| Виды средств обучения | Преимущественная дидактическая функция | Типичные учебные ситуации применения средств обучения |
| Учебники (учебные пособия) | Являются основным источником информации при самостоятельном изучении, закреплении и повторении учебного материала на уроке и в процессе домашней работы Содержат необходимый методический аппарат: задачи и задания для упражнений, иллюстрации и примеры, алгоритмы, таблицы, контрольные вопросы и др. для качественного усвоения учебного материала | Самостоятельное изучение, закрепление и повторение учебного материала на уроке и в процессе домашней работы. Используются в качестве основного источника учебной информации при программированном обучении, в качестве справочного и инструктивного материала при выполнении упражнений, лабораторно-практических работ и др. |
| Справочники | Способствуют формированию у учащихся умений пользоваться справочной литературой | Решение задач, самостоятельное проектирование процессов, конструирование приспособлений, оснастки; проведение семинарских занятий, практикумов, дидактических игр и т.п. |
| Сборники задач и заданий | Позволяет педагогу оперативно предъявлять учащимся задания для выполнения упражнений и самостоятельных работ. Содержат рекомендации, указания, типичные решения для выполнения заданий, ответы на задачи, шифры правильных ответов на карточки - задания | Выполнение классных и домашних упражнений по закреплению и повторению учебного материала. Проведение семинарских занятий, практикумов, контрольных работ, дидактических игр, олимпиада и др. |
| Натуральные наглядные пособия | Позволяют получить точное представление о внешнем виде, устройстве, взаимодействии частей, свойствах, требованиях к качеству; изучить способы применения, регулирования, настройки изучаемых объектов | Демонстрация и самостоятельное изучение устройства, назначения, свойств, способов применения, регулирования, наладки и т.д. |
| Изобразительные наглядные пособия | Передают информацию в образной графической, схематической, цифровой формах. Позволяют показывать внешний вид, внутреннее устройство, принцип работы, количественные зависимости объектов, процессов, явлений | Демонстрация и самостоятельное изучение принципа действия, устройства, назначения, качественных и количественных зависимостей орудий, средств и способов выполнения деятельности |
| модели | Позволяет изучать принцип действия, взаимодействие частей, кинематику механизмов в действии | Демонстрация и самостоятельное изучение принципа действия, кинематических цепей механизмов, взаимодействие составных частей |
| Макеты муляжи | Дают возможность получить точное представление о внешнем виде, устройстве, форме, размерах, масштабных соотношениях частей, цвете изучаемых объектов | Демонстрация и самостоятельное изучение общих сведений об изучаемых объектах |
| Педагогические программные средства | Являются средством управления учебной деятельностью учащихся, а также самостоятельных источником учебной информации. Позволяют индивидуализировать процесс обучения, осуществляя его в диалоговом режиме с персональным компьютером, моделировать процессы и явления в динамике (являются своеобразным процесс тренажером), автоматизировать процессы анализа учебной деятельности учащихся и принятия оптимальных управленческих решений | Получение учащимися необходимой учебной информации. Контроль и самоконтроль знаний и умений учащихся. Выбор рациональных технологий и режимов выполнения учебно-производственных работ. Анализ и оперативная отработка результатов хода и итогов учебного процесса. Осуществление программированного обучения с применением «обучающих программ» |
| Средства мультимедиа | Сочетают информационные и вычислительные возможности современных компьютеров, средств звукового и визуального представления учебной информации. Позволяют озвучивать компьютерные программы, выводить визуальную информацию компьютеров на проекционный экран, синхронизировать изображения и его звуковое сопровождение | Изучение макро-, микрообъектов и «опасных» технологических процессов, способов обработки, сборки и разработки узлов и деталей оборудования в труднодоступных местах, для поиска и определения характера неисправностей, проверки оборудования на точность и т.п. |
| Экранные пособия (кинофильмы, видеофильмы) | Позволяют демонстрировать процессы и явления в динамике и развитии; изучать новые виды техники и технологии, передовые методы труда; являются наглядным средством и самостоятельным источником учебной информации | Изучение быстро или медленно протекающих процессов, недоступных непосредственному восприятию; изучение внутреннего устройства машин, механизмов, агрегатов и процессов в них; изучение циклических процессов, действий, способов |
| Диафильмы слайды | Позволяют производить системы взаимосвязанных изображений, построенных в соответствии с логикой изучения учебного материал. Являются наглядным средством и самостоятельным источником учебной информации | Изучение взаимосвязанных объектов, процессов, явлений и их составных частей |
| Транспаранты (кодопозитивы) | Позволяют через графопроектор (кодоскоп) передавать на экран сложные изображения, выполненные на пленке, а также демонстрировать плоские прозрачные модели механизмов, показывать опыты на просвет, демонстрировать сложные изображения наложением нескольких транспарантов. Графопроекторы позволяют демонстрировать заранее подготовленные или выполняемые преподавателем по ходу урока изображения на экран - световую доску | Демонстрация изучаемых объектов и их частей, процессов, явлений и т.п., в частности при необходимости показа от составляющих элементов к целому |
| Дидактические материалы для работы учащихся | Позволяют оперативно предъявлять учащимся различные учебные задания, формы для заполнения при самостоятельном изучении учебного материала. Позволяют индивидуализировать учебный процесс | Самостоятельное изучение, закрепление, повторение, систематизация учебного материала; выполнение упражнений, лабораторно-практических работ; контроль знаний и умений учащихся; программированное изучение учебного материала |
| Тренажеры | Обеспечивают отработку способов деятельности в учебных условиях, максимально приближенных к производственным. Позволяют задавать и многократно повторять разные режимы и параметры работы вплоть до аварийных. Способствуют развитию самоконтроля | Отработка умений и навыков обслуживания сложного производственного оборудования в учебных условиях |
| Задания-инструкции для выполнения лабораторно-практических работ | Раскрывают общие теоретические сведения о сути исследуемого или проверяемого явления или процесса, средства и порядок выполнения лабораторно-практической работы, способы снятия показаний контрольно-измерительных приборов, фиксирования результатов и выводов, характер отчетности | Проведение лабораторно-практических работ иллюстративного и исследовательского характера |






