По направлению «Дизайн»

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

(БАКАЛАВРСКАЯ РАБОТА)

по направлению «Дизайн»

методические указания к выполнению и оформлению

Улан-Удэ


Акинфеева И.И., Бекетова Т.С. Выпускная квалификационная работа (бакалаврская работа) по направлению «Дизайн»: методические указания к выполнению и оформлению. – Улан-Удэ: Изд-во ВСГУТУ, 2015. - 40 с.

Выпускная квалификационная работа бакалавра (бакалаврская работа) представляет собой итоговую работу студента, вид государственной итоговой аттестации. В ходе выполнения бакалаврской работы и на последующей защите выпускник демонстрирует уровень владения компетенциями в рамках своей специальности, свою готовность к профессиональной деятельности.

Для студента-дизайнера независимо от профиля подготовки выпускная квалификационная работа – это, как правило, проектная работа, объединяющая творческий поиск и разработку конкретных решений в рамках утвержденной концепции.

В указаниях отражены основные моменты выполнения бакалаврской работы (включая цели и задачи, тематику, последовательность подготовки работы, особенности проектирования), а также рекомендации по оформлению и подготовке к защите выпускной квалификационной работы. В приложении к настоящим указаниям приведены образцы оформления графической части работы, титульного листа и других компонентов бакалаврской работы. Отдельно рассмотрены особенности выполнения и оформления бакалаврской работы для студентов профилей Графический дизайн и Дизайн среды.

Методические указания предназначены в помощь студентам-выпускникам направления подготовки бакалавров «Дизайн».


Содержание

Введение………………………………………………………………...  
1 Цели и задачи выпускной квалификационной работы…………….  
2 Тематика бакалаврских работ……………………………………….  
3 Выполнение и оформление бакалаврской работы…………………  
3.1 Основные положения процесса проектирования………………  
3.1.1 Основные положения процесса проектирования в рамках БР студента профиля Графический дизайн………………………  
3.1.2 Основные положения процесса проектирования в рамках БР студента профиля Дизайн среды………………………………  
3.2 Состав бакалаврской работы……………………………………  
3.3 Задание на подготовку бакалаврской работы…………………..  
3.4 Методические указания к выполнению БР……………………..  
3.5 Требования к оформлению бакалаврской работы……………..  
3.5.1 Структура и оформление пояснительной записки…………  
3.5.2 Оформление графической части…………………………….  
3.5.3 Оформление макетов…………………………………………  
3.5.4 Оформление презентационного материала и портфолио….  
4 Организация работы…………………………………………………  
4.1 Этапы выполнения бакалаврской работы………………………  
4.2 Отзыв руководителя и рецензия специалиста…………………  
4.3 Защита бакалаврской работы……………………………………  
Список использованных источников…………………………………  
Приложение А. Перечень примерных тем бакалаврских работ…….  
Приложение Б. Форма задания………………………………………..  
Приложение В. Образец титульного листа пояснительной записки к ВКР……………………………………………………………………  
Приложение Г. Пример оформления графических листов БР, профиль Графический дизайн………………………………………...  
Приложение Д. Пример оформления графических листов БР, профиль Дизайн среды………………………………………………...  

Введение

Государственная итоговая аттестация (ГИА) бакалавра по направлению «Дизайн» включает подготовку и защиту выпускной квалификационной работы (ВКР) в форме бакалаврской работы (БР). Общая трудоемкость ГИА, согласно [1], составляет 13 зачетных единиц трудоемкости (ЗЕТ).

Бакалаврская работа является самостоятельной творческой работой студента, демонстрирующей уровень владения следующими общекультурными и профессиональными компетенциями по профилям Графический дизайн и Дизайн среды [1] и должна учитывать современные и перспективные социальные изменения жизни человека, соответствовать уровню развития дизайнерской мысли, следовать основным принципам дизайн-проектирования графических и средовых объектов.

Каждая выпускная квалификационная работа представляет собой исчерпывающее самостоятельное решение поставленных задач и имеет комплексный характер, то есть содержит цель, задачи, пути и методы их решения, техническое и информационное обеспечение, экономическое обоснование принятых решений.

1 Цели и задачи выпускной квалификационной работы

Основные цели ВКР:

· определение уровня теоретических и практических знаний студентов, способности ориентироваться в актуальной профессионально-общественной проблематике;

· определение умения грамотно ставить проектные цели, логично формулировать задачи на проектирование;

· определение способности творчески решать функционально-эргономические, технические, организационные вопросы проектирования архитектурно- средовых объектов, с учетом передового опыта отечественных и зарубежных дизайнеров и архитекторов (профиль Дизайн среды);

· определение способности творчески решать функционально-эстетические, социальные, технические, организационные вопросы проектирования графических объектов, с учетом передового опыта отечественных и зарубежных графических дизайнеров (профиль Графический дизайн);

· определение умения самостоятельно решать задачи графического оформления проекта, выбирать художественные средства, позволяющие наиболее полно представить проект, раскрывающие его концептуальные, композиционные, функциональные и стилистические решения, умение организовать свой процесс работы;

· способность студента кратко изложить суть концепцию БР, задачи, стоящие перед ним, краткое обоснование принятого им решения, показывающие кругозор студента в его методологии ведения проектных работ, с опорой на графический материал и пояснительную записку.

Для достижения поставленных целей студент в процессе выполнения БР должен решить следующие задачи:

· обосновать актуальность и значение решаемых проектных задач по созданию графических объектов или формированию функциональной и комфортной среды (в соответствии с профилем);

· определить цели и задачи бакалаврской работы;

· изучить искусствоведческую, нормативно-техническую документацию, справочную, научную и специальную литературу, необходимую для выполнения БР;

· изучить материально-технические, социально-экономические, антропометрические условия, влияющие на выбор того или иного решения в рамках бакалаврской работы;

· провести анализ собранных данных;

· провести поиск дизайнерских решений, применяя методы творчества;

· представить варианты проектных решений в виде эскизных разработок, чертежей;

· провести анализ принятых решений, корректировку и доработку;

· грамотно оформить готовые решения с помощью компьютерной графики, подготовить пояснительную записку к бакалаврской работе, презентационный материал для защиты работы.

2 Тематика бакалаврских работ

Тема БР должна соответствовать профилю, должна быть направленной на решение актуальных задач и соответствовать современному уровню развития технологий, искусства, социально-экономическим тенденциям развития социума. Тема БР может быть частью комплексного проекта, выполняемого несколькими студентами одного направления, или совместно со студентами других направлений и профилей.

Выбор обучающимся темы ВКР осуществляется из утвержденного перечня тем ВКР (Приложение А), который представлен на сайте кафедры в разделе «Документы». По письменному заявлению обучающегося (нескольких обучающихся, выполняющих ВКР совместно) обучающемуся (обучающимся) предоставляется возможность подготовки и защиты ВКР по теме, предложенной обучающимся (обучающимися), в случае обоснованности целесообразности ее разработки для практического применения в соответствующей области профессиональной деятельности или на конкретном объекте профессиональной деятельности.

При конкретизации тем ВКР необходимо учитывать актуальность и реальность проектных решений. Актуальность тематики БР определяется потребностями социокультурной жизни региона, страны, рекламно-полиграфических агентств и студий дизайна, проектных строительных организаций (в зависимости от профиля).

Перечень примерных тем бакалаврских работ представлен в Приложении А.

Бакалаврские работы профиля Графический дизайн в соответствии с тематикой можно разделить на следующие укрупненные группы:

I – работы по дизайн-проектированию фирменного стиля организаций (разработка фирменного стиля или ребрендинг предприятий фармацевтической, пищевой, легкой и других видов промышленности, торговых предприятий, предприятий общественного питания, сервиса; разработка эмблемы и сопровождающего комплекта носителей фирменного стиля государственных учреждений, общественных некоммерческих организаций, фондов, мероприятий и пр.; брендинг муниципальных образований);

II – работы, посвященные дизайну и верстке печатных изданий различной тематики, периодичности, назначения (каталогов; брошюр; художественной, справочной, учебной литературы, журналов, газет, презентационной печатной продукции, информационных стендов; серий графических плакатов, открыток и т.п.);

III – работы по дизайн-проектированию информационных порталов (веб-сайтов, информационных приложений, интерактивных презентационных материалов, электронных материалов и т.п.);

IV – работы, выполненные в направлении «moution-дизайн» (заставки для телепередач, компьютерных игр, фильмов, ролики и анимации различного назначения, в т.ч. коммерческие – рекламные, и некоммерческие – социальные и т.п.);

V – работы смешанной тематики (в т.ч. дизайн-сопровождение мероприятий различной направленности и тематики).

Бакалаврские работы по профилю «Дизайн среды» в соответствии с тематикой можно разделить на укрупненные группы.

I – группа проектов по разработке интерьеров жилых, общественных, социальных, промышленных помещений с учетом специфики их назначения;

II – группа проектов, связанных с проектированием открытых городских пространств; ландшафтного решения парков, территорий детских садов, санаторно-оздоровительных и спортивных комплексов и т.д.;

III – группа проектов тематических выставок, ярмарок, экспозиций, концертных и зрелищных мероприятий и др.;

IV – группа проектов, связанных с разработкой дизайна мебельных групп (включая разработку среды, согласно концепции БР);

V – группа проектов смешанной тематики

Приводимые ниже положения и методические рекомендации определяют основные требования к бакалаврской работе, содержанию и оформлению БР.


3 Выполнение и оформление бакалаврской работы

Основным требованием к проектированию в рамках бакалаврской работы является системный подход к решению комплекса взаимосвязанных вопросов проектирования: художественных, проектных, конструктивно-технологических, материаловедческих, экологических, эргономических, социальных и экономических.

В ходе выполнения БР должны быть рассмотрены следующие вопросы:

· обоснование актуальности выбранной темы, постановка цели и комплекса решаемых задач;

· формирование содержания работы;

· выбор и обоснование методов, способов, путей достижения цели, определение последовательности выполнения работы;

· обоснование художественного замысла;

· поиск решения комплекса исследовательских, экспериментальных, проектных, конструкторских и других задач;

· оценка и корректировка принятых решений;

· заключение, констатирующее факт выполнения всего намеченного объема работы и отражающее конкретное содержание полученных результатов;

· оформление пояснительной записки, графической части проекта, презентационного материала.

3.1 Основные положения процесса проектирования

3.1.1 Основные положения процесса проектирования в рамках БР студента профиля Графический дизайн

В процессе решения задач графического дизайна студент должен исходить из следующих положений:

· объективности, т.е. всестороннего обоснования проектных решений;

· прогрессивности, т.е. достижения в будущем проекте более высокого качественного и эстетического уровня по сравнению с существующими аналогами;

· экономической целесообразности, т.е. достижения достаточно высокой эффективности производства при сравнительно небольших затратах;

· концептуальности, т.е. подчиненности проектных решений общей идее дизайна, смыслового наполнения дизайнерских решений;

· рациональности технологических, конструктивных и других проектных решений, определяемой комплексом показателей качества объекта;

· нормативности, т.е. соблюдения узаконенных государством стандартов и других нормативных документов.

Социально-культурные требования и рекомендации: принятые в рамках БР дизайнерские, проектные решения:

· соответствуют социально-культурному уровню целевой аудитории, либо повышают его;

· способствуют воспитанию эстетического, художественно-го вкуса;

· не нарушают законодательство РФ в области рекламы [2], охраны авторского права [3] и смежных областях.

Проектные и художественные требования и рекомендации:

· создание эстетически и технически совершенного идейно-художественного образа;

· новаторское и активное творческое использование художественного наследия отечественного и зарубежного дизайна, национальных традиций и приёмов декоративно-прикладного и народного искусств;

· использование основных приёмов композиции - масштабность, цветовая гармония, силуэт, ритм, метр, пластика, фактура и др.;

· аргументированное следование стилям и направлениям дизайна, современным тенденциям;

· особенно приветствуется смелость в принятии дизайнерских решений, прогрессивность и свобода творчества.

Так же необходимо учитывать экологические аспекты проектирования.

3.1.2 Основные положения процесса проектирования в рамках БР студента профиля Дизайн среды

В процессе проектирования исходят из следующих общих положений:

· объективности, т.е. всестороннего обоснования проектных решений;

· прогрессивности, т.е. достижения в проектируемом объекте более высокого качественного и эстетического уровня по сравнению с существующими аналогами;

· экономической целесообразности, т.е. достижения достаточно высокой эффективности производства при сравнительно небольших затратах;

· рациональности конструктивных и других проектных решений, определяемой комплексом показателей качества объекта;

· нормативности, т.е. соблюдения узаконенных государством стандартов (СНиП) и других нормативных документов.

Социально-бытовые требования:

· создание наилучших условий социально-бытовой организации жизни, обслуживание и удовлетворение общественных интересов и потребностей;

· создание здоровых условий для труда, быта и отдыха населения, отвечающих всем санитарно-гигиеническим и экономическим требованиям;

· образование продуманной пространственной структуры среды жизнедеятельности человека;

· учет современных тенденций развития средового дизайна.

Объемно-пространственные и художественные требования:

· поиск соответствующей формы организации пространственной среды, обеспечивающих гибкое изменение функций, сбалансированной художественной конструкций и инженерной системы (сантехнические, отопительно-вентиляционные и др.) жизнеобеспечения объекта средового дизайна и его высокое художественное качество;

· создание эстетически и технически совершенного идейно-художественного образа и в целом средового пространства;

· новаторское и активное творческое использование художественного наследия отечественного и зарубежного дизайна, национальных традиций и приёмов декоративно-прикладного и народного искусств;

· использование основных приёмов композиции - масштабность, цветовые гармонии, силуэт, ритм, метр, пластика, фактура и др.;

· использование элементов средового дизайна, монументально-декоративного и прикладного искусства, широкое использование эффективных современных отделочных материалов.

Технологические и конструктивные требования:

· достижение единства конструкции с художественным замыслом существующего или проектируемого объекта дизайна среды;

· выбор дополнительных конструктивных решений в целях усиления выразительности, художественной образности и создания комфорта с учётом строительных и эстетических возможностей, применяемых материалов с учетом экономической целесообразности.

· При выполнении конструктивно-технологических решений необходимо руководствоваться следующими правилами:

· материалы, применяемые для изготовления конструкций, должны быть мало подвержены разрушению, коррозии, обладать экологичностью;

· выбор выразительной фактуры, отделочных материалов с учётом конкретных проектных задач;

· целесообразно представлять чертежи конструктивных схем, с указанием размеров и привязки к модульной сетке, раскладку сборных элементов, разработки характерных детальных чертежей, узлов конструктивной компоновки.

Так же необходимо учитывать экологические аспекты проектирования (с точки зрения материаловедения, энерго- и ресурсосбережения) с учетом общих инженерно-санитарных требований и требований пожарной безопасности проектируемого объекта.

3.2 Состав бакалаврской работы

В соответствии с установленными требованиями [4] вся информация о принятых художественно-эстетических, функционально-технологических и инженерно-технических решениях составляется в графическом и текстовом форматах. ВКР бакалавра по направлению «Дизайн» состоит из:

- графической части (примеры оформления в Приложениях Г, Д);

- пояснительной записки;

- макетов и образцов изделий;

- презентационного материала.

Состав конкретной БР и структура пояснительной записки к ней определяется в задании, которое заполняет и выдает руководитель БР и утверждает заведующий кафедрой.

3.3 Задание на подготовку бакалаврской работы

Задание содержит формулировку темы ВКР, основные вопросы, подлежащие обязательному рассмотрению, структуру графической части ВКР, а также дополнительные указания, подчеркивающие специфику проектирования по определенной теме. В задании указываются консультанты, необходимые для обеспечения качественной проработки темы дипломного проекта. Задание по подготовке ВКР разрабатывается в соответствии с утвержденной ее структурой – перечнем возможных разделов, частей и основными требованиями к их содержанию.

Задание оформляется руководителем БР на специальном бланке (Приложение Б).

В оформлении бланка задания указываются:

1. Фамилия, имя, отчество студента и название темы работы (должны быть написаны полностью).

2. Тема БР, точно соответствующая ее названию в приказе, дата и номер приказа, утвержденного ректором, и точно сформулированная.

3. Краткое описание БР, основные параметры и предполагаемые способы решения или выполнения проекта.

4. Содержание пояснительной записки должно представлять собой перечень основных вопросов.

5. Сроки выдачи задания и представления бакалаврской работы в законченном виде.

6. Перечень иллюстративного материала (эскизы, макеты, образцы и т.п.).

7. Консультанты и консультации, необходимые для обеспечения качественной проработки бакалаврской работы.

В необходимых случаях у задания может быть приложение, в котором отмечаются особые условия, например:

- условия, оговариваемые внешним заказчиком бакалаврской работы;

- специальные рекомендации по проектированию и изготовлению изделий, макетов;

- требования по углубленной конструкторской проработке отдельных элементов изделий, макетов;

- особенности проведения маркетинговых исследований;

- аспекты экономических расчетов;

- содержание дополнительной технической документации, передаваемой заказчику, и т.п.

Задание обсуждается на кафедре, подписывается руководителем ВКР и утверждается заведующим кафедрой.

Студент обязан расписаться в получении задания.

Бланк задания следует за титульным листом пояснительной записки (Приложение В).

3.4 Методические указания к выполнению БР

Выполнение БР и, соответственно, оформление этапов работы в пояснительной записке подчиняется следующей логике:

Введение – обоснование актуальности и новизны выбранной темы, постановка цели и задач БР, определение методов и средств достижения цели и решения задач, ожидаемые результаты.

Искусствоведческий раздел – исследование истории вопроса, изучение развития дизайна и искусства в выбранной области. Вывод должен отражать основные теоретические положения и исторические закономерности в исследуемой области искусства и дизайна.

Исследовательский раздел – анализ исходных данных об объекте и субъекте исследования/проектирования, особенностей целевой аудитории и др. Допускается приведение и анализ фотографий существующего объекта (субъекта), заполненный заказчиком бриф, приведение маркетинговых, статистических данных (фотографии, бриф, форма анкеты помещаются в приложения).

На этом этапе также выполняется обзор и анализ аналогов различного уровня (международного, национального, регионального – конкурентов).

Вывод по разделу включает краткое перечисление особенностей объекта исследования, описание интересных или закономерных дизайнерских решений в данной области.

Следующий этап работы – творческий, выполнение его зависит от индивидуальных качеств обучающегося. Однако можно посоветовать прибегнуть к общеизвестным методам творчества – аналогий, ассоциаций и т.п. Работа на этом этапе отражается в эскизном поиске, при этом избранные эскизы помещаются в приложении к пояснительной записке. Эскизный поиск описывается в проектном разделе пояснительной записки, выводом по разделу является общая концепция (идея) дизайна. Также в проектном разделе приводится полное описание, обоснование принятых дизайнерских решений отдельных разработок в рамках общей концепции (согласно таблице 1).

С учетом разделения по тематике на укрупненные группы (п. 2) можно выделить следующие основные вопросы, которые прорабатываются на данном этапе и описываются в проектном разделе пояснительной записки.

Таблица – Содержание проектной части БР

Группа (по п.2) Перечень вопросов для проработки на этапе проектирования
   
Профиль Графический дизайн
I Концепция дизайна фирменного стиля. Разработка элементов фирменного стиля: дизайн товарного знака (эмблемы и т.п.); цветовое и шрифтовое решения; стандарт верстки; фотостиль; фирменный графический элемент, орнамент, паттерн, фон; маскот,

