Тема 14.3 Правовые основы государственной организации таможенного дела и таможенной службы в Российской Федерации

14.3.1. Понятие таможенного дела и правовые основы его организации в Российской Федерации

Таможенное дело — это государственное регулирование переме­щения через государственную границу разнообразных видов товаров и транспортных средств. Таможенное дело входит в сферу государс­твенной монополии, то есть таможенным регулированием занимает­ся только и исключительно государственный аппарат. Главными це­лями таможенного дела являются:

1) экономические, и в их числе чисто фискальные (пополнение доходной части бюджета страны) и регулятивные (запреты, ограни­чения, лицензирование, квотирование экспорта и импорта товаров). Регулирование призвано стимулировать развитие национальной экономики, защитить российский рынок от недобросовестных хо­зяйствующих субъектов, шире привлечь иностранные инвестиции в российскую экономику, обеспечить выполнение обязательств перед другими государствами;

2) защитные, связанные с обеспечением экономической, сани­тарной и других видов безопасности страны, защитой общественного порядка, здоровья населения, сохранности культурных ценностей и т. Д. Обеспечивают достижение названных целей основные компо­ненты таможенного дела: таможенная служба как особая разновид­ность государственной службы, таможенная деятельность на основе таможенного права, а также единая таможенная политика, являюща­яся составной частью внутренней и внешней политики Российской Федерации (ст. 2 Таможенного кодекса РФ).

В соответствии с Таможенным кодексом РФ таможенное дело составляют таможенная политика, а также порядок и условия пе­ремещения через границу товаров и транспортных средств, взима­ние таможенных платежей, таможенный контроль и другие средства проведения в жизнь таможенной политики российского государства. Основными средствами проведения в жизнь таможенной политики выступают правовые нормы и основанная на них служебная тамо­женная деятельность, содержание которой кратко можно определить как специфическую разновидность административного надзора.

2. Государственные органы управления таможенным делом и их компетенция

Общее руководство таможенным делом осуществляют Президент РФ и Правительство РФ.

Таможенное дело непосредственно осуществляют таможенные органы Российской Федерации, являющиеся правоохранительными

органами и составляющие единую систему, в которую входят: нахо­дящаяся в системе Министерства экономического развития Феде­ральная таможенная служба, региональные таможенные управления, таможни, таможенные посты.

Федеральная таможенная служба России является федералы mini органом исполнительной власти, осуществляющим непосредственное руководство таможенным делом в Российской Федерации. В своей деятельности она взаимодействует с другими федеральными и субъ­ектов Федерации органами исполнительной власти и обществен­ными объединениями, а возложенные на нее задачи решает непос­редственно и через региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты, таможенные лаборатории, подведомственные учебные заведения, научно-исследовательские учреждения, вычисли­тельные центры и другие предприятия и организации.

Должностные лица таможенных органов (а таковыми являются все их работники, имеющие специальные звания таможенной служ­бы) являются представителями власти и в качестве таковых имеют право: отдавать законные распоряжения и предъявлять требования, обязательные к исполнению организациями, государственными ор­ганами и физическими лицами (ст. 422 Таможенного кодекса РФ), и применять специальные средства пресечения неправомерных дейс­твий—физическую силу, технические средства, огнестрельное ору­жие (ст. 424—427 Таможенного кодекса РФ).

3. Таможенный контроль и административная ответственность за нарушение таможенных правил

Таможенный контроль и административная ответственность за нарушение таможенных правил призваны обеспечить строгое выпол­нение всех видов таможенных режимов, а также полноту и своевре­менность уплаты всех видов таможенных платежей. Таможенный ре­жим представляет собой совокупность закрепленных в юридических нормах правил, регулирующих деятельность по перемещению това­ров и транспортных средств через таможенную границу.

Важнейшей составной частью таможенного дела является таможен­ный контроль, который призван проверять соблюдение действующих правил лицами, перемещающими товары и транспортные средства через таможенную границу России, выявлять соответствие таможенных операций действующему таможенному законодательству, его конкретным юридическим нормам. При ввозе таможенный контроль начинается с момента пересечения таможенной границы товарами и транспортными средствами, а при вывозе—с момента принятия таможенной декларации. Заканчивается же таможенный контроль в момент выпуска ввезенных предметов, а при вывозе—в момент пересечения таможенной границы.

Статья 180 Таможенного кодекса РФ предусматривает много­численные и разнообразные формы таможенного контроля. Он может

осуществляться в форме проверки документов и сведений, досмотра товаров и транспортных средств, личного досмотра, учета товаров и транспортных средств, устного опроса, проверки системы учета и от­четности, осмотра территорий и помещений, а также в иных формах, не противоречащих правовым актам.

Личный досмотр —исключительная форма, он проводится по ре­шению начальника таможенного органа при наличии достаточных данных полагать, что находящийся в зоне таможенного контроля гражданин скрывает при себе товары, являющиеся объектами тамо­женного нарушения.

В процессе и в результате осуществления таможенного контро­ля, в связи с выявленными нарушениями таможенных правил, тамо­женные органы и их должностные лица могут применять различные средства и меры административного принуждения: пресекательные средства (приостановление операций по счетам, изъятие товаров или наложение на них ареста, личное задержание граждан, применение физической силы, оружия); восстановительные меры (неуплаченные таможенные платежи взыскиваются ими с организаций и бесспорном порядке, независимо от времени обнаружения факта неуплаты, да еще с ежедневным начислением пени); применение административ­ных наказаний за совершение таможенных административных пра­вонарушений.

В соответствии со ст. 23.8 КоАП РФ таможенные органы рассматривают дела об административных правонарушениях, пре­дусмотренных ст. 16.2—16.22 КоАП РФ. Рассматривать дела об этих правонарушениях от имени представляемого ими органа вправе: председатель ГТК России и его заместители, начальники регио­нальных таможенных управлений и их заместители, начальники таможен и их заместители, начальники таможенных постов —об административных правонарушениях, совершенных физическими лицами. При этом виновные в совершении административных пра­вонарушений в таможенной сфере физические и юридические лица подлежат административной ответственности по нормам и правилам КоАП РФ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: