Характеристика | Умение | Навык |
Характер деятельности | правильное, но неуверенное и медленное выполнение действия | точное, быстрое, уверенное, автоматизированное выполнение действий |
Условия формирования | в новых условиях | в постоянно повторяющихся условиях |
Контроль | за каждым элементом выполняемых действий | за конечным результатом |
Возможность творческого применения | присутствует | маловероятна |
Длительность формирования | в зависимости от сложности (может быть сформировано даже с первого раза) | формируется в результате длительных упражнений |
Дискуссия по проблеме соподчиненности умений и навыков не закончена, продолжается и по сей день. Но мы можем с уверенностью констатировать, что процессы формирования умений и навыков взаимозависимы, взаимо- влияют и взаимообуславливают друг друга.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
Для того чтобы выполнить любое действие необходимо прежде всего знать как оно выполняется, т.е. нужны соответствующие знания. Вместе с тем знание еще не означает умение. (Например можно знать как выполнить то или иное действие, но не уметь это делать).
Формирование умений и навыков процесс более сложный и длительный, чем процесс усвоения знаний.
В свою очередь если сопоставлять умения и навыки, то навык формируется в результате многократных повторений умений. Поэтому можно сделать вывод, что знаний у человека всегда больше, чем умений, а умений больше, чем навыков.
Взаимосвязь знаний, умений и навыков можно представить в виде следующей схемы: