Исполнение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов

В Федеральном законе РФ «О таможенном регулировании в РФ» указаны обстоятельства, с которыми связано исполнение обязанности по уплате таможенных платежей. Так, обязанность по уплате таможенных платежей считается исполненной:

- если плательщиком в добровольном порядке перечислены денежные средства в сумме, равной сумме начисленных таможенных пошлин, налогов в безналичной форме, внесены в кассу таможенного органа (для физических лиц), через платежный терминал, банкомат, - в день такой оплаты;

- если по решению таможенного органа произведен зачет денежных средств в счет уплаты таможенных пошлин, налогов - в день зачета (такой зачет может быть также произведен по инициативе плательщика, тогда платежи считаются уплаченными с момента получения таможенным органом заявления о зачете);

- если произведен зачет в счет уплаты таможенных пошлин, налогов денежных средств, уплаченных банком, иной кредитной организацией либо страховой организацией (в случаях предоставления обеспечения в виде банковской гарантии, договора поручительства), - в день зачета;

- при поступлении денежных средств при обращении взыскания на товары, в отношении которых не уплачены таможенные пошлины, налоги либо на предмет залога имущества плательщика таможенных пошлин, налогов - в день поступления.

Ввозные таможенные пошлины не могут быть зачтены в счет уплаты других платежей.

Очень важный момент, что выпуск товаров происходит только после поступления информации в таможенный орган о зачислении денежных средств, уплаченных плательщиком, на счет, предназначенный для уплаты таможенных платежей, однако данное правило не распространяется на перечисление денежных средств через электронные, платежные терминалы/банкоматом. В этом случае подтверждением поступления денежных средств является документ, сформированный терминалом/банкоматом. В целях ускорения поступления информации о зачислении денежных средств и сроков выпуска товаров целесообразнее уплачивать платежи с применением оплаты через терминалы и банкоматы, установленные непосредственно на таможенных постах.

По требованию плательщика таможенных пошлин, налогов таможенный орган обязан выдать подтверждение уплаты таможенных пошлин, налогов установленного образца, но не более чем за три календарных года, предшествующие этому требованию.

5. Общие условия изменения срока уплаты таможенных пошлин, налогов

Изменение сроков уплаты таможенных пошлин и налогов производится в форме отсрочки или рассрочки.

Отсрочка - это продление предельного срока уплаты платежа. Рассрочка - это продление предельного срока уплаты платежа на период, в течение которого необходимая сумма должна уплачиваться частями.

Основания и условия предоставления отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин предусмотрены Соглашением между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан от 21 мая 2010 г. "Об основаниях, условиях и порядке изменения сроков уплаты таможенных пошлин" (далее – Соглашение).

Отсрочка или рассрочка по уплате таможенных пошлин представляет собой изменение срока уплаты таможенных пошлин при наличии определенных оснований, предусмотренных ст. 6 данного Соглашения, с единовременной или поэтапной уплатой плательщиком отсроченной (рассроченной) суммы соответственно. Отсрочка или рассрочка уплаты таможенных пошлин может предоставляться в отношении всей суммы, подлежащей уплате, либо ее части. Отсрочка или рассрочка уплаты таможенных пошлин предоставляется при условии обеспечения уплаты таможенных пошлин в порядке, предусмотренном главой 12 ТК ТС и главой 16 ФЗ «О таможенном регулировании РФ». Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин принимается по письменному заявлению плательщика. В Российской Федерации - Федеральной таможенной службой либо определяемым ею таможенным органом.

В заявлении о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин указываются следующие сведения:

- сведения о плательщике;

- наименование товаров;

- реквизиты внешнеторгового договора (международного договора);

- основания для предоставления отсрочки или рассрочки;

- сумма таможенных пошлин, в отношении которой запрашивается отсрочка или рассрочка;

- срок, на который запрашивается отсрочка или рассрочка;

- график поэтапной уплаты сумм таможенных пошлин, в отношении которых запрашивается рассрочка;

- информация об отсутствии обстоятельств, при наличии которых отсрочка или рассрочка не предоставляется.

Одновременно с заявлением представляются документы, подтверждающие наличие оснований для предоставления отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин, предусмотренных Соглашением. В течение 10 рабочих дней со дня подачи заявления принимается решение о предоставлении или об отказе отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин с обязательным информированием об этом лица, обратившегося с заявлением о ее предоставлении.

Решение таможенного органа содержит информацию о плательщике, сроке, на который изменяется уплата пошлин, сумме таможенных пошлин, в отношении которой предоставляется отсрочка или рассрочка, графике поэтапной уплаты пошлин, а также иные сведения, необходимые для применения этого решения при выпуске товаров.

Данное решение таможенного органа о предоставлении отсрочки или рассрочки таможенных пошлин является документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение, если таможенное декларирование товаров, в отношении которых принято такое решение, произведено в течение трех месяцев со дня его принятия.

В случае принятия решения об отказе в предоставлении отсрочки или рассрочки указываются причины такого отказа.

К основаниям для изменения сроков уплаты (отсрочки или рассрочки) таможенных пошлин можно отнести следующие:

1) причинение этому лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;

2) задержка плательщику таможенных пошлин финансирования из федерального (республиканского) бюджета или оплаты за выполненный этим лицом государственный заказ;

3) ввоз товаров, подвергающихся быстрой порче;

4) осуществление поставок в рамках международных договоров, одной из сторон которых является государство - член Таможенного союза, если законодательством государства - члена Таможенного союза не установлено, что данное обстоятельство не является основанием для предоставления отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин;

5) ввоз товаров, включенных в утвержденный Комиссией Таможенного союза перечень отдельных типов ввозимых иностранных воздушных судов и комплектующих к ним, в отношении которых могут быть предоставлены отсрочка или рассрочка уплаты таможенных пошлин;

6) ввоз организациями, осуществляющими сельскохозяйственную деятельность либо поставки для указанных организаций, посадочного или посевного материала, средств защиты растений, сельскохозяйственной техники субпозиций 8424 81, 8433 51, 8433 59 единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, товаров для кормления животных, кроме кошек, собак и декоративных птиц;

7) ввоз товаров, в том числе сырья, материалов, технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему, для их использования в промышленной переработке.

Отсрочка или рассрочка уплаты таможенных пошлин предоставляется в отношении товаров, которые будут помещаться под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.

Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин не принимается, если в распоряжении таможенного органа имеется информация о том, что лица, претендующие на предоставление отсрочки или рассрочки, имеют задолженность по уплате таможенных пошлин, налогов либо в отношении указанных лиц возбуждена процедура банкротства или возбуждено уголовное дело по признакам преступления, связанного с нарушением таможенного законодательства, а также если плательщиком таможенному органу не представлены необходимые сведения и документы.

Отсрочка или рассрочка уплаты таможенных пошлин предоставляется на срок не более шести месяцев, а в отношении товаров, указанных в подп. 3 п. 1 ст. 6 Соглашения, - на срок не более двух месяцев.

За отсрочку или рассрочку уплаты таможенных пошлин взимаются проценты, начисляемые в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза на суммы таможенной пошлины, срок уплаты которой был изменен, за период со дня, следующего за днем выпуска товаров, по день прекращения обязанности по уплате таможенных пошлин.

Проценты должны быть уплачены не позднее дня, следующего за днем прекращения обязанности по уплате таможенных пошлин.

Отсрочка или рассрочка может быть предоставлена только при условии обеспечения уплаты налогов.

Отсрочка или рассрочка уплаты налогов предоставляется на срок от одного до шести месяцев.

Обстоятельства, исключающие предоставление отсрочки или рассрочки.

Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин не принимается, если в распоряжении таможенного органа имеется информация о том, что:

· лица, претендующие на предоставление отсрочки или рассрочки, имеют задолженность по уплате таможенных пошлин, налогов

· в отношении лиц возбуждена процедура банкротства или возбуждено уголовное дело по признакам преступления, связанного с нарушением таможенного законодательства,

· если плательщиком таможенному органу не представлены необходимые сведения и документы.

При получении таможенным органом такой информации до предоставления отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин решение о предоставлении отсрочки или рассрочки подлежит аннулированию, о чем лицо, подавшее заявление о получении отсрочки или рассрочки, уведомляется в письменной форме.

6. Порядок исчисления процентов за предоставление отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин, налогов

Проценты за отсрочку = ТП * Ст реф * Д / 365 (366) * 100%

ТП – сумма таможенных платежей, подлежащих уплате

Д – количество дней в периоде, на который предоставляется отсрочка

Проценты за рассрочку = ТП * Д1* Ст реф / 365 (366) * 100% + (ТП – ТП1)*Д2* С треф /365 (366) * 100% + …. (ТП-ТП1-ТП2)*Д3* СТ реф/365 (366) * 100% + …

ТП – общая сумма таможенных платежей, по которым предоставлена рассрочка

ТП1, ТП2 – частично уплаченные суммы за отдельные периоды в соответствии с графиком уплаты

Д – общее число календарных дней на которые предоставлена рассрочка

Д1, Д2,.. число календарных дней, на которые предоставлена рассрочка

Пример. Пусть предоставлена рассрочка на 6 мес., ежемесячно участник ВЭД будет уплачивать по 10 тыс. руб. Сумма таможенных платежей, подлежащих уплате – 60 тыс. руб.

За декабрь Проценты = 60 000 * 13% * 31 / 366 * 100 % = …

За январь Проценты = 50 000 * 13% * 30 / 366 * 100 % = …

7.Случаи уплаты и порядок начисления процентов

Проценты относятся к иным, неосновным платежам, взимаемым таможенными органами, они уплачиваются:

1) в случае предоставления отсрочки или рассрочки по уплате таможенных платежей со дня, следующего за днем выпуска товаров, по день уплаты в полном объеме причитающихся таможенных пошлин, налогов, т.е. по день прекращения обязанности;

2) при нарушении условий помещения продуктов переработки под таможенную процедуру реэкспорта, а именно при невывозе их с таможенной территории Таможенного союза. При этом проценты начисляются со дня регистрации таможенной декларации, поданной для помещения товаров под таможенную процедуру переработки на таможенной территории, по день регистрации таможенным органом таможенной декларации, поданной для помещения товаров под таможенную процедуру реэкспорта;

3) в случае помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, ранее ввезенных с целью переработки на таможенной территории либо переработки для внутреннего потребления, но не подвергнутых данным операциям. Сумма подлежащих уплате процентов определяется со дня регистрации таможенным органом таможенной декларации, поданной для помещения товаров под таможенную процедуру переработки на таможенной территории (либо для внутреннего потребления соответственно) по день помещения под новую процедуру;

4) при вывозе за пределы таможенной территории ранее вывезенных товаров с целью их переработки вне таможенной территории. В данном случае проценты уплачиваются со дня регистрации таможенной декларации, поданной для помещения товаров под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории по день помещения товаров под таможенную процедуру экспорта;

5) при помещении временно ввезенных товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления товаров. Товары, ввезенные в соответствии с таможенной процедурой "временный ввоз", считаются условно выпущенными (иначе говоря, не могут быть проданы или переданы другим лицам), т.к. при их ввозе предоставляется полное или частичное (3% от общей суммы) условное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов. При этом проценты начисляются со дня освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов по день помещения под процедуру выпуска для внутреннего потребления. Однако существует перечень временно ввозимых товаров, в отношении которых не уплачиваются проценты, он утверждается Комиссией Таможенного союза;

6) при вывозе с таможенной территории товаров, ранее планируемых к временному вывозу, проценты уплачиваются со дня регистрации таможенной декларации, поданной для помещения товаров под таможенную процедуру временного вывоза по день экспорта;

7) при реимпорте товаров. Проценты уплачиваются, если суммы таких пошлин, налогов не взимались либо были возвращены в связи с вывозом товаров за пределы таможенной территории Таможенного союза.

Расчет процентов происходит по следующей формуле:

Пр = ТП x Ст x Д

─────────────,

- где Пр - сумма подлежащих уплате процентов;

- ТП - сумма таможенных платежей;

- Ст - ставка рефинансирования ЦБ РФ, действующая в начисляемый период, в процентах;

- Д - количество дней в периоде;

- 365 - количество дней в году, если год високосный (366).

Базой для начисления процентов (в формуле - ТП) является сумма подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов, за исключением случая предоставления отсрочки/рассрочки (в данном случае проценты будут начисляться на сумму таможенных платежей, срок уплаты которых был изменен). В основном применяется ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации действующая в установленный период, а при начислении процентов за экспорт временно вывезенного природного газа применяется ставка 0%. Расчет производится с учетом динамики ставки рефинансирования. Это значит, что при установлении Центробанком новой ставки при расчете процентов будет учитываться новая ставка.

Проценты начисляются по день прекращения обязанности по уплате пошлин и налогов и должны быть уплачены не позднее дня, следующего за днем уплаты в полном объеме пошлин, налогов. Законодательно предусмотрено, что порядок уплаты, возврат процентов, а также их взыскание в случае неуплаты производятся по правилам, предусмотренным для ввозных таможенных пошлин и налогов.

Во всех комментируемых выше случаях проценты уплачиваются плательщиком таможенному органу. Однако существуют два случая, когда проценты как своего рода штрафная санкция должны быть уплачены таможенным органом.

Первый случай. За нарушение таможенным органом срока, предусмотренного для возврата излишне уплаченных/взысканных таможенных платежей. В соответствии с установленным ч. 6 ст. 147 ФЗ «О таможенном регулировании РФ» сроком, таможня должна рассмотреть правомерность возврата на основании представленного плательщиком заявления в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов. В случае если таможня в данный срок не вернет плательщику заявленную к возврату сумму, на невозвращенную сумму излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов (образовавшихся, например, в результате отказа в выпуске, отзыве декларации или восстановления преференциального режима и т.п.) начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата начиная со дня, следующего за днем истечения срока. Допустим, если срок рассмотрения заявления на возврат истекает 22 марта 2012 г., а деньги поступили на счет плательщика лишь 26 марта 2012 г., плательщик вправе обратиться за возвратом процентов, начисленных на сумму возврата, за 4 дня.

У таможни есть также повод отказать в возврате плательщику в случае отсутствия необходимых в заявлении сведений, непредставления документов, предусмотренных для возврата (ст. 147 ФЗ «О таможенном регулировании в РФ), представления заявления на возврат неустановленной формы, либо нарушения срока обращения за возвратом (позднее трех лет со дня уплаты). При этом заявление в течение 5 рабочих дней возвращается плательщику с указанием причин возврата. Проценты, предусмотренные за нарушение срока возврата, в данном случае начислению не подлежат.

Несколько иначе начисляются проценты в случае неправомерного взыскания таможенных платежей в принудительном порядке. Проценты на излишне взысканные суммы начисляются начиная со дня, следующего за днем взыскания по день фактического возврата. Таким образом, если таможенный орган в бесспорном порядке произвел 22 марта 2011 г. взыскание, а потом данные действия таможни судом были признаны незаконными, с 23 марта 2011 г. по день возврата подлежат начислению проценты за незаконное взыскание.

Процентная ставка в обоих случаях принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период.

Второй случай уплаты таможней процентов предусмотрен согласно ст. 155 ФЗ «О таможенном регулировании РФ» в случае нарушения таможенным органом срока отмены решения о приостановлении операций по счетам плательщика (для организаций или индивидуальных предпринимателей) в банке или несвоевременного вручения представителю банка решения об отмене режима приостановления. На сумму денежных средств, в отношении которой действовал такой режим, начисляются проценты, которые таможня обязана уплатить плательщику за каждый календарный день нарушения указанных сроков. Процентная ставка при этом равна ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в дни нарушения[47].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: