Формирование русской философии

До Х в. наши предки русичи имели языческое мировоззрение, поклонялись Яриле, Перуну, Сварожичу и другим богам. Однако пришедший к власти в Киеве Владимир I понимал, что необходимо духовное сплочение племен, и в 988 г. происходит крещение Руси. Именно Х в. – осевое время византийского влияния на русскую мысль. Православие становится господствующей идеологией, однако, в национальном самосознании языческие элементы всегда дополняют христианские.

Многие исследователи относят зарождение русской философии к Х в., ссылаясь на философские идеи в летописях, житиях святых, сочинениях монахов (например, сочинение дьяка Курицына «Лаодикийское послание»). Другие историки русской философии (например, Г.Г. Шпет, который отодвигал появление самобытной русской философии до середины ХIХ в., т.е. до появления первой философской системы у Вл. Соловьева) отрицали существование самобытной русской философии до ХVIII в.

Э.Л. Радлов выделял два периода в развитии отечественной философии – «подготовительный период – до Ломоносова» и «построительный период – от Ломоносова до наших дней». Здесь, действительно, нужно признать, что целостного характера философские идеи Древней Руси не имели, были разбросаны по произведениям, которые имели религиозный, нравоучительный характер, и были скорее предфилософскими, мировоззренческими. Наиболее яркие документы той эпохи – «Повесть временных лет» Нестора Летописца, «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона, «Поучение сыновьям» Владимира Мономаха, посвященное теме власти, ее религиозному смыслу; притчи Кирилла Туровского (Златоуста); позднее в ХV–ХVI вв. «Просветитель» Иосифа Волоцкого, наследие Максима Грека, Андрея Курбского и др. Одна из важнейших доктрин, сформировавшихся в это время – «Москва – Третий Рим», способствовала укреплению политического единства Руси и национального самосознания русского народа.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: