ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
(БАКАЛАВРСКАЯ РАБОТА)
по направлению «Дизайн»
методические указания к выполнению и оформлению
Улан-Удэ
Акинфеева И.И., Бекетова Т.С. Выпускная квалификационная работа (бакалаврская работа) по направлению «Дизайн»: методические указания к выполнению и оформлению. – Улан-Удэ: Изд-во ВСГУТУ, 2015. - 40 с.
Выпускная квалификационная работа бакалавра (бакалаврская работа) представляет собой итоговую работу студента, вид государственной итоговой аттестации. В ходе выполнения бакалаврской работы и на последующей защите выпускник демонстрирует уровень владения компетенциями в рамках своей специальности, свою готовность к профессиональной деятельности.
Для студента-дизайнера независимо от профиля подготовки выпускная квалификационная работа – это, как правило, проектная работа, объединяющая творческий поиск и разработку конкретных решений в рамках утвержденной концепции.
В указаниях отражены основные моменты выполнения бакалаврской работы (включая цели и задачи, тематику, последовательность подготовки работы, особенности проектирования), а также рекомендации по оформлению и подготовке к защите выпускной квалификационной работы. В приложении к настоящим указаниям приведены образцы оформления графической части работы, титульного листа и других компонентов бакалаврской работы. Отдельно рассмотрены особенности выполнения и оформления бакалаврской работы для студентов профилей Графический дизайн и Дизайн среды.
|
|
Методические указания предназначены в помощь студентам-выпускникам направления подготовки бакалавров «Дизайн».
Содержание
Введение………………………………………………………………... | |
1 Цели и задачи выпускной квалификационной работы……………. | |
2 Тематика бакалаврских работ………………………………………. | |
3 Выполнение и оформление бакалаврской работы………………… | |
3.1 Основные положения процесса проектирования……………… | |
3.1.1 Основные положения процесса проектирования в рамках БР студента профиля Графический дизайн……………………… | |
3.1.2 Основные положения процесса проектирования в рамках БР студента профиля Дизайн среды……………………………… | |
3.2 Состав бакалаврской работы…………………………………… | |
3.3 Задание на подготовку бакалаврской работы………………….. | |
3.4 Методические указания к выполнению БР…………………….. | |
3.5 Требования к оформлению бакалаврской работы…………….. | |
3.5.1 Структура и оформление пояснительной записки………… | |
3.5.2 Оформление графической части……………………………. | |
3.5.3 Оформление макетов………………………………………… | |
3.5.4 Оформление презентационного материала и портфолио…. | |
4 Организация работы………………………………………………… | |
4.1 Этапы выполнения бакалаврской работы……………………… | |
4.2 Отзыв руководителя и рецензия специалиста………………… | |
4.3 Защита бакалаврской работы…………………………………… | |
Список использованных источников………………………………… | |
Приложение А. Перечень примерных тем бакалаврских работ……. | |
Приложение Б. Форма задания……………………………………….. | |
Приложение В. Образец титульного листа пояснительной записки к ВКР…………………………………………………………………… | |
Приложение Г. Пример оформления графических листов БР, профиль Графический дизайн………………………………………... | |
Приложение Д. Пример оформления графических листов БР, профиль Дизайн среды………………………………………………... |
Введение
|
|
Государственная итоговая аттестация (ГИА) бакалавра по направлению «Дизайн» включает подготовку и защиту выпускной квалификационной работы (ВКР) в форме бакалаврской работы (БР). Общая трудоемкость ГИА, согласно [1], составляет 13 зачетных единиц трудоемкости (ЗЕТ).
Бакалаврская работа является самостоятельной творческой работой студента, демонстрирующей уровень владения следующими общекультурными и профессиональными компетенциями по профилям Графический дизайн и Дизайн среды [1] и должна учитывать современные и перспективные социальные изменения жизни человека, соответствовать уровню развития дизайнерской мысли, следовать основным принципам дизайн-проектирования графических и средовых объектов.
Каждая выпускная квалификационная работа представляет собой исчерпывающее самостоятельное решение поставленных задач и имеет комплексный характер, то есть содержит цель, задачи, пути и методы их решения, техническое и информационное обеспечение, экономическое обоснование принятых решений.
1 Цели и задачи выпускной квалификационной работы
Основные цели ВКР:
· определение уровня теоретических и практических знаний студентов, способности ориентироваться в актуальной профессионально-общественной проблематике;
· определение умения грамотно ставить проектные цели, логично формулировать задачи на проектирование;
· определение способности творчески решать функционально-эргономические, технические, организационные вопросы проектирования архитектурно- средовых объектов, с учетом передового опыта отечественных и зарубежных дизайнеров и архитекторов (профиль Дизайн среды);
· определение способности творчески решать функционально-эстетические, социальные, технические, организационные вопросы проектирования графических объектов, с учетом передового опыта отечественных и зарубежных графических дизайнеров (профиль Графический дизайн);
· определение умения самостоятельно решать задачи графического оформления проекта, выбирать художественные средства, позволяющие наиболее полно представить проект, раскрывающие его концептуальные, композиционные, функциональные и стилистические решения, умение организовать свой процесс работы;
· способность студента кратко изложить суть концепцию БР, задачи, стоящие перед ним, краткое обоснование принятого им решения, показывающие кругозор студента в его методологии ведения проектных работ, с опорой на графический материал и пояснительную записку.
Для достижения поставленных целей студент в процессе выполнения БР должен решить следующие задачи:
· обосновать актуальность и значение решаемых проектных задач по созданию графических объектов или формированию функциональной и комфортной среды (в соответствии с профилем);
· определить цели и задачи бакалаврской работы;
|
|
· изучить искусствоведческую, нормативно-техническую документацию, справочную, научную и специальную литературу, необходимую для выполнения БР;
· изучить материально-технические, социально-экономические, антропометрические условия, влияющие на выбор того или иного решения в рамках бакалаврской работы;
· провести анализ собранных данных;
· провести поиск дизайнерских решений, применяя методы творчества;
· представить варианты проектных решений в виде эскизных разработок, чертежей;
· провести анализ принятых решений, корректировку и доработку;
· грамотно оформить готовые решения с помощью компьютерной графики, подготовить пояснительную записку к бакалаврской работе, презентационный материал для защиты работы.
2 Тематика бакалаврских работ
Тема БР должна соответствовать профилю, должна быть направленной на решение актуальных задач и соответствовать современному уровню развития технологий, искусства, социально-экономическим тенденциям развития социума. Тема БР может быть частью комплексного проекта, выполняемого несколькими студентами одного направления, или совместно со студентами других направлений и профилей.
Выбор обучающимся темы ВКР осуществляется из утвержденного перечня тем ВКР (Приложение А), который представлен на сайте кафедры в разделе «Документы». По письменному заявлению обучающегося (нескольких обучающихся, выполняющих ВКР совместно) обучающемуся (обучающимся) предоставляется возможность подготовки и защиты ВКР по теме, предложенной обучающимся (обучающимися), в случае обоснованности целесообразности ее разработки для практического применения в соответствующей области профессиональной деятельности или на конкретном объекте профессиональной деятельности.
При конкретизации тем ВКР необходимо учитывать актуальность и реальность проектных решений. Актуальность тематики БР определяется потребностями социокультурной жизни региона, страны, рекламно-полиграфических агентств и студий дизайна, проектных строительных организаций (в зависимости от профиля).
|
|
Перечень примерных тем бакалаврских работ представлен в Приложении А.
Бакалаврские работы профиля Графический дизайн в соответствии с тематикой можно разделить на следующие укрупненные группы:
I – работы по дизайн-проектированию фирменного стиля организаций (разработка фирменного стиля или ребрендинг предприятий фармацевтической, пищевой, легкой и других видов промышленности, торговых предприятий, предприятий общественного питания, сервиса; разработка эмблемы и сопровождающего комплекта носителей фирменного стиля государственных учреждений, общественных некоммерческих организаций, фондов, мероприятий и пр.; брендинг муниципальных образований);
II – работы, посвященные дизайну и верстке печатных изданий различной тематики, периодичности, назначения (каталогов; брошюр; художественной, справочной, учебной литературы, журналов, газет, презентационной печатной продукции, информационных стендов; серий графических плакатов, открыток и т.п.);
III – работы по дизайн-проектированию информационных порталов (веб-сайтов, информационных приложений, интерактивных презентационных материалов, электронных материалов и т.п.);
IV – работы, выполненные в направлении «moution-дизайн» (заставки для телепередач, компьютерных игр, фильмов, ролики и анимации различного назначения, в т.ч. коммерческие – рекламные, и некоммерческие – социальные и т.п.);
V – работы смешанной тематики (в т.ч. дизайн-сопровождение мероприятий различной направленности и тематики).
Бакалаврские работы по профилю «Дизайн среды» в соответствии с тематикой можно разделить на укрупненные группы.
I – группа проектов по разработке интерьеров жилых, общественных, социальных, промышленных помещений с учетом специфики их назначения;
II – группа проектов, связанных с проектированием открытых городских пространств; ландшафтного решения парков, территорий детских садов, санаторно-оздоровительных и спортивных комплексов и т.д.;
III – группа проектов тематических выставок, ярмарок, экспозиций, концертных и зрелищных мероприятий и др.;
IV – группа проектов, связанных с разработкой дизайна мебельных групп (включая разработку среды, согласно концепции БР);
V – группа проектов смешанной тематики
Приводимые ниже положения и методические рекомендации определяют основные требования к бакалаврской работе, содержанию и оформлению БР.
3 Выполнение и оформление бакалаврской работы
Основным требованием к проектированию в рамках бакалаврской работы является системный подход к решению комплекса взаимосвязанных вопросов проектирования: художественных, проектных, конструктивно-технологических, материаловедческих, экологических, эргономических, социальных и экономических.
В ходе выполнения БР должны быть рассмотрены следующие вопросы:
· обоснование актуальности выбранной темы, постановка цели и комплекса решаемых задач;
· формирование содержания работы;
· выбор и обоснование методов, способов, путей достижения цели, определение последовательности выполнения работы;
· обоснование художественного замысла;
· поиск решения комплекса исследовательских, экспериментальных, проектных, конструкторских и других задач;
· оценка и корректировка принятых решений;
· заключение, констатирующее факт выполнения всего намеченного объема работы и отражающее конкретное содержание полученных результатов;
· оформление пояснительной записки, графической части проекта, презентационного материала.
3.1 Основные положения процесса проектирования
3.1.1 Основные положения процесса проектирования в рамках БР студента профиля Графический дизайн
В процессе решения задач графического дизайна студент должен исходить из следующих положений:
· объективности, т.е. всестороннего обоснования проектных решений;
· прогрессивности, т.е. достижения в будущем проекте более высокого качественного и эстетического уровня по сравнению с существующими аналогами;
· экономической целесообразности, т.е. достижения достаточно высокой эффективности производства при сравнительно небольших затратах;
· концептуальности, т.е. подчиненности проектных решений общей идее дизайна, смыслового наполнения дизайнерских решений;
· рациональности технологических, конструктивных и других проектных решений, определяемой комплексом показателей качества объекта;
· нормативности, т.е. соблюдения узаконенных государством стандартов и других нормативных документов.
Социально-культурные требования и рекомендации: принятые в рамках БР дизайнерские, проектные решения:
· соответствуют социально-культурному уровню целевой аудитории, либо повышают его;
· способствуют воспитанию эстетического, художественно-го вкуса;
· не нарушают законодательство РФ в области рекламы [2], охраны авторского права [3] и смежных областях.
Проектные и художественные требования и рекомендации:
· создание эстетически и технически совершенного идейно-художественного образа;
· новаторское и активное творческое использование художественного наследия отечественного и зарубежного дизайна, национальных традиций и приёмов декоративно-прикладного и народного искусств;
· использование основных приёмов композиции - масштабность, цветовая гармония, силуэт, ритм, метр, пластика, фактура и др.;
· аргументированное следование стилям и направлениям дизайна, современным тенденциям;
· особенно приветствуется смелость в принятии дизайнерских решений, прогрессивность и свобода творчества.
Так же необходимо учитывать экологические аспекты проектирования.
3.1.2 Основные положения процесса проектирования в рамках БР студента профиля Дизайн среды
В процессе проектирования исходят из следующих общих положений:
· объективности, т.е. всестороннего обоснования проектных решений;
· прогрессивности, т.е. достижения в проектируемом объекте более высокого качественного и эстетического уровня по сравнению с существующими аналогами;
· экономической целесообразности, т.е. достижения достаточно высокой эффективности производства при сравнительно небольших затратах;
· рациональности конструктивных и других проектных решений, определяемой комплексом показателей качества объекта;
· нормативности, т.е. соблюдения узаконенных государством стандартов (СНиП) и других нормативных документов.
Социально-бытовые требования:
· создание наилучших условий социально-бытовой организации жизни, обслуживание и удовлетворение общественных интересов и потребностей;
· создание здоровых условий для труда, быта и отдыха населения, отвечающих всем санитарно-гигиеническим и экономическим требованиям;
· образование продуманной пространственной структуры среды жизнедеятельности человека;
· учет современных тенденций развития средового дизайна.
Объемно-пространственные и художественные требования:
· поиск соответствующей формы организации пространственной среды, обеспечивающих гибкое изменение функций, сбалансированной художественной конструкций и инженерной системы (сантехнические, отопительно-вентиляционные и др.) жизнеобеспечения объекта средового дизайна и его высокое художественное качество;
· создание эстетически и технически совершенного идейно-художественного образа и в целом средового пространства;
· новаторское и активное творческое использование художественного наследия отечественного и зарубежного дизайна, национальных традиций и приёмов декоративно-прикладного и народного искусств;
· использование основных приёмов композиции - масштабность, цветовые гармонии, силуэт, ритм, метр, пластика, фактура и др.;
· использование элементов средового дизайна, монументально-декоративного и прикладного искусства, широкое использование эффективных современных отделочных материалов.
Технологические и конструктивные требования:
· достижение единства конструкции с художественным замыслом существующего или проектируемого объекта дизайна среды;
· выбор дополнительных конструктивных решений в целях усиления выразительности, художественной образности и создания комфорта с учётом строительных и эстетических возможностей, применяемых материалов с учетом экономической целесообразности.
· При выполнении конструктивно-технологических решений необходимо руководствоваться следующими правилами:
· материалы, применяемые для изготовления конструкций, должны быть мало подвержены разрушению, коррозии, обладать экологичностью;
· выбор выразительной фактуры, отделочных материалов с учётом конкретных проектных задач;
· целесообразно представлять чертежи конструктивных схем, с указанием размеров и привязки к модульной сетке, раскладку сборных элементов, разработки характерных детальных чертежей, узлов конструктивной компоновки.
Так же необходимо учитывать экологические аспекты проектирования (с точки зрения материаловедения, энерго- и ресурсосбережения) с учетом общих инженерно-санитарных требований и требований пожарной безопасности проектируемого объекта.
3.2 Состав бакалаврской работы
В соответствии с установленными требованиями [4] вся информация о принятых художественно-эстетических, функционально-технологических и инженерно-технических решениях составляется в графическом и текстовом форматах. ВКР бакалавра по направлению «Дизайн» состоит из:
- графической части (примеры оформления в Приложениях Г, Д);
- пояснительной записки;
- макетов и образцов изделий;
- презентационного материала.
Состав конкретной БР и структура пояснительной записки к ней определяется в задании, которое заполняет и выдает руководитель БР и утверждает заведующий кафедрой.
3.3 Задание на подготовку бакалаврской работы
Задание содержит формулировку темы ВКР, основные вопросы, подлежащие обязательному рассмотрению, структуру графической части ВКР, а также дополнительные указания, подчеркивающие специфику проектирования по определенной теме. В задании указываются консультанты, необходимые для обеспечения качественной проработки темы дипломного проекта. Задание по подготовке ВКР разрабатывается в соответствии с утвержденной ее структурой – перечнем возможных разделов, частей и основными требованиями к их содержанию.
Задание оформляется руководителем БР на специальном бланке (Приложение Б).
В оформлении бланка задания указываются:
1. Фамилия, имя, отчество студента и название темы работы (должны быть написаны полностью).
2. Тема БР, точно соответствующая ее названию в приказе, дата и номер приказа, утвержденного ректором, и точно сформулированная.
3. Краткое описание БР, основные параметры и предполагаемые способы решения или выполнения проекта.
4. Содержание пояснительной записки должно представлять собой перечень основных вопросов.
5. Сроки выдачи задания и представления бакалаврской работы в законченном виде.
6. Перечень иллюстративного материала (эскизы, макеты, образцы и т.п.).
7. Консультанты и консультации, необходимые для обеспечения качественной проработки бакалаврской работы.
В необходимых случаях у задания может быть приложение, в котором отмечаются особые условия, например:
- условия, оговариваемые внешним заказчиком бакалаврской работы;
- специальные рекомендации по проектированию и изготовлению изделий, макетов;
- требования по углубленной конструкторской проработке отдельных элементов изделий, макетов;
- особенности проведения маркетинговых исследований;
- аспекты экономических расчетов;
- содержание дополнительной технической документации, передаваемой заказчику, и т.п.
Задание обсуждается на кафедре, подписывается руководителем ВКР и утверждается заведующим кафедрой.
Студент обязан расписаться в получении задания.
Бланк задания следует за титульным листом пояснительной записки (Приложение В).
3.4 Методические указания к выполнению БР
Выполнение БР и, соответственно, оформление этапов работы в пояснительной записке подчиняется следующей логике:
Введение – обоснование актуальности и новизны выбранной темы, постановка цели и задач БР, определение методов и средств достижения цели и решения задач, ожидаемые результаты.
Искусствоведческий раздел – исследование истории вопроса, изучение развития дизайна и искусства в выбранной области. Вывод должен отражать основные теоретические положения и исторические закономерности в исследуемой области искусства и дизайна.
Исследовательский раздел – анализ исходных данных об объекте и субъекте исследования/проектирования, особенностей целевой аудитории и др. Допускается приведение и анализ фотографий существующего объекта (субъекта), заполненный заказчиком бриф, приведение маркетинговых, статистических данных (фотографии, бриф, форма анкеты помещаются в приложения).
На этом этапе также выполняется обзор и анализ аналогов различного уровня (международного, национального, регионального – конкурентов).
Вывод по разделу включает краткое перечисление особенностей объекта исследования, описание интересных или закономерных дизайнерских решений в данной области.
Следующий этап работы – творческий, выполнение его зависит от индивидуальных качеств обучающегося. Однако можно посоветовать прибегнуть к общеизвестным методам творчества – аналогий, ассоциаций и т.п. Работа на этом этапе отражается в эскизном поиске, при этом избранные эскизы помещаются в приложении к пояснительной записке. Эскизный поиск описывается в проектном разделе пояснительной записки, выводом по разделу является общая концепция (идея) дизайна. Также в проектном разделе приводится полное описание, обоснование принятых дизайнерских решений отдельных разработок в рамках общей концепции (согласно таблице 1).
С учетом разделения по тематике на укрупненные группы (п. 2) можно выделить следующие основные вопросы, которые прорабатываются на данном этапе и описываются в проектном разделе пояснительной записки.
Таблица – Содержание проектной части БР
Группа (по п.2) | Перечень вопросов для проработки на этапе проектирования |
Профиль Графический дизайн | |
I | Концепция дизайна фирменного стиля. Разработка элементов фирменного стиля: дизайн товарного знака (эмблемы и т.п.); цветовое и шрифтовое решения; стандарт верстки; фотостиль; фирменный графический элемент, орнамент, паттерн, фон; маскот, |
Продолжение Таблицы
корпоративный герой и т.п. Разработка носителей: обоснование минимального комплекта носителей фирменного стиля (с учетом точек соприкосновения с потребителем), разработка дизайна каждого из них. | |
II | Концепция дизайна полиграфической продукции. Разработка модульной сетки – обоснование принятого решения, (модульная сетка и варианты её применения приводятся в приложении). Цветовое, шрифтовое решения. Обложка, иллюстрации. Оформление колонтитулов, фона. Приемы акцентирования. Оформление первых страниц разделов, глав, рубрик. Шаблоны обложки и типовые страницы для периодических изданий. Композиционное решение стендовой продукции. Концепция графических материалов различного характера (плакатов, открыток, календарей и т.п.), в случае серии – описать признаки серийности. |
III | Концепция дизайна информационного портала. Композиция веб-страницы или электронного графического материала. Карта сайта или карта электронного графического материала, структурные взаимосвязи и иерархия. Цветовое и шрифтовое решения. Графические элементы. Приемы акцентирования. Дизайн динамичных и статичных компонентов. |
IV | Концепция дизайна анимационной продукции. Сценарий анимации. Эскизы и раскадровка. Съемка (при необходимости). Эффекты. Композитинг. Моушн-дизайн отдельных продуктов, персонажей и т.д. |
Профиль Дизайн среды | |
I | Описать концепцию дизайна. Дать полное описание/ обоснование проекта; описание проектно-пространственного решения интерьера, функциональное зонирование, описание цветового |
Продолжение таблицы
и конструктивного решения интерьера, стиля и темы, дополнительных элементов, декоративного насыщения объекта, представить развертки и визуализацию в необходимом объеме. | |
II | Описать концепцию дизайна. Дать полное описание/ обоснование проекта: обосновать функциональное зонирование территории и план размещения объектов ландшафтного дизайна, дизайн элементов благоустройства, малых архитектурных форм, план насаждений. |
III | Концепция дизайна выставочного комплекса, мероприятия. План экспозиции, световой дизайн. Дизайн выставочного оборудования, оформление интерьера. |
Для проектов смешанной тематики независимо от профиля – описывается концепция дизайна, проектные решения, и другие дизайнерские решения в соответствии с темой работы.
Материаловедческий раздел – в нем приводится обоснование выбора материалов, инструментария, оборудования в соответствии с тематикой БР.Приводится описание материалов для продукции и их художественные характеристики, в некоторых случаях – физико-механические, химические, эксплуатационные, гигиенические, и пр.
Для III и IV групп проектов профиля Графический дизайн, связанных с созданием электронной графической продукции, материаловедческий раздел отсутствует.
Для работ по профилю Дизайн среды необходимо также привести характеристики некоторого светового и электрооборудования, всех отделочных материалов, материалов разработанной в рамках проекта продукции (малых архитектурных форм, элементов благоустройства, арт-объектов и т.д.) – в соответствии с заданием.
Для БР профиля Дизайн среды II группы приводится также перечень растений и их характеристики.
Технологический раздел. Выбрать оптимальную технологию изготовления изделия или продукции. Техническое изготовление данного продукта или изделия. Раскрыть суть технологии изготовления с приведением алгоритма изготовления и технологической карты. Определить факторы, влияющие на повышение качества и автоматизацию процесса. Привести методы работы с инструментами и оборудованием, программным обеспечением.
Для профиля Дизайн среды: выбрать и описать оптимальную технологию реализации проекта. Раскрыть суть технологии реализации проекта/ проведения работ с приведением алгоритма изготовления и технологической карты. Привести методы работы с инструментами и оборудованием, программным обеспечением. В данном разделе должны располагаться подробные проектные документы (согласно заданию):
- план сносимых перегородок;
- план возводимых перегородок;
- план половых покрытий;
- план освещения с расстановкой мебели;
- план освещения с привязками к перегородкам: светильники и выключатели;
- план энергообеспечения: расположение электрических розеток и выключателей с указанием высоты их размещения;
- план расположения сантехнических узлов; разрез стяжки полов (при необходимости. м.б. в составе альбома пояснительной записки);
- планы потолков (при необходимости. м.б. в составе альбома пояснительной записки);
- разрез потолков с указанием высот (при необходимости м.б. в составе альбома пояснительной записки), их конструктивных и колористических решений, привязки светильников.
Варианты планов и чертежей представляются в альбоме пояснительной записки формата А3.
Организационно-экономический раздел предполагает описание экономической эффективности дизайн-проекта и может включать (согласно теме и заданию на БР):
· экономическую целесообразность и рентабельность дизайн-проекта;
· результаты оценки и прогнозирования экономической выгоды от внедрения дизайн-проекта;
· результаты исследования данных об экономической эффективности внедрения аналогичных дизайн-проектов;
· оценка себестоимости отдельного продукта;
· оценка размера оптимальной партии продукта, определяющего прибыльность производства;
· оценка стоимости черновых, отделочных и декораторских работ;
· оценка стоимости черновых, отделочных и декораторских материалов;
· оценка стоимости проекта с учетом всех видов работ, авторского надзора.
Безопасность жизнедеятельности. Указать факторы, представляющие опасность при производстве, возможные причины травматизма и вредности, связанные с производством работ. Описать меры и инженерные решения по их предупреждению. Данные решения касаются особенно работы с оборудованием и инструментами, вопросов пожарной безопасности. Для профиля Дизайн среды – отметить санитарно-гигиенические преимущества используемых материалов, дизайнерские решения, способствующие повышению безопасности жизнеобитания в созданных условиях, соответствие требованиям СНиП, СанПиН.
Заключение представляет краткое описание результатов работы, особенностей принятых дизайнерских и проектных решений, результаты по некоторым разделам пояснительной записки, оценку соответствия полученных результатов поставленным целям, возможности и рекомендации по использованию бакалаврской работы.
Список использованных источников. В список включаются все источники информации, используемые в бакалаврской работе. Список источников должен быть оформлен в соответствии с [5].
Все рисунки, таблицы, иллюстрации, не вошедшие в текст пояснительной записки помещаются в приложения. Для профиля Дизайн среды предусмотрено оформление приложений в виде альбома формата А3, где приводятся графики и чертежи технологического раздела или других разделов, с учетом темы работы задания.
3.5 Требования к оформлению бакалаврской работы
3.5.1 Структура и оформление пояснительной записки
Предусмотрена следующая структура пояснительной записки ВКР:
- титульный лист пояснительной записки (Приложение В) [6] (не нумеруется);
- задание на БР (не подшивается, не нумеруется);
- аннотация (подшивается, не нумеруется);
- содержание;
- введение;
- основная часть (количество разделов – согласно заданию);
- заключение;
- список использованных источников;
- приложения.
Каждый лист пояснительной записки (кроме титульного, задания и аннотации) должен иметь рамку, границы которой отнесены от края листа с левой стороны на 20 мм, сверху, снизу и справа на 5 мм. Внизу рамки на первом листе каждого раздела должен быть большой штамп, согласно рис. 1, на последующих листах – маленький штамп, размеры согласно рис. 2.
Рисунок 1 – Основная надпись, форма 2 [7]
Рисунок 2 – Основная надпись, форма 2а [7]
Оформление пояснительной записки – согласно ГОСТ 7.32-2001 [8]. Расстояние от рамки формы до границ текста в начале и конце строк не менее 3 мм. Расстояние от верхней и нижней строки текста до верхней и нижней рамки должно быть не менее 10 мм.
Структура пояснительной записки БР с элементами научных исследований определяется кафедрой самостоятельно. Текст документа этого вида должен иметь поля следующих размеров: 20 мм – верхнее; 10 мм – правое, левое и нижнее, страницы без рамки и штампов, оформление согласно [8].
3.5.2 Оформление графической части
Графическая часть бакалаврской работы должна достаточно полно раскрывать идею работы и включать подробную конструктивную разработку художественного решения. Графическая часть выполняется на планшете (печать высокого качества на твердой основе) площадью 4 м2, обязательные элементы для планшета: название работы, концепция дизайна, основные результаты дизайн-проекта. Рекомендуется также представить результаты эскизного поиска и исследования аналогов, возможно представление исходных данных.
Необходимо продумать способ подачи графического материала, в котором должна отражаться концепция предложенного дизайна. Элементы подачи графического материала должны композиционно объединять представленный материал, дополняя и усиливая впечатление от проекта. Примеры оформления графической части приведены в приложениях Г, Д.
Элементы графической части должны быть выполнены в масштабах 1:1000, 1:500, 1:250, 1:200, 1:100, 1:50 или 1:10, с использованием средств компьютерной графики или ручными элементами подачи, чтобы изложенное было видно на расстоянии 3-4 м. Предпочтительно компьютерное оформление графической части.
Все графические решения, представленные на планшетах дублируются в пояснительной записке в уменьшенном масштабе на листах формата А4 и А3.
Графическая часть – это наиболее ответственный компонент бакалаврской работы, и от того, как представлена графическая информация, во многом зависит успех защиты. Поэтому при оформлении чертежей и рисунков бакалаврской работы и экспозиции в целом необходимо обратить внимание на следующие существенные стороны графического представления информации о проектном решении:
- размещение графического материала на планшетах (компоновка экспозиции);
- техника и качество исполнения чертежей, перспектив и разверток.
Выбор композиционного центра в экспозиции определяется тематикой проекта и характером проектных решений.
После выбора ключевых элементов композиции, необходимо продумать всю систему графических приемов исполнения. Графика должна быть четкой, хорошо читаться с расстояния и выполнена в единой стилистике.
Содержание графического оформления БР для профиля Дизайн среды:
Визуализации - перспективы, аксонометрии.
Поэтажные планы. Возможные масштабы 1:50, 1:100, 1:200, 1:400, 1:500, 1:1000.
Разрезы. Возможные масштабы 1:50, 1:100, 1:200, 1:400, 1:500, 1:1000.
Планы участка, ситуационные планы. Возможные масштабы 1:50, 1:100, 1:200, 1:400, 1:500, 1:1000, 1:2000.
Схемы. Возможные масштабы 1:10, 1:20, 1:50, 1:100, 1:200,
1:400. 1:500, 1:1000, 1:2000, 1:5000, 1:10000.
При необходимости фасады. Возможные масштабы 1:50, 1:100, 1:200, 1:400, 1:500, 1:1000.
Ортогональные проекции отдельных объектов проектирования (предметы интерьера, малые архитектурные формы и пр.) Возможные масштабы 1:5, 1:10, 1:15, 1:20, 1:50, 1:100, 1:200, 1:400, 1:500, 1:1000.
Аннотации, экспликации.
Количество чертежей и их масштабы определяются исходя из специфики проекта и общей схемы компоновки экспозиции.
Количество визуализаций и способ подачи определяются исходя из специфики проекта.
3.5.3 Оформление макетов изделий
Макеты разработанных изделий согласно теме работы, как правило, выполняют студенты профиля Графический дизайн. В качестве макетов представляются отдельные носители фирменного стиля, все оригинал-макеты печатных изданий, сувенирная продукция и пр. Основное требование к исполнению макетов – полное соответствие разработанному дизайну, качественное выполнение. Количество макетов и их комплектность определяется руководителем ВКР и описывается в задании на выполнение ВКР.
Электронные разработки (для групп III и IV согласно п. 2) представляются на CD-дисках с рекомендациями по использованию программного обеспечения и технического оборудования. Диски должны быть оформлены в общей концепции ВКР.
3.5.4 Оформление презентационного материала и портфолио
Презентационные материалы служат студенту при защите ВКР, а также являются дополнительной возможностью произвести благоприятное впечатление на членов государственной экзаменационной комиссии (ГЭК).
Как правило, презентационные материалы выполняются в формате слайд-шоу, рекомендуется использовать концептуальное оформление слайдов, первый слайд (титульный) должен содержать информацию: тема ВКР, ФИО автора, ФИО руководителя. Структура презентации разрабатывается индивидуально, как правило, соответствует логике изложения доклада.
Рекомендовано представлять концепцию работы в формате видеоролика, анимации.
Возможно представление портфолио выпускника, содержащее обзор работ, выполненных на этапе обучения. Портфолио также содержит достижения обучающегося – дипломы и грамоты участника/финалиста/победителя конкурсов, выставок, конференций; копии научных статей и патентов; отзывы и благодарности заказчиков, связанные с учебной и профессиональной деятельностью выпускника. Это может быть альбом/ папка формата А4 (15-20 работ) или А5 (10-15 работ).
4 Организация работы
4.1 Этапы выполнения бакалаврской работы
Предварительный этап
Ознакомление с утвержденным перечнем тем ВКР – за 6 месяцев до начала ГИА. Выбор темы и получение задания на БР. Отчетность – заявление о выборе темы БР и руководителя. Оценивание – утверждение темы БР и назначение руководителя деканом факультета, выдача заполненного задания на БР (п.3.3), обзор литературных и иных источников по выбранной теме. Оценивание – задание, оформленное в соответствии с требованиями настоящих методических указаний, подписанное деканом факультета или его заместителем, которое является допуском к выполнению БР.
Выполнение БР
Срок – 3 триместр (5 блок) четвертого года обучения.
К ГИА допускается студент, не имеющий академической задолженности и в полном объеме выполнивший учебный план или индивидуальный учебный план по осваиваемой образовательной программе высшего образования.
Выполнение БР по направлению «Дизайн» включает следующие этапы: подготовительный этап (предпроектные исследования, предпроектный анализ); творческий поиск и концептуальное решение; творческая разработка дизайн-проекта (эскизирование) и технический этап разработки дизайн-проекта (включая оформление).
Оценивание – промежуточное (на «контрольных точках» по утвержденному графику) и итоговое – допуск к защите руководителем, комиссией преподавателей кафедры и деканом факультета (по приказу ректора).
Качество выполнения БР определяется планомерной и систематической работой студента в течение всего времени, отведенного учебным планом данного направления. При этом работа должна проводиться в строгом соответствии с графиком, в котором указаны последовательность и сроки выполнения разделов ВКР. По каждому разделу организуются консультации, график которых находится на информационном стенде кафедры с указанием времени, места и фамилии консультанта.
Работа, выполненная в соответствии с заданием, подписывается студентом, затем консультантами по разделам и в последнюю очередь руководителем ВКР. Руководитель предоставляет также письменный отзыв о проделанной студентом работе. После этого БР проходит нормоконтроль с целью проверки соответствия оформления пояснительной записки и графических материалов требованиям стандартов.
В случае необходимости кафедра организует предварительную защиту. Предзащита проводится для выявления соответствия объема и содержания ВКР предъявляемым требованиям.
В случае положительного решения о допуске студента к защите заведующий кафедрой подписывает титульной лист пояснительной записки.
Решение о допуске обучающихся к защите ВКР (оформляется приказом ректора на 41 неделе обучения). На основании допуска к защите работа направляется на рецензирование к специалисту соответствующей профессиональной области (кандидатуры рецензентов проходят утверждение у проректора по учебной работе ВСГУТУ).
Размещение ВКР в электронной библиотечной системе и проверка на объем заимствования, подготовка отзыва руководителя ВКР и рецензирование ВКР проводятся на 42 неделе обучения.
Защита работы (43 неделя)
ВКР, выполненная и оформленная в соответствии с настоящими Методическими указаниями, задание на выполнение ВКР, аннотация к ВКР, отзыв руководителя и рецензия сдаются на кафедру за три рабочих дня до защиты. Оценивание – оценка ВКР выставляется коллегиально простым большинством голосов членов ГЭК на основе анализа ВКР и других представленных материалов, а также выступления соискателя и уровня его ответов на вопросы членов ГЭК (подробнее о механизме проведения защиты – в п. 4.3).
4.2 Отзыв руководителя и рецензия специалиста
После завершения подготовки обучающимся ВКР руководитель ВКР представляет письменный отзыв о работе обучающегося. В случае выполнения ВКР несколькими обучающимися руководитель представляет отзыв об их совместной работе в период подготовки ВКР.
Отзыв может включать следующие элементы:
· обоснование поставленной перед студентом задачи, ее актуальность;
· анализ и оценка работы студента;
· подход студента к решению поставленных задач;
· характеристика студента как будущего специалиста в соответствующей области;
· недостатки работы;
· вывод о возможности присвоения студенту квалификации бакалавра по направлению «Дизайн».
Рецензию составляет специалист в выбранной области. Рецензент после тщательного ознакомления с ВКР дает развернутую рецензию в свободной форме или придерживаясь бланка (бланки рецензии в разделе «Документы» на сайте кафедры). В рецензии необходимо оценить актуальность темы, соответствие выполненного проекта наименованию темы и техническому заданию, обоснованность эстетических и технических требований к объекту проектирования, правильность принятых технических решений и проведенных расчетов, а также научную новизну, оригинальность и экономическую целесообразность принятых решений.
4.3 Защита бакалаврской работы
ГИА проводится ГЭК в целях определения соответствия уровня подготовленности обучающегося к решению профессиональных задач.
Студентам и лицам, привлекаемым к ГИА, во время ее проведения запрещается иметь при себе и использовать средства связи.
Результаты государственного аттестационного испытания определяются оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». Оценки «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» означают успешное прохождение государственного аттестационного испытания. Результаты защиты ВКР объявляются в день ее проведения [9].
На защиту представляются:
1. Аннотация.
2. Задание на выполнение ВКР.
3. Графическая часть (планшет).
4. Пояснительная записка.
5. Макеты изделий/изданий.
6. Презентационные материалы.
7. Портфолио выпускника.
8. Отзыв руководителя.
9. Рецензия.
10. Другие документы по желанию выпускника (отзывы на работу, протоколы производственных или полупроизводственных и др. испытаний, результаты маркетинговых исследований продукта, патент на разработанный продукт т.п.).
Защита БР происходит на открытом заседании ГЭК в официально-торжественной обстановке. Помимо членов и секретаря ГЭК допускается присутствие студентов, ассистента выпускника, представителей профессионального сообщества и других приглашенных лиц.
Предварительно со студентами согласовывается очередность защиты. Доклад должен дать полное представление о сути БР, его концептуальном решении, комплексе рассмотренных вопросов, содержании принятых в работе решений, а также о полученных результатах. Доклад должен быть представлен руководителю заранее и после внесения необходимых изменений четко согласован с последовательностью расположения графического материала и самого изделия, а также выверен по времени.
Построение доклада должно быть в форме наиболее удобной для полного раскрытия сути темы ВКР, и особенно для раскрытия художественного замысла и инновационных разработок. Дипломник должен продемонстрировать удовлетворительный уровень знаний по решенной в БР задаче и по образовательной программе направления «Дизайн» в целом при ответах на вопросы членов ГЭК.
Доклад сопровождается презентацией, дипломник при докладе обращается к графической части БР, пользуется макетами изделий и т.д.
Длительность доклада – не более десяти минут. Необходимо учесть то, что секретарь ГЭК перед выступлением выпускника объявляет тему работы, ФИО автора и руководителя, поэтому начать доклад необходимо с приветственного обращения к членам ГЭК и актуальности выбранной темы. Заключить доклад желательно благодарностью в адрес членов ГЭК за проявленное внимание и интересные вопросы.
Список использованных источников
1. Федеральный государственный стандарт высшего профессионального образования по направлению 072500 «Дизайн» (в ред. от 22.12.2009).
2. Федеральный закон «О рекламе» от 13.03.2006 N 38-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.02.2006, действующая редакция от 08.03.2015).
3. Федеральный закон «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» (с учетом Федерального закона от 18.12.2006 N 231-ФЗ).
4. Программа Итоговой государственной аттестации по направлению «Дизайн».
5. ГОСТ 7.0.5-2008 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления.
6. Положение «Об итоговой государственной аттестации выпускников ВСГУТУ» №П.473.1210.06.7.01-2005
7. ГОСТ 2.104-68 ЕСКД. Основные надписи
8. ГОСТ 7.32-2001. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления.
9. Проект Порядка проведения Государственной итоговой аттестации по программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры [Электронный ресурс] URL: дописать
10. Требования к качеству учебной документации. Нормоконтроль: метод. указ. По изложению и оформлению учебных документов / Сост.: Марзаева М.Х. и др. – Улан-Удэ, изд-во ВСГУТУ, 2012. 64 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ А