Тема 14.4. Государственное управление деятельностью разведки, контрразведки и других спецслужб

/. Основы правовой организации системы спецслужб Российской Фе­дерации

В единой обшей структуре сил обеспечения различных видов безопасности личности, общества и государства в Российской Фе­дерации действует на основе соответствующих федеральных законов несколько организационно самостоятельных систем специальных го­сударственных органов (спецслужб): Служба внешней разведки. Фе­деральная служба безопасности. Федеральная служба охраны и иные узкоспециализированные ведомства.

Федеральный закон от 10 января 1996 г. № 5-ФЗ «О внешней раз­ведке» (в редакции от 14 февраля 2007 г.) определяет статус, основы организации и функционирования Службы внешней разведки Россий­ской Федерации, порядок контроля и надзора за ее деятельностью. Согласно этому закону внешняя разведка Российской Федерации как совокупность специально создаваемых государством органов —орга­нов внешней разведки —яапяется составной частью сил обеспечения безопасности Российской Федерации и призвана защищать безопас­ность личности, общества и государства от внешних угроз с исполь­зованием определенных настоящим законом методов и средств.

Разведывательная деятельность осуществляется органами вне­шней разведки Российской Федерации посредством: 1) добывания и обработки информации о затрагивающих жизненно важные интере­сы Российской Федерации реальных и потенциальных возможностях, действиях, планах и намерениях иностранных государств, организа­ций и лиц (разведывательная информация); 2) оказания содействия в реализации мер, осуществляемых государством в интересах обес­печения его безопасности. Необходимость осуществления разведы­вательной деятельности определяют в пределах своих полномочий Президент РФ и Федеральное Собрание, исходя из невозможности

или нецелесообразности обеспечения безопасности Российской Фе­дерации иными способами.

Разведывательная деятельность не может осуществляться для достижения антигуманных целей, а также целей, не предусмотрен­ных федеральным законом. В процессе разведывательной деятель­ности органы внешней разведки Российской Федерации могут ис­пользовать гласные и негласные методы и средства, особый характер которых определяется условиями этой деятельности, но методы и средства разведывательной деятельности не должны причинять вред жизни и здоровью людей и наносить ущерб окружающей среде. При этом порядок использования негласных методов и средств раз­ведывательной деятельности определяется федеральными законами и нормативными правовыми актами органов внешней разведки, а содержание нормативных правовых актов по вопросам применения негласных методов и средств разведывательной деятельности состав­ляет государственную тайну.

Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «Об органах Федеральной службы безопасности в Российской Федерации» оп­ределяет назначение, правовые основы, принципы, направления деятельности, полномочия, силы и средства органов федеральной службы безопасности, а также порядок контроля и надзора за их деятельностью. Органы Федеральной службы безопасности являются составной частью сил обеспечения безопасности Российской Феде­рации и, в пределах предоставленных им полномочий, обеспечивают безопасность личности, общества и государства.

Деятельность органов Федеральной службы безопасности осуществляется последующим основным направлениям: контрразве­дывательная деятельность; борьба с преступностью; разведывательная деятельность, иные направления, определяемые федеральными зако­нами. Контрразведывательная деятельность—деятельность органов Федеральной службы безопасности в пределах своих полномочий по выявлению, предупреждению, пресечению разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных госу­дарств, а также отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации. Основаниями для осущест­вления органами Федеральной службы безопасности контрразведы­вательной деятельности являются: а) наличие данных о признаках разведывательной и иной деятельности специальных служб и органи­заций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации; б) необ­ходимость обеспечения защиты сведений, составляющих государс­твенную тайну; в) необходимость изучения (проверки) лиц, оказы­вающих или оказывавших содействие органам Федеральной службы безопасности на конфиденциальной основе; г) необходимость обес­печения собственной безопасности. Этот перечень оснований для осуществления контрразведывательной деятельности является исчерпываюшим и может быть изменен или дополнен только федераль­ными законами. В процессе контрразведывательной деятельности ор­ганы Федеральной службы безопасности могут использовать гласные и негласные методы и средства, особый характер которых определя­ется условиями этой деятельности. Порядок использования неглас­ных методов и средств при осуществлении контрразведывательной деятельности определяется нормативными актами Федеральной службы безопасности. Сведения об организации, о тактике, методах и средствах осуществления контрразведывательной деятельности со­ставляют государственную тайну.

Органы Федеральной службы безопасности осуществляют опе­ративно-розыскные мероприятия по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию шпионажа, террористической деятельно­сти, организованной преступности, коррупции, незаконного оборота оружия и наркотических средств, контрабанды и других преступле­ний, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законом к их ведению, а также по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию деятельности незаконных вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей цепью насильственное изменение кон­ституционного строя Российской Федерации.

Органы Федеральной службы безопасности в пределах своих пол­номочий проводят разведывательную деятельность также и во взаи­модействии с органами внешней разведки в целях получения инфор­мации об угрозах безопасности Российской Федерации, порядок и условия которой устанавливаются на основании соответствующих соглашений между ними или совместных нормативных актов.

Федеральный закон от 27 мая 1996 г. № 57-ФЗ «О государствен­ной охране» (в редакции от 14 июля 2008 г.) определяет предназначе­ние государственной охраны, полномочия федеральных органов государственной охраны, а также контроль и надзор за их деятель­ностью. В соответствии с этим законом государственная охра­на—функция федеральных органов государственной власти в сфере обеспечения безопасности объектов государственной охраны, осу­ществляемая на основе совокупности правовых, организационных, охранных, режимных, оперативно-розыскных, технических и иных мер. Объектами государственной охраны выступают лица, под­лежащие на основе закона государственной охране: Президент РФ, Председатель Правительства РФ, Председатели палат Федерального Собрания, Председатели Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, Генеральный прокурор РФ, а также главы иностранных государств и правительств и иные лица иностранных государств во время пребывания на территории Российской Федерации.

Государственную охрану осуществляют федеральные органы государственной охраны, которые, входят в состав сил обеспечения

безопасности Российской Федерации. В федеральных органах госу­дарственной охраны предусматривается военная служба.

Кроме государственной охраны высших должностных лиц госу­дарства, федеральное законодательство предусматривает различные виды государственной защиты судей, а также должностных лиц пра­воохранительных и контролирующих органов. Лицам, подлежащим государственной защите (защищаемые лица —судьи, прокуроры, сле­дователи, сотрудники спецслужб, контрольно-надзорных органов), обеспечивается: применение уполномоченными на то государствен­ными органами мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья этих лиц, а также обеспечение сохранности их имущества; примене­ние мер правовой защиты, предусматривающих в том числе повы­шенную уголовную ответственность за посягательство на их жизнь, здоровье и имущество; осуществление мер социальной защиты, пре­дусматривающих реализацию установленного федеральным законом права на материальную компенсацию в случае их гибели (смерти), причинения им телесных повреждений или иного вреда их здоровью, уничтожения или повреждения их имущества в связи с их служебной деятельностью.

Для обеспечения защиты жизни и здоровья защищаемых лиц и сохранности их имущества органами, обеспечивающими безопас­ность, могут применяться с зачетом конкретных обстоятельств сле­дующие меры безопасности: личная охрана жилища и имущества; выдача оружия, специальных средств индивидуальной защиты и опо­вещения об опасности; временное помещение в безопасное место; обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемых лицах; перевод на другую работу (службу), изменение места работы (служ­бы) или учебы; переселение на другое место жительства; замена до­кументов, изменение внешности.

Составной частью сил и средств обеспечения безопасности Рос­сийской Федерации является и Государственная фельдъегерская служба РФ, которая действует на основе Федерального закона от 17 декабря 1994 г. № 67-ФЗ «О федеральной фельдъегерской связи» (в редакции от 2 марта 2007 г.) в интересах законодательной, ис­полнительной и судебной власти, а также в целях зашиты государс­твенных интересов Российской Федерации, основными задачами которой является доставка в административные центры Российской Федерации и обратно отправлений особой важности, совершенно секретных, секретных и иных служебных отравлений Президента РФ, Правительства РФ, Федерального Собрания, органов военного управления, в том числе Министра обороны РФ, Генерального штаба Вооруженных Сил РФ, Главных штабов видов Вооруженных Сил РФ, штабов родов войск; военных округов, флотов, пограничных округов, округов внутренних войск МВД РФ, администраций промышленных и военных объектов, имеющих важное государственное значение, по решениям Правительства РФ.

ГФС России возглавляет директор, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом РФ. В единую систе­му органов федеральной фельдъегерской связи входят: ГФС России: территориальные органы —управления ГФС России по федеральным округам, управления, отделы и отделения ГФС России в столицах и административных центрах субъектов РФ, городах федерального зна­чения, а также в городах Сочи и Минеральные Воды; структурные подразделения территориальных органов—отделы и отделения ГФС России в других городах, а также на промышленных и военных объ­ектах, имеющих особо важное государственное значение.

Составной частью сил обеспечения экономической безопаснос­ти Российской Федерации являются также федеральные правоохра­нительные органы Федеральной налоговой службы, действующей в системе Министерства финансов РФ, основными задачами которых являются: выявление, предупреждение и пресечение налоговых пре­ступлений и правонарушений; обеспечение безопасности деятель­ности государственных налоговых органов, защиты их сотрудников от противоправных посягательств при исполнении служебных обя­занностей; предупреждение, выявление и пресечение коррупции в налоговых органах.

Целям обеспечения экономической безопасности служит также Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодейс­твии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным пу­тем» (в редакции от 28 ноября 2007 г.), направленный на защиту прав и законных интересов граждан, общества и государства путем созда­ния правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем. В соответствии с этим за­коном к мерам, направленным на противодействие легализации (от­мыванию) доходов, полученных преступным путем, относятся: обя­зательные процедуры внутреннего контроля; обязательный контроль; запрет на информирование клиентов и иных лиц о принимаемых ме­рах противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем; иные меры, принимаемые в соответствии с феде­ральными законами. Организация деятельности по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, возложена на Федеральную службу по финансовому мониторингу, действующую в системе Министерства финансов РФ.

Анализ всех вышеназванных федеральных законов и других нор­мативных правовых актов позволяет выделить некоторые общие ха­рактерные черты и признаки специальных служб в системе аппарата исполнительной власти:

1) все они являются государственными органами исполнительной власти;

2) по характеру осуществляемой ими деятельности абсолютное большинство из них можно отнести к категории правоохранительных органов в системе исполнительной власти;

3) осуществляемая ими деятельность в большей или меньшей мере содержит в себе элементы разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности;

4) все эти органы наделены правами использовать в своей дея­тельности гласные и негласные методы и специальные средства, ко­торые, однако, не должны причинять вреда жизни и здоровью людей и наносить ущерба окружающей среде;

5) наличие в системе этих органов воинской службы и даже спе­циальных воинских формирований, вследствие чего их нередко име­нуют силовыми структурами и справедливо относят к силовым спе­циальным ведомствам, находящимся в непосредственном ведении и подчинении Президенту РФ.

2. Система и компетенция органов государственного управления специальными службами

Президент РФ осуществляет общее руководство органами всех специальных служб, определяет им задачи, утверждает Положения о них, контролирует и координирует деятельность этих органов, назна­чает на должности и освобождает от должности руководителей всех специальных служб.

Правительство РФ призвано всесторонне обеспечивать реализа­цию федеральных законов и актов Президента РФ по всем вопросам организации и деятельности специальных служб.

Федеральная служба внешней разведки является центральным фе­деральным органом исполнительной власти, призванным реализовывать государственную политику в сфере внешней разведки. При этом Служба внешней разведки координирует свою деятельность с Федеральной службой безопасности, с Федеральной пограничной службой, с ФАПСИ, с Главным разведывательным управлением Ми­нистерства обороны РФ, другими спецслужбами и федеральными органами исполнительной власти.

Для достижения целей разведывательной деятельности органам вне­шней разведки Российской Федерации предоставляются следующие полномочия: установление на конфиденциальной основе отношений сотрудничества с лицами, добровольно давшими на это согласие; осу­ществление мер по зашифровке кадрового состава и по организации его деятельности с использованием в этих целях иной ведомственной прина­длежности; использование в целях конспирации документов, зашифро­вывающих личность сотрудников кадрового состава, ведомственную при­надлежность подразделений, организаций, помещений и транспортных средств органов внешней разведки; взаимодействие с федеральными ор­ганами исполнительной власти, осуществляющими контрразведыватель­ную деятельность, и федеральными органами государственной охраны; заключение с министерствами, ведомствами, предприятиями и организа­циями соглашений, необходимых для осуществления разведывательной деятельности; обеспечение безопасности российских учреждений за гра­ницей и граждан, обладающих государственной тайной; взаимодействие с разведывательными и контрразведывательными службами иностранных государств в установленном законом порядке; обеспечение собственной безопасности, т. е. защита своих сил, средств и информации от проти­воправных действий и угроз, и некоторые другие функции и полномочия (ст. 6 Федерального закона «О внешней разведке»).

Разведывательная информация предоставляется Президенту РФ, высшим федеральным органам государственной власти по прина­длежности и определяемым ими государственным органам. При этом руководители органов внешней разведки несут ответственность за достоверность, объективность, своевременность предоставления ими разведывательной информации, а получившие ее липа несут ответс­твенность за неправомерное разглашение содержащихся в ней сведе­ний, составляющих государственную тайну или раскрывающих ис­точники приобретения указанной информации.

В кадровый состав органов внешней разведки входят военнослу­жащие и служащие, чьи функциональные обязанности непосредст­венно связаны с осуществлением разведывательной деятельности. Сотрудники кадрового состава для выполнения своих функциональ­ных обязанностей могут без расшифровки их принадлежности к ор­ганам внешней разведки занимать должности в министерствах, ве­домствах, в учреждениях, предприятиях и организациях.

Для достижения целей разведывательной деятельности органы внешней разведки могут устанавливать на безвозмездной либо воз­мездной основе отношения сотрудничества с совершеннолетними дееспособными лицами, добровольно давшими согласие оказывать конфиденциальное содействие органам внешней разведки. Сведения об этих лицах составляют государственную тайну, и доступ к этим сведениям имеют только уполномоченные на то сотрудники соот­ветствующего органа внешней разведки.

Органы внешней разведки не вправе обращаться за конфиденци­альным содействием к депутатам, судьям и прокурорам всех уровней. Прокурорский надзор за исполнением законов органами внешней разведки осуществляется Генеральным прокурором РФ и специально уполномоченными им прокурорами. При этом оперативные данные о содержании разведывательных материалов и источниках их получе­ния не являются предметом прокурорского надзора.

Федеральная служба безопасности Российской Федерации (ФСБ России)— федеральный орган исполнительной власти, непосредст­венно реализующий основные направления деятельности органов федеральной службы безопасности, осуществляющий в пределах своих полномочий государственное управление в сфере обеспечения безопасности Российской Федерации и координирующий контрраз­ведывательную деятельность федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на ее осуществление.

В соответствии с Федеральным законом «Об органах Федеральной службы безопасности в Российской Федерации» органы федеральной службы безопасности представляют собой единую централизованную систему: Федеральная служба безопасности Российской Федерации; управления (отделы) Федеральной службы безопасности по отдельным регионам и субъектам Российской Федерации (территориальные орга­ны безопасности); управления (отделы) Федеральной службы безопас­ности в Вооруженных Силах, войсках и иных воинских формировани­ях, а также в их органах управления (органы безопасности в войсках). Органы ФСБ России в своем подчинении имеют предприятия, учебные заведения, научно-исследовательские, экспертные и военно-медицинские учреждения и подразделения, военно-строительные подразделения, центры специальной подготовки, а также подразделения специально­го назначения. Территориальные органы безопасности и органы бе­зопасности в войсках находятся в прямом подчинении ФСБ России.

Органы безопасности в войсках обязаны: выявлять, предупреж­дать и пресекать разведывательную и иную деятельность специаль­ных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленную на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации, ее Вооруженных Сил, других войск, воинских формиро­ваний и органов; осуществлять во взаимодействии с другими органа­ми федеральной службы безопасности и органами внешней разведки разведывательную деятельность в целях добывания, обработки и ре­ализации информации об угрозах безопасности Российской Федера­ции, ее Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов, а также проникновение в специальные службы и организа­ции иностранных государств; проводить дознание и предварительное следствие по делам о преступлениях, отнесенных федеральным за­конодательством к подследственности органов федеральной службы безопасности.

ФСБ России во взаимодействии с другими силовыми структу­рами решает задачи противодействия экстремистской деятельнос­ти путем выявления, предупреждения и пресечения экстремистской деятельности общественных и религиозных объединений, иных ор­ганизаций, физических лиц, направленной на насильственное изме­нение основ конституционного строя и нарушение целостности Рос­сийской Федерации, подрыв ее безопасности, захват или присвоение властных полномочий, создание незаконных вооруженных форми­рований, возбуждение расовой, национальной, религиозной, а также социальной розни, связанной с насилием или призывами к насилию и т. д. вплоть до осуществления террористической деятельности.

Федеральная служба охраны Российской Федерации (ФСО Рос­сии)— федеральный орган государственной охраны, обеспечивающий is пределах своих полномочий безопасность лиц, подлежащих государс­твенной охране (объекты государственной охраны) в соответствии со ст. 6—11 Федерального закона «О государственной охране». ФСО

России входит в состав сил обеспечения безопасности Российской Федерации, куда включена и Служба безопасности Президента РФ.

Основными задачами и функциями ФСО России являются: про­гнозирование и выявление угрозы жизненно важным интересам объ­ектов государственной охраны, осуществление комплекса мер по предотвращению этой угрозы; обеспечение безопасности объектов государственной охраны в местах их постоянного или временного пребывания и на трассах проезда; выявление, предупреждение и пре­сечение противоправных посягательств на объекты государственной охраны; защита зданий, строений и сооружений, в которых размеще­ны органы государственной власти, прилегающих к ним территорий и акваторий, находящихся в оперативном управлении ФСО России (охраняемые объекты); организация взаимодействия государственных органов обеспечения безопасности и координация их деятельности в сфере государственной охраны; участие в пределах своих полномочий в борьбе с терроризмом, выявление, предупреждение и пресечение преступлений и иных правонарушений на охраняемых объектах и ряд других функций. ФСО России возглавляет директор, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом РФ. За­местители директора ФСО России и командир Президентского пол­ка также назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ по представлению директора ФСО России.

Контрольные вопросы


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: