Сегодня существует несколько десятков определений дизайна. Каждый дизайнер формулирует свое понимание, опираясь на опыт и теоретические знания. Это связано с различными направлениями профессиональной деятельности в области дизайна. Назовем лишь некоторые.
· Дизайн – это специфическая сфера деятельности по разработке (проектированию) предметно-пространственной среды в целом и отдельных ее компонентов; также жизненных ситуаций с целью придания результатам проектирования высоких потребительских свойств.
· Дизайн - творческая деятельность, конечной целью которой является улучшение качества изделий с помощью формообразования. Эти качества связаны с внешним видом, конструктивными и функциональными характеристиками, которые превращают комплекс предметов или единичный предмет в единое целое.
· Дизайн есть бифункциональная деятельность, включающая дизайн-образование и практическую деятельность.
· Дизайн, осознающий свою культурную идентичность, связь с традициями общекультурного развития, видит свою главную идею в способности воссоздавать в облике среды, в ее социально-функциональном устройстве стили и образы жизни, которые свойственны той или иной региональной этнокультурной традиции.
Мы также сформулировали понимание роли дизайна в жизни человека и общества, однако наш подход оригинален с точки зрения рассмотрения роли и места дизайна в проектно-культурном жанре творческой деятельности. Специфической особенностью дизайна является акцентуация культурно-языковой технологии.
Этимология термина «дизайн». Смысловые корни термина «дизайн» восходят к латинскому слову designare - определять, обозначать. Итальянское слово disegno - со времен Ренессанса обозначало проекты, рисунки, а также основополагающие идеи. В Англии понятие DESIGH - распространилось в ХVI веке.
Этимология (первоначальные значения) англоязычного понятия «дизайн» охватывает несколько смысловых рядов. Генетически первичным является ряд определений «декоративного» порядка. Это - узор, орнамент,декор, украшение, убранство.
Ко второму ряду определений относятся «проектно-графические» трактовки. Это - набросок, эскиз, рисунок, собственно проект, чертеж, конструкция.
Третий ряд определений выходит за рамки прямого проекта: план, предположение, замысел, намерение, то есть допроектное состояние предполагаемого объекта.
Четвертый ряд определений неожиданно «драматический»: затея, ухищрение, умысел и даже интрига. Этот широкий спектр англоязычных значений в сочетании с острой социальной направленностью традиционного дизайна при особом внимании к проблемам «человеческих факторов» повлиял на обозначение новых разновидностей проектной деятельности, появившихся в конце ХХ века.
Россия и понимание дизайна. В нашей стране устойчивое внимание к дизайну как необходимой характеристике любого продукта, интерьера, средового пространства, театрального или зрелищного действия сформировалось в конце ХХ века. Можно сказать, что профессиональная деятельность, как и наука, и образование дизайнера, являются в России довольно молодой сферой деятельности, и многие термины и понятия формируются в процессе реальной практической ситуации.
Дизайн требует специфической терминологии, дизайн-проект и дизайн-объект существенно отличаются как от произведений искусства, так и от промышленных изделий, изготовленных без применения дизайна.
Обычно применяются следующие термины:
художественное конструирование – используется в среде промышленного дизайна, определение официальное;
художественное проектирование – термин используется в среде художников, искусствоведов, культурологов и философов.
В современном понимании объектами дизайн-проектирования являются не только изделия, но и потребности, наличие спроса на выполнение вида деятельности, например, осуществление определенной услуги, дизайн интерьера, выставочного комплекса, улучшение визуального имиджа фирмы, дизайн престижного клуба и т.д.
Образовательный модуль на кафедре дизайна МГУКИ ориентирован на профессиональную подготовку специалистов-дизайнеров для работы в социально-культурной сфере. Основной задачей дизайнера, выпускника кафедры дизайна, является проектное решение или улучшение культурной среды, ее компонентов. Это могут быть учреждения культурного назначения, театрально-зрелищные комплексы, зоны отдыха, выставочные комплексы, фестивальные поляны, фирменный стиль культурного центра, рекламная печатная продукция дизайн-студии и т.д.
Вопросы для самоконтроля
1. Когда появился дизайн как область индустрии?
2. Назовите известные Вам определения дизайна.
3. Какие понятия заложены в термине «дизайн»?
4. Как понимают дизайн как область профессиональной деятельности в России начала ХХI века?
Ключевые слова и термины
Индустриальный дизайн, этимология термина, художественное конструирование, художественное проектирование, объект дизайн-проектирования. Проектно-культурный жанр, дизайн предметно-пространственной культурной среды.
Тема 2. Основные виды и направления дизайна
Рассмотрим основные виды и направления современного дизайнерского творчества. Сегодня наряду с развитием направлений дизайна, ставших традиционными, динамически развиваются новые направления.
Классический дизайн является продуктом симбиоза ремесленного художественно-прикладного творчества и машинного промышленного производства.
Наиболее массовый характер имеет дизайн изделий группы Б – предметов потребления. Группа предметов подразделяется на специфические подгруппы: бытовые приборы, аппаратура, инвентарь и пр.
Особое место занимает дизайн мебели и оборудования для интерьеров, а также посуда, столовые приборы, проектирование которых имеет глубокие корни в ремесленном производстве. Свои особенности имеет проектирование игрушек для детей, дизайн медицинского оборудования, изделий для инвалидов и пожилых людей.
В границах классического дизайна рассматривается и графический дизайн. Графический дизайн является продолжателем многовековой традиции и одним из наиболее распространенных видов дизайнерского творчества. Получив второе дыхание вместе с рекламой в начале ХХ века, прикладное графическое искусство сегодня охватывает практически все сферы жизни общества.
К традиционным видам книжного и плакатного оформления, решению упаковки, этикеток, разработкам фирменных знаков и фирменных стилей, шрифтов сначала добавилась коммуникативная ветвь: в интерьерах зданий, на пространствах населенных пунктов и дорогах.
Позднее областью дизайн-деятельности стали заставки, рекламные ролики на телевидении, в последнее десятилетие самостоятельность получил новый вид профессиональной деятельности – компьютерный дизайн.
Компьютерный дизайн в последние годы переходит из сферы прикладного состояния в самостоятельный вид творчества, который включает в себя направление, связанное с разработкой сайтов в Интернете. Построение графических изображений, всей системы информации в этой сети определяется своими, довольно жесткими правилами.
Дизайн архитектурной среды - э тот вид профессиональной деятельности дизайнера охватывает интерьеры и внешнюю архитектурную среду. Решение интерьеров и оборудования общественных и производственных зданий, жилых помещений имеет свои особенности, определяющие круг дизайнерских задач и проектных методов. Активное использование методов дизайна при формировании среды, повышенное внимание к потребительскому уровню оборудования площадей и улиц относятся к середине 60-х годов, когда стали появляться благоустроенные пространства городов.
Сегодня в круг знаний дизайнеров вошло понятие «ландшафтный дизайн». Ландшафтный дизайн потеснил традиционные понятия «садово-парковое искусство» и «ландшафтная архитектура».
Дизайн выставочных экспозиций занимает место на стыке графического дизайна и дизайна архитектурной среды. Дизайн выставочных экспозиций имеет свои специфические особенности и сложившиеся традиции.
Дизайн одежды и аксессуаров – понятие, которое становится все более употребляемым. Индустрия моды живет по своим законам. Художники- модельеры создают уникальные коллекции «от кутюр» и серийные выпуски «пред-а-порте». Сегодня при создании моделей все больше используются современные технологии и материалы, учитываются интересы широких слоев населения, а самое главное – специфические методы дизайн-проектирования, разработанные для дизайна этой области деятельности.
Арт-дизайн – его особенность состоит в том, что усилия дизайнера направлены на создание художественных впечатлений, которые зритель получает от образа воспринимаемого объекта.Изделия становятся исключительно декоративными, выставочными, теряют свое бытовое значение или сохраняют его в очень малой степени. Фактически дизайнером проектируются «визуальные эмоции».