Тема 14.2. Правовое регулирование защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации

14.2.1. Понятие и содержание защиты и охраны Государственной грани­цы Российской Федерации как объекта государственного управле­ния

В соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1993 г. № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» (в редакции от 14 июля 2008 г.). Государственная граница Российской Федерации есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющая пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, то есть пространственный предел действия государственного сувере­нитета Российской Федерации. Зашита Государственной границы как часть системы обеспечения безопасности Российской Федерации и реализации государственной пограничной политики Российской Федерации заключается в согласованной деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправле­ния, осуществляемой ими в пределах своих полномочий путем при­нятия политических, организационно-правовых, дипломатических, экономических, оборонных, пограничных, разведывательных, контр­разведывательных, оперативно-розыскных, таможенных, природоох­ранных, санитарно-эпидемиологических, экологических и иных мер. В этой деятельности в установленном порядке участвуют организации и граждане. Защита Государственной границы обеспечивает жизнен­но важные интересы личности, общества и государства на Государс­твенной границе в пределах приграничной территории.

Охрана Государственной границы является составной частью за­шиты Государственной границы, осуществляемой органами и войс­ками Федеральной пограничной службы Российской Федерации в пределах приграничной территории, Вооруженными Силами в воз­душном пространстве и подводной среде и другими силами (органа­ми) обеспечения безопасности Российской Федерации в случаях и в порядке, определяемых федеральным законодательством. Охрана Го­сударственной границы осуществляется в целях недопущения проти­воправного изменения прохождения Государственной границы, обес­печения соблюдения физическими и юридическими лицами режима Государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу. Меры по охране Государс­твенной границы рассматриваются в федеральном законодательстве как пограничные меры, которые входят в систему мер безопасности, осуществляемых в рамках единой государственной политики обеспе­чения безопасности и жизненно важных интересов личности, обще­ства и государства.

Режим Государственной границы включает в себя правила: со­держания Государственной границы; пересечения Государственной границы лицами и транспортными средствами; перемещения через Государственную границу грузов, товаров и животных; пропуска че­рез Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, то­варов и животных; ведения на Государственной границе либо вблизи нее на территории Российской Федерации хозяйственной, промыс­ловой и иной деятельности; разрешения с иностранными государс­твами инцидентов, связанных с нарушением указанных правил.

Режим Государственной границы устанавливается федеральными законами, международными договорами Российской Федерации.

2. Органы управления защитой и охраной Государственной границы Российской Федерации и их компетенция

Осуществляющие защиту и охрану Государственной границы государственные органы интегрированы в Пограничную службу Российской Федерации, основы руководства и управления которой, общий ее состав, основные задачи и полномочия определяются За­коном РФ от 4 мая 2000 г. № 55-ФЗ «О Пограничной службе Россий­ской Федерации». Сейчас в структуре органов Федеральной службы безопасности России созданы и действуют управления (отделы, отря­ды ФСБ России по пограничной службе —пограничные органы).

Пограничная служба Российской Федерации —государственная военная организация, действующая в структуре ФСБ России, со­ставляющая основу системы обеспечения безопасности личности, общества и государства в сфере защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации, охраны внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа Российской Федерации и их природных ре­сурсов.

Президент РФ осуществляет руководство деятельностью органов пограничной службы, действующих в системе ФСБ России, опреде­ляет основы пограничной политики России как целенаправленной деятельности государства по обеспечению и защите национальных интересов Российской Федерации в пограничной сфере.

Правительство РФ обеспечивает реализацию российской погра­ничной политики, устанавливает правила и процедуры реализации норм федерального законодательства по вопросам защиты и охраны Государственной границы.

До недавнего времени федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим реализацию государственной пограничной политики в сфере охраны и защиты государственной границы, вы­ступала федеральная пограничная служба РФ, которая согласно Ука­зу Президента РФ от 11 марта 2003 г. с 1 июля 2003 г. была упраздне­на, а ее функции переданы ФСБ России.

3. Меры административного принуждения и административной ответственности, применяемые пограничными органами и вой­сками

Пограничные органы и должностные лица пограничных войск могут применять административное задержание физических лиц, со­вершивших административные правонарушения, рассмотрение дел по которым в соответствии с п. 1 ст. 23.10 КоАП РФ отнесено к ведению Пограничной службы РФ. В соответствии со ст. 27.5 КоАП РФ адми­нистративное задержание не должно превышать трех часов (осущест­вляют должностные лица войск и органов Пограничной службы РФ, указанные в-шт. 1 — 12 ч. 2 ст. 23.10 КоАП РФ, проходящие военную службу по контракту, и другие военнослужащие, проходящие военную службу по контракту на должностях офицеров, прапорщиков (мичма­нов), выявившие административные правонарушения при выполне­нии ими обязанностей в области зашиты и охраны государственной границы, охраны внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации); на срок до сорока восьми часов (осуществляют должностные лица, указанные в пп. 1—4, 6, 7, 9, 10 ч. 2 сг. 23.10 КоАП РФ, проходящие военную службу по контракту, заместители начальни­ков пограничных отрядов, командиров соединений и воинских частей пограничного контроля, командиров морских соединений и частей, комендантов пограничных комендатур, командиров подразделений пограничного контроля, а также начачьники отделений пофаничного контроля, оперативно-розыскных отделений).

Осуществлять процессуальные действия, предусмотренные ст. 27.7—27.10 КоАП РФ (личный досмотр, досмотр вещей, находя-

щихся при физическом лице; осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, террито­рий и находящихся там вещей; досмотр транспортного средства; изъ­ятие вещей и документов), вправе должностные лица, перечисленные в предыдущем абзаце.

Право составлять протоколы об административных правона­рушениях, предусмотренных ст. 17.7, 17.9, ч. 1 ст. 19.4, ч. 1 ст. 19.5, ст. 19.6, 19.7 КоАП РФ, возложено на должностных лиц, указанных в пп. 1 — 12 ч. 2 ст. 23.10 КоАП РФ, т. е. тех должностных лиц, которые наделены также правом рассматривать дела об административных правонарушениях определенных составов, перечисленных в ч. 1 этой статьи, от имени органов и войск пограничной службы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: