«Навык» и «умение» – это сложные психолого-педагогические понятия. Еще более сложным является процесс их формирования. Поэтому учителю технологии необходимо знать сущность и закономерности данного процесса, чтобы иметь возможность эффективно осуществлять его реализацию и управлять им.
Ряд психологов и педагогов определяют умения – как начальный этап формирования навыка. При этом умение характеризуется правильным, но не уверенным и медленным выполнением действия, с сознательным контролем каждого его элемента.
В процессе постоянно проводимых упражнений умения совершенствуются, достигают своего высшего уровня, который обеспечивает точное, быстрое и уверенное выполнение действия с контролем за его конечным результатом. Такой высший уровень усвоения действия называется навыком
Другие ученые, наоборот, считают навык начальным этапом формирования умения.
Среди исследований, посвященных проблеме формирования умений и навыков необходимо выделить наиболее существенные работы:
Платонова К.К. и Новикова М.А.
По Платонову К.К. умение – это совокупность знаний и навыков, обеспечивающая возможность выполнения определенной деятельности в новых условиях. Причем это не любая деятельность, а лишь та которая выполняется успешно, правильно, наиболее оптимальным способом. В результате много кратных повторений отдельные приемы и способы деятельности начинают выполнятся автоматически и превращаются в навык. Таким образом, навык – это приобретенная способность человека выполнять в процессе целенаправленной деятельности составляющие ее частные действия автоматизированно, но под контролем сознания.