количество правильных ответов;
N – общее количество вопросов в тесте;
Коэффициент усвоения может быть: 0 < Ку< 1
В качестве критической величины Ку = 0,7
Если:
Ку < 0,7 знания неудовлетворительные;
Ку = 0,7 - 0,8 знания удовлетворительные;
Ку = 0,8 – 0,9 знания хорошие;
Ку = 0,9 –1 знания отличные
Выбор числа операций в тесте зависит от вида контроля:
· для текущего – 10 –12 вопросов;
· для периодического – 20- 25 вопросов;
· для итогового – 40 – 45 вопросов.
Требования к тестам:
· Адекватность целям проверки;
· Однозначность – тест должен иметь единственно правильный ответ – эталон;
· Простота и удобство в пользовании – формулировка заданий и вопросов должны быть четкими и краткими. Показателем простоты является скорость выполнения заданий;
· Определенность – после прочтения задания учащиеся должны четко понять и представлять себе, какие действия необходимо выполнить, какие знания продемонстрировать. Если после прочтения заданий учащийся действует и отвечает правильно, то тест считается определенным. Если на вопросы отвечают меньше 70%, то тест необходимо пересмотреть.
|
|
· Равнотрудность – при составлении заданий для нескольких вариантов равнотрудность определяется стабильностью результатов в разных вариантах;
· Краткость – обеспечивающая сжатые ответы;
Некоторые правила составления тестов:
· -Неправильные ответы должны быть правдоподобные;
· -Правильные ответы среди всех предлагаемых должны размещаться в случайном порядке;
· -Ответы на одни вопросы не должны быть подсказками для ответов на другие.
Преимущества тестов:
· Тесты обеспечивают возможность объективной оценки по единым требованиям;
· Тесты позволяют осуществлять дифференцированный подход к учащимся.
Недостатки тестов:
· Вероятность угадывания и случайности;
· Не развивает речь.