Продолжение Таблицы

   
  корпоративный герой и т.п. Разработка носителей: обоснование минимального комплекта носителей фирменного стиля (с учетом точек соприкосновения с потребителем), разработка дизайна каждого из них.
II Концепция дизайна полиграфической продукции. Разработка модульной сетки – обоснование принятого решения, (модульная сетка и варианты её применения приводятся в приложении). Цветовое, шрифтовое решения. Обложка, иллюстрации. Оформление колонтитулов, фона. Приемы акцентирования. Оформление первых страниц разделов, глав, рубрик. Шаблоны обложки и типовые страницы для периодических изданий. Композиционное решение стендовой продукции. Концепция графических материалов различного характера (плакатов, открыток, календарей и т.п.), в случае серии – описать признаки серийности.
III Концепция дизайна информационного портала. Композиция веб-страницы или электронного графического материала. Карта сайта или карта электронного графического материала, структурные взаимосвязи и иерархия. Цветовое и шрифтовое решения. Графические элементы. Приемы акцентирования. Дизайн динамичных и статичных компонентов.
IV Концепция дизайна анимационной продукции. Сценарий анимации. Эскизы и раскадровка. Съемка (при необходимости). Эффекты. Композитинг. Моушн-дизайн отдельных продуктов, персонажей и т.д.
Профиль Дизайн среды
I Описать концепцию дизайна. Дать полное описание/ обоснование проекта; описание проектно-пространственного решения интерьера, функциональное зонирование, описание цветового

Продолжение таблицы

   
  и конструктивного решения интерьера, стиля и темы, дополнительных элементов, декоративного насыщения объекта, представить развертки и визуализацию в необходимом объеме.
II Описать концепцию дизайна. Дать полное описание/ обоснование проекта: обосновать функциональное зонирование территории и план размещения объектов ландшафтного дизайна, дизайн элементов благоустройства, малых архитектурных форм, план насаждений.
III Концепция дизайна выставочного комплекса, мероприятия. План экспозиции, световой дизайн. Дизайн выставочного оборудования, оформление интерьера.

Для проектов смешанной тематики независимо от профиля – описывается концепция дизайна, проектные решения, и другие дизайнерские решения в соответствии с темой работы.

Материаловедческий раздел – в нем приводится обоснование выбора материалов, инструментария, оборудования в соответствии с тематикой БР.Приводится описание материалов для продукции и их художественные характеристики, в некоторых случаях – физико-механические, химические, эксплуатационные, гигиенические, и пр.

Для III и IV групп проектов профиля Графический дизайн, связанных с созданием электронной графической продукции, материаловедческий раздел отсутствует.

Для работ по профилю Дизайн среды необходимо также привести характеристики некоторого светового и электрооборудования, всех отделочных материалов, материалов разработанной в рамках проекта продукции (малых архитектурных форм, элементов благоустройства, арт-объектов и т.д.) – в соответствии с заданием.

Для БР профиля Дизайн среды II группы приводится также перечень растений и их характеристики.

Технологический раздел. Выбрать оптимальную технологию изготовления изделия или продукции. Техническое изготовление данного продукта или изделия. Раскрыть суть технологии изготовления с приведением алгоритма изготовления и технологической карты. Определить факторы, влияющие на повышение качества и автоматизацию процесса. Привести методы работы с инструментами и оборудованием, программным обеспечением.

Для профиля Дизайн среды: выбрать и описать оптимальную технологию реализации проекта. Раскрыть суть технологии реализации проекта/ проведения работ с приведением алгоритма изготовления и технологической карты. Привести методы работы с инструментами и оборудованием, программным обеспечением. В данном разделе должны располагаться подробные проектные документы (согласно заданию):

  • план сносимых перегородок;
  • план возводимых перегородок;
  • план половых покрытий;
  • план освещения с расстановкой мебели;
  • план освещения с привязками к перегородкам: светильники и выключатели;
  • план энергообеспечения: расположение электрических розеток и выключателей с указанием высоты их размещения;
  • план расположения сантехнических узлов; разрез стяжки полов (при необходимости. м.б. в составе альбома пояснительной записки);
  • планы потолков (при необходимости. м.б. в составе альбома пояснительной записки);
  • разрез потолков с указанием высот (при необходимости м.б. в составе альбома пояснительной записки), их конструктивных и колористических решений, привязки светильников.

Варианты планов и чертежей представляются в альбоме пояснительной записки формата А3.

Организационно-экономический раздел предполагает описание экономической эффективности дизайн-проекта и может включать (согласно теме и заданию на БР):

· экономическую целесообразность и рентабельность дизайн-проекта;

· результаты оценки и прогнозирования экономической выгоды от внедрения дизайн-проекта;

· результаты исследования данных об экономической эффективности внедрения аналогичных дизайн-проектов;

· оценка себестоимости отдельного продукта;

· оценка размера оптимальной партии продукта, определяющего прибыльность производства;

· оценка стоимости черновых, отделочных и декораторских работ;

· оценка стоимости черновых, отделочных и декораторских материалов;

· оценка стоимости проекта с учетом всех видов работ, авторского надзора.

Безопасность жизнедеятельности. Указать факторы, представляющие опасность при производстве, возможные причины травматизма и вредности, связанные с производством работ. Описать меры и инженерные решения по их предупреждению. Данные решения касаются особенно работы с оборудованием и инструментами, вопросов пожарной безопасности. Для профиля Дизайн среды – отметить санитарно-гигиенические преимущества используемых материалов, дизайнерские решения, способствующие повышению безопасности жизнеобитания в созданных условиях, соответствие требованиям СНиП, СанПиН.

Заключение представляет краткое описание результатов работы, особенностей принятых дизайнерских и проектных решений, результаты по некоторым разделам пояснительной записки, оценку соответствия полученных результатов поставленным целям, возможности и рекомендации по использованию бакалаврской работы.

Список использованных источников. В список включаются все источники информации, используемые в бакалаврской работе. Список источников должен быть оформлен в соответствии с [5].

Все рисунки, таблицы, иллюстрации, не вошедшие в текст пояснительной записки помещаются в приложения. Для профиля Дизайн среды предусмотрено оформление приложений в виде альбома формата А3, где приводятся графики и чертежи технологического раздела или других разделов, с учетом темы работы задания.

3.5 Требования к оформлению бакалаврской работы

3.5.1 Структура и оформление пояснительной записки

Предусмотрена следующая структура пояснительной записки ВКР:

- титульный лист пояснительной записки (Приложение В) [6] (не нумеруется);

- задание на БР (не подшивается, не нумеруется);

- аннотация (подшивается, не нумеруется);

- содержание;

- введение;

- основная часть (количество разделов – согласно заданию);

- заключение;

- список использованных источников;

- приложения.

Каждый лист пояснительной записки (кроме титульного, задания и аннотации) должен иметь рамку, границы которой отнесены от края листа с левой стороны на 20 мм, сверху, снизу и справа на 5 мм. Внизу рамки на первом листе каждого раздела должен быть большой штамп, согласно рис. 1, на последующих листах – маленький штамп, размеры согласно рис. 2.

Рисунок 1 – Основная надпись, форма 2 [7]

Рисунок 2 – Основная надпись, форма 2а [7]

Оформление пояснительной записки – согласно ГОСТ 7.32-2001 [8]. Расстояние от рамки формы до границ текста в начале и конце строк не менее 3 мм. Расстояние от верхней и нижней строки текста до верхней и нижней рамки должно быть не менее 10 мм.

Структура пояснительной записки БР с элементами научных исследований определяется кафедрой самостоятельно. Текст документа этого вида должен иметь поля следующих размеров: 20 мм – верхнее; 10 мм – правое, левое и нижнее, страницы без рамки и штампов, оформление согласно [8].

3.5.2 Оформление графической части

Графическая часть бакалаврской работы должна достаточно полно раскрывать идею работы и включать подробную конструктивную разработку художественного решения. Графическая часть выполняется на планшете (печать высокого качества на твердой основе) площадью 4 м2, обязательные элементы для планшета: название работы, концепция дизайна, основные результаты дизайн-проекта. Рекомендуется также представить результаты эскизного поиска и исследования аналогов, возможно представление исходных данных.

Необходимо продумать способ подачи графического материала, в котором должна отражаться концепция предложенного дизайна. Элементы подачи графического материала должны композиционно объединять представленный материал, дополняя и усиливая впечатление от проекта. Примеры оформления графической части приведены в приложениях Г, Д.

Элементы графической части должны быть выполнены в масштабах 1:1000, 1:500, 1:250, 1:200, 1:100, 1:50 или 1:10, с использованием средств компьютерной графики или ручными элементами подачи, чтобы изложенное было видно на расстоянии 3-4 м. Предпочтительно компьютерное оформление графической части.

Все графические решения, представленные на планшетах дублируются в пояснительной записке в уменьшенном масштабе на листах формата А4 и А3.

Графическая часть – это наиболее ответственный компонент бакалаврской работы, и от того, как представлена графическая информация, во многом зависит успех защиты. Поэтому при оформлении чертежей и рисунков бакалаврской работы и экспозиции в целом необходимо обратить внимание на следующие существенные стороны графического представления информации о проектном решении:

- размещение графического материала на планшетах (компоновка экспозиции);

- техника и качество исполнения чертежей, перспектив и разверток.

Выбор композиционного центра в экспозиции определяется тематикой проекта и характером проектных решений.

После выбора ключевых элементов композиции, необходимо продумать всю систему графических приемов исполнения. Графика должна быть четкой, хорошо читаться с расстояния и выполнена в единой стилистике.

Содержание графического оформления БР для профиля Дизайн среды:

Визуализации - перспективы, аксонометрии.

Поэтажные планы. Возможные масштабы 1:50, 1:100, 1:200, 1:400, 1:500, 1:1000.

Разрезы. Возможные масштабы 1:50, 1:100, 1:200, 1:400, 1:500, 1:1000.

Планы участка, ситуационные планы. Возможные масштабы 1:50, 1:100, 1:200, 1:400, 1:500, 1:1000, 1:2000.

Схемы. Возможные масштабы 1:10, 1:20, 1:50, 1:100, 1:200,

1:400. 1:500, 1:1000, 1:2000, 1:5000, 1:10000.

При необходимости фасады. Возможные масштабы 1:50, 1:100, 1:200, 1:400, 1:500, 1:1000.

Ортогональные проекции отдельных объектов проектирования (предметы интерьера, малые архитектурные формы и пр.) Возможные масштабы 1:5, 1:10, 1:15, 1:20, 1:50, 1:100, 1:200, 1:400, 1:500, 1:1000.

Аннотации, экспликации.

Количество чертежей и их масштабы определяются исходя из специфики проекта и общей схемы компоновки экспозиции.

Количество визуализаций и способ подачи определяются исходя из специфики проекта.

3.5.3 Оформление макетов изделий

Макеты разработанных изделий согласно теме работы, как правило, выполняют студенты профиля Графический дизайн. В качестве макетов представляются отдельные носители фирменного стиля, все оригинал-макеты печатных изданий, сувенирная продукция и пр. Основное требование к исполнению макетов – полное соответствие разработанному дизайну, качественное выполнение. Количество макетов и их комплектность определяется руководителем ВКР и описывается в задании на выполнение ВКР.

Электронные разработки (для групп III и IV согласно п. 2) представляются на CD-дисках с рекомендациями по использованию программного обеспечения и технического оборудования. Диски должны быть оформлены в общей концепции ВКР.

3.5.4 Оформление презентационного материала и портфолио

Презентационные материалы служат студенту при защите ВКР, а также являются дополнительной возможностью произвести благоприятное впечатление на членов государственной экзаменационной комиссии (ГЭК).

Как правило, презентационные материалы выполняются в формате слайд-шоу, рекомендуется использовать концептуальное оформление слайдов, первый слайд (титульный) должен содержать информацию: тема ВКР, ФИО автора, ФИО руководителя. Структура презентации разрабатывается индивидуально, как правило, соответствует логике изложения доклада.

Рекомендовано представлять концепцию работы в формате видеоролика, анимации.

Возможно представление портфолио выпускника, содержащее обзор работ, выполненных на этапе обучения. Портфолио также содержит достижения обучающегося – дипломы и грамоты участника/финалиста/победителя конкурсов, выставок, конференций; копии научных статей и патентов; отзывы и благодарности заказчиков, связанные с учебной и профессиональной деятельностью выпускника. Это может быть альбом/ папка формата А4 (15-20 работ) или А5 (10-15 работ).

4 Организация работы

4.1 Этапы выполнения бакалаврской работы

Предварительный этап

Ознакомление с утвержденным перечнем тем ВКР – за 6 месяцев до начала ГИА. Выбор темы и получение задания на БР. Отчетность – заявление о выборе темы БР и руководителя. Оценивание – утверждение темы БР и назначение руководителя деканом факультета, выдача заполненного задания на БР (п.3.3), обзор литературных и иных источников по выбранной теме. Оценивание – задание, оформленное в соответствии с требованиями настоящих методических указаний, подписанное деканом факультета или его заместителем, которое является допуском к выполнению БР.

Выполнение БР

Срок – 3 триместр (5 блок) четвертого года обучения.

К ГИА допускается студент, не имеющий академической задолженности и в полном объеме выполнивший учебный план или индивидуальный учебный план по осваиваемой образовательной программе высшего образования.

Выполнение БР по направлению «Дизайн» включает следующие этапы: подготовительный этап (предпроектные исследования, предпроектный анализ); творческий поиск и концептуальное решение; творческая разработка дизайн-проекта (эскизирование) и технический этап разработки дизайн-проекта (включая оформление).

Оценивание – промежуточное (на «контрольных точках» по утвержденному графику) и итоговое – допуск к защите руководителем, комиссией преподавателей кафедры и деканом факультета (по приказу ректора).

Качество выполнения БР определяется планомерной и систематической работой студента в течение всего времени, отведенного учебным планом данного направления. При этом работа должна проводиться в строгом соответствии с графиком, в котором указаны последовательность и сроки выполнения разделов ВКР. По каждому разделу организуются консультации, график которых находится на информационном стенде кафедры с указанием времени, места и фамилии консультанта.

Работа, выполненная в соответствии с заданием, подписывается студентом, затем консультантами по разделам и в последнюю очередь руководителем ВКР. Руководитель предоставляет также письменный отзыв о проделанной студентом работе. После этого БР проходит нормоконтроль с целью проверки соответствия оформления пояснительной записки и графических материалов требованиям стандартов.

В случае необходимости кафедра организует предварительную защиту. Предзащита проводится для выявления соответствия объема и содержания ВКР предъявляемым требованиям.

В случае положительного решения о допуске студента к защите заведующий кафедрой подписывает титульной лист пояснительной записки.

Решение о допуске обучающихся к защите ВКР (оформляется приказом ректора на 41 неделе обучения). На основании допуска к защите работа направляется на рецензирование к специалисту соответствующей профессиональной области (кандидатуры рецензентов проходят утверждение у проректора по учебной работе ВСГУТУ).

Размещение ВКР в электронной библиотечной системе и проверка на объем заимствования, подготовка отзыва руководителя ВКР и рецензирование ВКР проводятся на 42 неделе обучения.

Защита работы (43 неделя)

ВКР, выполненная и оформленная в соответствии с настоящими Методическими указаниями, задание на выполнение ВКР, аннотация к ВКР, отзыв руководителя и рецензия сдаются на кафедру за три рабочих дня до защиты. Оценивание – оценка ВКР выставляется коллегиально простым большинством голосов членов ГЭК на основе анализа ВКР и других представленных материалов, а также выступления соискателя и уровня его ответов на вопросы членов ГЭК (подробнее о механизме проведения защиты – в п. 4.3).

4.2 Отзыв руководителя и рецензия специалиста

После завершения подготовки обучающимся ВКР руководитель ВКР представляет письменный отзыв о работе обучающегося. В случае выполнения ВКР несколькими обучающимися руководитель представляет отзыв об их совместной работе в период подготовки ВКР.

Отзыв может включать следующие элементы:

· обоснование поставленной перед студентом задачи, ее актуальность;

· анализ и оценка работы студента;

· подход студента к решению поставленных задач;

· характеристика студента как будущего специалиста в соответствующей области;

· недостатки работы;

· вывод о возможности присвоения студенту квалификации бакалавра по направлению «Дизайн».

Рецензию составляет специалист в выбранной области. Рецензент после тщательного ознакомления с ВКР дает развернутую рецензию в свободной форме или придерживаясь бланка (бланки рецензии в разделе «Документы» на сайте кафедры). В рецензии необходимо оценить актуальность темы, соответствие выполненного проекта наименованию темы и техническому заданию, обоснованность эстетических и технических требований к объекту проектирования, правильность принятых технических решений и проведенных расчетов, а также научную новизну, оригинальность и экономическую целесообразность принятых решений.

4.3 Защита бакалаврской работы

ГИА проводится ГЭК в целях определения соответствия уровня подготовленности обучающегося к решению профессиональных задач.

Студентам и лицам, привлекаемым к ГИА, во время ее проведения запрещается иметь при себе и использовать средства связи.

Результаты государственного аттестационного испытания определяются оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». Оценки «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» означают успешное прохождение государственного аттестационного испытания. Результаты защиты ВКР объявляются в день ее проведения [9].

На защиту представляются:

1. Аннотация.

2. Задание на выполнение ВКР.

3. Графическая часть (планшет).

4. Пояснительная записка.

5. Макеты изделий/изданий.

6. Презентационные материалы.

7. Портфолио выпускника.

8. Отзыв руководителя.

9. Рецензия.

10. Другие документы по желанию выпускника (отзывы на работу, протоколы производственных или полупроизводственных и др. испытаний, результаты маркетинговых исследований продукта, патент на разработанный продукт т.п.).

Защита БР происходит на открытом заседании ГЭК в официально-торжественной обстановке. Помимо членов и секретаря ГЭК допускается присутствие студентов, ассистента выпускника, представителей профессионального сообщества и других приглашенных лиц.

Предварительно со студентами согласовывается очередность защиты. Доклад должен дать полное представление о сути БР, его концептуальном решении, комплексе рассмотренных вопросов, содержании принятых в работе решений, а также о полученных результатах. Доклад должен быть представлен руководителю заранее и после внесения необходимых изменений четко согласован с последовательностью расположения графического материала и самого изделия, а также выверен по времени.

Построение доклада должно быть в форме наиболее удобной для полного раскрытия сути темы ВКР, и особенно для раскрытия художественного замысла и инновационных разработок. Дипломник должен продемонстрировать удовлетворительный уровень знаний по решенной в БР задаче и по образовательной программе направления «Дизайн» в целом при ответах на вопросы членов ГЭК.

Доклад сопровождается презентацией, дипломник при докладе обращается к графической части БР, пользуется макетами изделий и т.д.

Длительность доклада – не более десяти минут. Необходимо учесть то, что секретарь ГЭК перед выступлением выпускника объявляет тему работы, ФИО автора и руководителя, поэтому начать доклад необходимо с приветственного обращения к членам ГЭК и актуальности выбранной темы. Заключить доклад желательно благодарностью в адрес членов ГЭК за проявленное внимание и интересные вопросы.


Список использованных источников

1. Федеральный государственный стандарт высшего профессионального образования по направлению 072500 «Дизайн» (в ред. от 22.12.2009).

2. Федеральный закон «О рекламе» от 13.03.2006 N 38-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.02.2006, действующая редакция от 08.03.2015).

3. Федеральный закон «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» (с учетом Федерального закона от 18.12.2006 N 231-ФЗ).

4. Программа Итоговой государственной аттестации по направлению «Дизайн».

5. ГОСТ 7.0.5-2008 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления.

6. Положение «Об итоговой государственной аттестации выпускников ВСГУТУ» №П.473.1210.06.7.01-2005

7. ГОСТ 2.104-68 ЕСКД. Основные надписи

8. ГОСТ 7.32-2001. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления.

9. Проект Порядка проведения Государственной итоговой аттестации по программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры [Электронный ресурс] URL: дописать

10. Требования к качеству учебной документации. Нормоконтроль: метод. указ. По изложению и оформлению учебных документов / Сост.: Марзаева М.Х. и др. – Улан-Удэ, изд-во ВСГУТУ, 2012. 64 с.


ПРИЛОЖЕНИЕ А


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: