Обработка заготовки расчленяется на следующие операции:
1) предварительная обработка отверстия;
2) окончательная обработка отверстия;
3) предварительная токарная обработка наружных поверхностей;
4) окончательная токарная обработка наружных поверхностей.
При необходимости проводят дополнительные операции механической обработки в соответствии с указаниями, приведенными на рабочем чертеже детали (фрезерование шпоночного паза или шлицев на валике зубчатого колеса, сверление отверстий, нарезание резьбы и т.д.).
При обработке зубчатых колес, как цилиндрических, так и конических, в автомобиле-, тракторо- и станкостроении базирование производится по центровым отверстиям или по точно обработанному отверстию зубчатого колеса.
Цилиндрические и конические зубчатые колеса с хвостовиком (валиком) обрабатываются в центрах.
В мелкосерийном и серийном производствах зубчатые колеса обрабатываются на револьверных и токарных станках; в крупносерийном и массовом производствах — на горизонтальных и вертикальных токарных полуавтоматах и переналаживаемых автоматических линиях.
|
|
При использовании револьверного станка вся обработка заготовки с одной стороны производится полностью с одновременной окончательной обработкой отверстия. При сложной конфигурации обработка заготовки с другой стороны может быть также выполнена на револьверном станке. Деталь зажимается по уже обработанной поверхности, в трехкулачковом самоцентрирующем патроне. Если заготовка простой формы, то ее другую сторону можно обработать на токарном станке.
Для обработки зубчатых колес на горизонтальных полуавтоматах в заготовке предварительно сверлят отверстие на сверлильном станке, и окончательно обрабатывают его на протяжном станке.
Последующая обработка заготовки с базированием по отверстию производится в две операции:предварительная и окончательная обработка наружных поверхностей на многорезцовых полуавтоматах. Наружные поверхности заготовок на многорезцовых полуавтоматах можно обрабатывать как в две, так и в одну операцию. При значительном размере производственной программы для обработки зубчатых колес применяют многошпиндельные полуавтоматы.
Двухиндексная схема настройки предусматривает обработку заготовки зубчатого колеса полностью на одном станке.
Из приведенных примеров технологических наладок для многошпиндельных полуавтоматов, полная наружная обработка заготовки зубчатого колеса на этих станках часто предусматривает и окончательную обработку базового отверстия.
Для всех типов зубчатых колес последней операцией перед нарезанием зубьев часто является шлифование торца или его окончательное подрезание, что обеспечивает перпендикулярность торца к оси отверстия зубчатого колеса и точность нарезания зубьев.