Технические средства обучения

Технические средства обучения – совокупность технических устройств с дидактическим обеспечением, применяемых в учебно-воспитательном процессе для предъявления и обработки информации с целью его оптимизации. ТСО объединяют два понятия: технические устройства (аппаратура) и дидактические средства обучения (носители информации), которые с помощью этих устройств воспроизводятся.

Основные классификации ТСО:

1. По функциональному назначению ( технические средства передачи учебной информации, средства контроля знаний, тренажерные, средства обучения и самообучения, вспомогательные. Кроме того, существуют ТСО, совмещающие различные функции – они называются комбинированные).

2. По принципу устройства и работы (механические, электромеханические, электронные, комбинированные).

3. По роду обучения (индивидуального, группового и поточного пользования)

4. По характеру взаимодействия на органы чувств (визуальные, аудиосредства, аудиовизуальные).

5. По характеру предъявления информации (экранные, звуковые, экранно-звуковые)

Функции ТСО в процессе обучения:

1. Коммуникативная – функция передачи информации

2. Управленческая – подготовка учащихся к выполнению задания, организация их выполнения. Получение обратной связи и коррекция.

3. Кумулятивная – хранение, документализация и систематизация учебной и учебно-методической информации.

4. Научно-исследовательская – преобразование получаемой с помощью ТСО информации с исследовательской целью.

Рассмотрим некоторые из ТСО.

Экранно-звуковые средства занимают особое место среди других средств обучения. Они оказывают наиболее сильное обучающее воздействие, так как обеспечивают наглядность, достоверность, позволяют проникать в сущность процессов и явлений, раскрывают их в развитии и динамике. Экранно-звуковые средства являются синтезом достоверного научного изложения фактов, событий, явлений с элементами искусства, поскольку отображение жизненных явлений совершается художественными средствами (кино - и фотосъемка, художественное чтение, живопись, музыка и др.).

Оверхед-проекторы – наиболее популярные и удобные проекционные аппараты, имеющие важные достоинства с дидактической точки зрения. Они относятся к типу многофункциональных проекторов с широкофокусной оптикой, предназначенных для проекции слайдов широкого формата (транспарантов), других прозрачных объектов: этот тип проектора предполагает возможность оперативного создания учебных иллюстраций информационных материалов. Например, фолии, (дидактический материал чаще всего в виде отдельных листов прозрачной пленки) проецирующиеся на любую светлую поверхность (стену, потолок, дверь) с помощью графопроектора незаменимы на лекциях в больших аудиториях.
Устройство было разработано во время Второй мировой войны по заказу военного ведомства США и применялось для ускоренного переобучения офицерского состава. Усовершенствовавшись и став существенно дешевле, аппарат настолько хорошо себя зарекомендовал, что, начиная с 60-х годов, поставляется в учебные заведения и офисы. Он быстро обогнал по применяемости слайд-проектор, поскольку предлагал гораздо более удобную форму работы с прозрачными иллюстрациями. И по сегодняшний день кодоскоп или оверхед-проектор является самым распространенным техническим средством обучения и предъявления визуальной информации.

Он довольно компактен, прост в обращении, благодаря широкофокусной оптике, может располагаться прямо на столе докладчика, т.е. очень близко к экрану (ширина изображения приблизительно равна расстоянию до экрана). Работая с кодоскопом, можно писать, рисовать или использовать предварительно подготовленные иллюстрации сидя и всегда обращаясь лицом к аудитории. К тому же современные технологии дают разнообразные возможности для подготовки эффектных презентаций.

Итак, кодоскопы имеют ряд преимуществ перед другими типами средств демонстрации наглядных материалов:

- возможность работать без затемнения аудитории, что не затрудняет во время демонстрации процесс конспектирования лекции;

- демонстрируемые кодограммы могут быть использованы для решения проблемных ситуаций в ходе лекции;

- содержание кодограмм может соответствовать логике изложения учебного материала;

- возможность использования для динамических пособий;

- легко переносятся и устанавливаются;

- высокая контрастность изображения, отсутствие мельканий.

Кодограммы (фолии) - это наглядные учебно-методические пособия на прозрачных пленках, проецирующиеся на экран или любую светлую поверхность с помощью графопроектора в условиях незатемненных помещений.

На фолиях прекрасно смотрятся различные схемы, диаграммы, графики, таблицы, которые можно заранее готовить к занятию, вычерчивать непосредственно в процессе изложения материала, предлагать учащимся воспроизвести или создать новые на этапах повторения и обобщения или контроля знаний. Тем более что демонстрирование сложных по начертанию и требующих безукоризненно четкого и точного выполнения графических изображений в большом масштабе возможно только с помощью современной проекционной техники. Она обеспечит отчетливую видимость с последних мест аудитории не только общих контуров, но и деталей чертежа, схемы. Экспонируемый на экране кадр преподаватель может детально проанализировать, фиксируя внимание учащихся на особенностях графического оформления. При помощи схем можно отражать определенные явления, отношения, структуры, функции, процессы, и т.д.

Фолии имеют следующие преимущества: многоразовость использования, компактность хранения, большая площадь изображения. Для изучения комплексных работ по изготовлению готовых изделий предусмотрены фолии с изображением инструкционно-технологических карт.

Фолии можно накладывать одна на другую, чем создается возможность последовательно «выстраивать» окончательную картину из частичных изображений, в том числе окрашенных в разные цвета. Используются также фолии с подвижными элементами, что позволяет имитировать разнообразные динамические процессы.

Каждый отдельно взятый кадр комплекта фолий дает на экране статичное изображение, но благодаря их последовательному наложению или снятию оно приобретает определенную динамичность.

Отдельные кадры накладывают один на другой постепенно, воссоздавая целостное изображение. При этом происходят поэтапное формирование понятия, последовательное раскрытие закономерности изучаемого процесса или явления, показ отдельных элементов целого.

Используют и другой прием работы с транспарантами: постепенно снимают отдельные кадры. В этом случае учащиеся получают объяснения от общего к частому, от целостного явления к отдельным его элементам или к раскрытию каких-то процессов.

Смешанное использование приемов наложения, снятия и каширования (смешения) транспарантов позволяет вскрывать и детально изучать весьма сложные понятия и закономерности.

Прозрачную пленку для оверхед-проектора можно подготовить как с помощью принтера или копировального устройства, так и просто нарисовать фломастерами. Это выгодно отличает ее от слайда для слайд-проектора, где для подготовки нового слайда необходима фотолаборатория, и мультимедиа проектора, где Вы всегда вынуждены использовать компьютер при подготовке материала. Изображение наносится на пленки с помощью любого печатающего устройства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: