Средства обучения и их методический анализ

Средства обучения - это материальные объекты и предметы естественной природы, а также ис­кусственно созданные человеком, используемые в учебно-воспитательном про­цессе в качестве носителей информации и инструмента деятельности педагогов и учащихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и разви­тия.

В учебном процессе по изучению технологии применяются самые различные средства обучения. Среди них большое место занимают средства наглядности, или так называемые наглядные пособия. В качестве средств наглядности могут использоваться подлинные технические явления, процессы, предметы реального мира и их изображения, а также специально изготовленные в дидактических целях учебно-наглядные пособия.

С помощью средств наглядности реализуется принцип наглядности, т. е. обеспечивается непосредственное чувственное восприятие учащимися изучаемого материала.

Наглядные пособия являются основой использования в учебном процессе наглядных методов обучения, методов демонстраций.

Технологическое обучение требует, чтобы учащиеся непосредственно воспринимали все основные стороны изучаемой конкретной технологии: технологический процесс и технический средства его осуществления, а также трудовой процесс, в котором реализуется данная технология.

Восприятие каждой из этих сторон отличается определенными особенностями, которые требуют соответствующих средств наглядности.

Применение средств наглядности на уроках технологии значительно активизирует познавательную деятельность учащихся и обеспечивает сознательное и прочное усвоение ими изучаемого материала.

Все средства наглядности, которые используются в обучении технологии, можно подразделить на ряд групп.

1. Средства натурального показа. Они служат для демонстрации самих изучаемых технических объектов и процессов в натуре, К средствам натурального показа относят:

а) Натуральные объекты: образцы конструкционных материалов, рабочие и контрольно-измерительные инструменты, приборы, аппараты и другие технические устройства, а также их отдельные детали и узлы. Практически все технические объекты, которые включены в учебно-трудовой процесс могут служить средствами наглядности. Они дают непосредственное представление о внешнем виде, внешних признаках изучаемого объекта (форме, размерах, пространственном взаиморасположении элементов объекта, движении видимых частей и т.д.). Если структура натурального объекта проста, то при его демонстрации можно дать понятие и об устройстве и принципе действия этого объекта.

б) Натуральные процессы. Это технологические процессы, работа машин, аппаратов и т.д., которые демонстрирует учитель на производственном и учебно-производственном оборудовании. Указанные процессы могут наблюдать сами учащиеся на предприятиях, например, во время экскурсии.

в) Реальные трудовые действия. Их показывает учитель в учебных целях, или самостоятельно наблюдают учащиеся в производственных условиях, следя за деятельностью рабочих. Реальные трудовые действия характеризуют взаимодействие работающего с инструментом и обрабатываемым материалом. При этом воспринимается прежде всего внешняя сторона этих действий.

2. Технические модели и макеты как подобия изучаемых объектов. Они служат для показа внешнего вида изучаемых объектов и явлений, их деталей и конструкций.

Учебная техническая модель представляет собой аналог изучаемого объекта или его части. Изготовляется модель по сравнению с реальным объектом в уменьшенном или увеличенном виде, а иногда и в действительном масштабе, с соблюдением внешнего сходства и пропорциональности частей. Учебные модели, используемые в обучении технологии, обычно отражают геометрическое подобие изучаемого объекта или его техническую сущность. Они могут быть неразъемными и разъемными, недействующими (статическими) и действующими (динамическими). Широкое применение получили модели деталей и узлов механизмов и машин, модели самих механизмов и машин, модели инструментов и других технических устройств. Например, модели подшипников качения, наборы моделей деталей для их графического изображения и курсе черчения, модель суппорта токарно-винторезного станка, наборы моделей механизмов передач и преобразования движения, модель двигателя внутреннего сгорания, модель штангенциркуля и т.д.

Учебные технические модели позволяют показать не только внешний вид изучаемого объекта, но и на примере действующих моделей демонстрировать работу объекта, динамику и взаимодействие частей.

Учебные макеты дают объемное изображение внешнею вида изучаемых объектов с точным соблюдением их пропорций Очи могут быть цельными или разъемными, точными копиями или схематичными, и должны давать общее представление об изучаемом объекте. Для изучения мелких объектов (мелких деталей, инструментов и т. д.) макеты изготовляют в увеличенном масштабе, и наоборот, макеты станков, двигателей и других машин, а также технических сооружений изготовляют в уменьшенном масштабе.

3. Реальные изображения вида изучаемых объектов, процессов и трудовых действий.

В практике обучения они обычно имеют форму плакатов, как правило, в наборах или альбомах. По размерам плакаты и изображения на них выполняют такими, чтобы изображения можно было рассмотреть всем ученикам класса со своих ученических мест. В альбомах листы с изображениями несколько меньше, чем плакаты. Они предназначены для рассмотрения непосредственно на ученических местах.

По содержанию плакаты и альбомы могут включать в себя изображения видов материалов, внешний вид и конструктивное устройство рабочих и измерительных инструментов, приспособлений, станков и т.д., а также изображения приемов выполнения трудовых операций, владения инструментом, управления станками и т.п. При изучении самых различных конкретных технологий используются плакаты, отражающие требования техники безопасности и охраны труда.

4. Условные изображения изучаемых объектов, процессов и действий. К ним относят чертежи, эскизы, кинематические и электрические схемы и пр., которые уже рассматривались как применяемая в обучении технологии учебно-техническая документация. В роли средств наглядности они служат для раскрытия устройства, конструкции, внутренних связей и закономерностей, т.е. сущности изучаемых объектов, действий и процессов. В отличие от натуральных объектов и их моделей, макетов и реальных изображений, условные изображения не дают учащимся непосредственных «живых» представлений об изучаемых объектах и процессах. Поэтому их применение следует практиковать после того, как соответствующие «живые» представления уже созданы с помощью других средств наглядности.

Для того чтобы в обучении технологии при изложении учебного материала, при инструктировании учащихся, но практическим работам постоянно обеспечивать живое восприятие изучаемых технических устройств, инструментов, приемов работы и т. д., необходимо все разнообразие средств наглядности привести в определенную систему. В этом отношении учителями технологии накоплен определенный опыт. На рабочем месте учителя технологии в учебной мастерской или техническом кабинете; устанавливается, так называемый, методический шкаф. Шкаф имеет выдвижные ящики или полки. В них в определенном порядке по темам учебной программы располагаются средства наглядности. Например, один из ящиков посвящен нарезанию резьбы по технологии обработки металлов. В этом ящике размешают образцы или модели различных видов резьбы; образцы инструментов и приспособлений дли нарезания резьбы; заготовки, отражающие технологию получения резьбы (технологию в образцах); плакат, изображающий операцию нарезания резьбы и приемы ее выполнения, и возможные другие средства наглядности по этой теме.

Отдельные средства наглядности могут объединиться и располагаться на демонстрационных щитах. Примером здесь могут быть демонстрационные щиты с образцами материалов из древесины, металлов или текстильных материалов.

Аналогично демонстрационным щитам могут использоваться демонстрационные витрины. В них учащиеся могут наблюдать образцы изделий, инструментов, материалов и т.д. Главная задача систематизации средств наглядности — наиболее эффективное их использование в учебном процессе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: