Выбор базовых поверхностей зависит от конструктивных форм зубчатых колёс и технических требований.
У колёс со ступицей (одновенцовых и многовенцовых) с достаточной длиной центрального базового отверстия
(L/D > 1) в качестве технологических баз используют: двойную направляющую поверхность отверстия и опор-
Ную базу в осевом направлении – поверхность торца.
У одновенцовых колёс типа дисков (L/D < 1) длина поверхности отверстия недостаточна для образования
Двойной направляющей базы. Поэтому после обработки отверстия и торца установочной базой для последую-
Щих операций служит торец, а поверхность отверстия – двойной опорной базой. У валов-шестерен в качестве
Технологических баз используют, как правило, поверхности центровых отверстий.
На первых операциях черновыми технологическими базами являются наружные необработанные "чёрные"
Поверхности. После обработки отверстия и торца их принимают в качестве технологической базы на большин-
|
|
Стве операций. Колёса с нарезанием зубьев после упрочняющей термообработки при шлифовании отверстия и
Торца (исправление технологических баз) базируют по эвольвентной боковой поверхности зубьев для обеспе-
Чения наибольшей соосности начальной окружности и посадочного отверстия.
Для обеспечения наилучшей концентричности поверхностей вращения колеса применяют следующие ва-
Рианты базирования. При обработке штампованных и литых заготовок на токарных станках за одну установку
Заготовку крепят в кулачках патрона за чёрную поверхность ступицы или чёрную внутреннюю поверхность
Обода. При обработке за две установки заготовку сначала крепят за чёрную поверхность обода и обрабатывают
Отверстие, а при второй установке заготовки на оправку обрабатывают поверхность обода и другие поверхно-
Сти колеса.
Основные этапы обработки корпусных деталей.