Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России)

является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику в сфере юстиции, а также координирую­щим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполни­тельной власти. В систему Минюста РФ входят его территориальные органы, иные органы и учреждения юстиции, а также организации, обеспечивающие их деятельность. Руководство деятельностью Ми­нюста России осуществляет Президент РФ, а Правительство РФ ко­ординирует деятельность этого Министерства и его взаимоотноше­ния с другими федеральными органами исполнительной власти.

Основными задачами Минюста России являются: реализация государственной политики в сфере юстиции; обеспечение прав и законных интересов личности и государства; обеспечение правовой защиты интеллектуальной собственности; обеспечение установлен­ного порядка деятельности судов; обеспечение исполнения актов судебных и других органов; обеспечение исполнения уголовных наказаний. Для решения этих задач Минюст России наделен всеми необходимыми функциональными полномочиями, осуществляе­мыми в нескольких основных направлениях во взаимодействии с функциональными структурами аппарата Министерства, функцио­нально-отраслевыми структурными подразделениями, ответствен­ными за конкретное направление деятельности Минюста России, а также действующими в его системе Федеральной, службой судебных приставов, Федеральной службой исполнения наказаний и Федераль­ной регистрационной службой.

Одной из приоритетных сфер Министерства юстиции РФ являет­ся его участие в правовом обеспечении нормотворческой деятельности, и в том числе в законодательном процессе, осуществляемое на основе пла­нов законопроектной деятельности Президента и Правительства РФ.

Основные направления законопроектной деятельности Минис­терства юстиции РФ —это разработка проектов, планов законопроек­тной деятельности Правительства РФ, планирование законопроект­ной деятельности Министерства; контроль за исполнением планов законопроектной деятельности; методическое обеспечение подготов­ки федеральными органами исполнительной власти законопроектов;

разработка законопроектов; участие в подготовке законопроектов, разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти, включая подготовку правовых заключений на законопроекты, вноси­мые в Правительство РФ; сопровождение законопроектов в палатах Федерального Собрания Российской Федерации.

Министерство юстиции РФ проводит юридическую экспертизу конституций (уставов) субъектов Российской Федерации, а также их нормативных правовых актов, поступивших на рассмотрение в Ми­нюст России по поручениям Президента РФ, Правительства РФ, обра­щениям федеральных органов государственной власти, должностных лиц, замещающих государственные должности Российской Федера­ции, на предмет их соответствия Конституции РФ и федеральным за­конам; организует проведение юридической экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации территориальными органами Минюста России; разрабатывает методические материалы по проведению юридической экспертизы нормативных правовых ак­тов субъектов РФ и правовому обеспечению ведения Федерального регистра, а также осуществляет контроль за проведением этой работы территориальными органами Минюста России и ряд других функций.

Участие Минюста России в правовом обеспечении нормотворческой деятельности проявляется и в том, что это Министерство яв­ляется уполномоченным Правительством РФ государственным ор­ганом по контролю за соблюдением установленных Правительством РФ Правил подготовки нормативных правовых актов федеральными органами исполнительной власти и их государственной регистраци­ей в целях обеспечения защиты прав, свобод и законных интересов граждан, совершенствования правового регулирования и контро­ля за соответствием издаваемых федеральными органами исполни­тельной власти и иными органами и организациями нормативных правовых актов Конституции РФ, федеральным законам, указам и распоряжениям Президента РФ, постановлениям и распоряжениям Правительства РФ, международным договорам. При этом Прави­тельство РФ установило, что разъяснения о применении указанных Правил дает Министерство юстиции РФ.

Компетенция Минюста России по всем ее направлениям реали­зуется им непосредственно, а также через разветвленную систему его территориальных органов, созданных и действующих во всех феде­ральных округах и субъектах Российской Федерации. Федеральные управления Министерства юстиции РФ по федеральным округам явля­ются окружными территориальными органами Минюста России. Ос­новными задачами Федерального управления являются: обеспечение реализации Министерством юстиции РФ в федеральном округе госу­дарственной политики в сфере юстиции; организация и осуществле­ние контроля за соответствием федеральному законодательству актов органов государственной власти субъектов РФ в федеральном окру­ге; организация и осуществление контроля в федеральном округе за

состоянием работы по выполнению задач, возложенных на террито­риальные органы и учреждения Министерства юстиции РФ, не вхо­дящие в уголовно-исполнительную систему, а также за соблюдением законности и прав человека в деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ; ко­ординация деятельности органов и учреждений Министерства юсти­ции РФ, осуществляющих деятельность в субъектах РФ, входящих в федеральный округ.

Главное управление Министерства юстиции РФ по субъекту (субъектам) Российской Федерации является территориальным ор­ганом Министерства юстиции РФ, действующим на территории субъекта (субъектов) Российской Федерации, образуется в соответс­твии с порядком и условиями, определяемыми Министерством юс­тиции РФ. Главное управление является базовым территориальным органом юстиции, содействующим федеральному управлению Ми­нистерства юстиции РФ по федеральному органу в осуществлении организационно-методических задач в целях повышения эффектив­ности деятельности территориальных органов Юстиции, действую­щих в пределах федерального округа. В пределах своих полномочий, предоставленных федеральным законодательством и нормативными правовыми актами Минюста России, Главное управление независи­мо в своей деятельности от органов государственной власти субъекта (субъектов) Российской Федерации.

Основные задачи Главного управления аналогичны задачам и ос­новным направлениям деятельности Министерства юстиции РФ по реализации государственной политики и обеспечению единства пра­вового пространства Российской Федерации на территории субъекта (субъектов) РФ.

Главное управление вправе: направлять в орган, издавший нор­мативный правовой акт, запрос о предоставлении этого акта на го­сударственную регистрацию и внесении его в федеральный регистр правовых актов субъекта Российской Федерации; предоставлять в случае несоответствия нормативного правового акта субъекта РФ Конституции РФ и федеральному законодательству экспертное за­ключение в орган государственной власти субъекта РФ, принявший данный акт: передавать в органы прокуратуры для принятия мер про­курорского реагирования экспертное заключение и другие материалы о несоответствии правового акта субъекта РФ федеральному законо­дательству, если принявший этот нормативный акт орган не пред­принимает мер по приведению ею в соответствие с федеральными законами; вносить представление о прекращении статуса адвоката в адвокатскую палату, а в случае, если совет адвокатской палаты в ме­сячный срок не принял решения о прекращении статуса адвоката, об­ращаться в суд с заявлением о прекращении статуса адвоката, требо­вать проведения внеочередного собрания (конференции) адвокатов; иные предусмотренные законодательством полномочия.

3. Организация службы судебных приставов в системе Министер­ства юстиции РФ

Министерство юстиции РФ осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию организации и деятельности судебных приставов и вместе с дейс­твующей в его системе Федеральной службой судебных приставов обеспечивает реализацию Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ «О судебных приставах» (в редакции от 22 июля 2008 г.).

Через главного судебного пристава Российской Федерации Министерство юстиции РФ осуществляет организационное и ме­тодическое руководство деятельностью службы судебных приста­вов, а органы юстиции субъектов РФ руководят деятельностью со­ответствующих служб судебных приставов через главных судебных приставов субъектов Российской Федерации. Полномочия главно­го судебного пристава Российской Федерации, главного судебно­го пристава субъекта Российской Федерации и главного военного судебного пристава, старшего судебного пристава, а также обязан­ности и права судебных приставов по обеспечению порядка де­ятельности судов и судебных приставов-исполнителей закреплены соответственно в ст. 8—10, 11 — 12 Федерального закона «О судеб­ных приставах». Судебные приставы по обеспечению установлен­ного порядка деятельности судов имеют право в случаях и порядке, которые предусмотрены ст. 15—18 этого Федерального закона, при­менять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие, если иные меры не обеспечили исполнения возложенных на них обязанностей.

Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 119-ФЗ «Об исполни­тельном производстве» (в редакции от 13 мая 2008 г.) определяет ус­ловия и порядок принудительного исполнения судебных актов судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также актов других ор­ганов, которым при осуществлении установленных законом полно­мочий предоставлено право возлагать на граждан, организации или бюджеты всех уровней обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершения в их пользу определенных дейс­твий или воздержанию от совершения этих действий.

Непосредственное осуществление функций по исполнению су­дебных актов и актов других органов возлагается на судебных при­ставов-исполнителей, объединенных в районные, межрайонные или соответствующие им согласно административно-территориальному делению субъектов РФ подразделения судебных приставов, возглав­ляемые старшими судебными приставами. В случаях, предусмотрен­ных федеральным законом, требования судебных актов и актов дру­гих органов о взыскании денежных средств исполняются налоговыми органами, банками и иными кредитными организациями, должностными лицами, но эти органы, организации и лица не являются орга­нами принудительного исполнения.

Судебный пристав-исполнитель обязан принять к исполнению исполнительный документ от суда или другого органа, его выдав­шего, либо взыскателя и возбудить исполнительное производство. В трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа судебный пристав-исполнитель выносит постановление о возбуждении исполнительного производства.

Мерами принудительного исполнения являются: 1) обращение взыскания на имущество должника путем наложения ареста на иму­щество и его реализации; 2) обращение взыскания на заработную пла­ту, пенсию, стипендию и иные виды доходов должника; 3) обращение взыскания на денежные средства и иное имущество должника, нахо­дящиеся у других лиц; 4) изъятие у должника и передача взыскателю определенных предметов, указанных в исполнительном документе; 5) иные меры, предпринимаемые в соответствии с Федеральным за­коном «Об исполнительном производстве» и иными федеральными законами, обеспечивающие исполнение исполнительного документа. При этом обращение взыскания на имущество должника состоит из его ареста (описи), изъятия и принудительной реализации.

4. Организация службы исполнения наказаний в системе Министер­ства юстиции РФ

Уголовно-исполнительная система Министерства юстиции РФ включает в себя: учреждения; исполняющие наказания; территори­альные органы уголовно-исполнительной системы; центральный орган уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ — Федеральную службу исполнения наказаний.

Виды учреждений, исполняющих наказание, определяются Уго­ловно-исполнительным кодексом РФ. Решения о создании и ликви­дации учреждений, исполняющих наказания, принимаются Прави­тельством РФ по согласованию с органами исполнительной власти субъектов РФ. Структура и штаты учреждений, исполняющих наказа­ния (колонии-поселения, воспитательные колонии, лечебные испра­вительные учреждения, исправительные колонии общего, строгого или особого режима, тюрьмы, следственные изоляторы), утверждают­ся территориальными органами уголовно-исполнительной системы в соответствии с нормативами, устанавливаемыми Правительством РФ, типовыми структурами, штатами и положениями, утверждаемыми центральным органом. уголовно-исполнительной системы. Минис­терство юстиции РФ утверждает положения, инструкции и правила по организации и внутренней деятельности исполняющих наказание учреждений.

Территориальные органы уголовно-исполнительной системы со­здаются Министерством юстиции РФ на территориях субъектов Российской Федерации и осуществляют руководство подведомственны­ми учреждениями, исполняющими наказание, а также специальными подразделениями уголовно-исполнительной системы по конвоирова­нию.

В соответствии со ст. 23.4 КоАП РФ органы и учреждения уголовно-исполнительной системы рассматривают дела об админис­тративных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 ст. 19.3, ст. 19.12 (в части административных правонарушений, предметами которых являются предметы, изъятые из оборота) КоАП РФ.

Предметом и целями деятельности Федеральной службы исполне­ния наказаний Минюста России являются: обеспечение организации исполнения законодательства Российской Федерации по вопросам деятельности уголовно-исполнительной системы; организация ис­полнения уголовных наказаний в виде лишения свободы, размещение и перевод осужденных (заключенных); организация содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления; обеспечение правопорядка и законности в учреждениях, исполня­ющих уголовные наказания в виде лишения свободы, следственных изоляторах, безопасности персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на территориях этих учреждений, содержащихся в них осужденных, а также охраны объектов уголовно-исполнительной системы; организация конвоирования осужденных (заключенных) и спецперевозок; обеспечение надлежащих условий отбывания нака­заний, охраны здоровья осужденных, подозреваемых и обвиняемых; организация общего и профессионального образования и професси­онального обучения осужденных; содействие органам, осуществля­ющим оперативно-розыскную деятельность, в выявлении, преду­преждении, раскрытии и расследовании преступлений; организация работы по подбору и расстановке должностных лиц подразделений уголовно-исполнительной системы; иные предусмотренные феде­ральным законодательством функциональные полномочия.

Весьма важным направлением деятельности Минюста России и его территориальных органов является государственная регистраци­онная деятельность, осуществляемая специальной находящейся в его ведении федеральной службой.

Федеральная регистрационная служба (Росрегистрация) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в сфере регистрации прав на недвижимое имущество и сде­лок с ним, регистрации общественных объединений и политических партий, а также правоприменительные функции и функции по кон­тролю и надзору в сфере адвокатуры и нотариата. Она осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами испол­нительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями.

Основными задачами Росрегистрации являются: 1) обеспечение установленного порядка государственной регистрации прав на не­движимое имущество и сделок с ним; 2) организация деятельности по государственной регистрации общественных объединений и по­литических партий; 3) осуществление контроля и надзора в сфере адвокатуры и нотариата; 4) осуществление контроля деятельности саморегулируемых организаций арбитражных управляющих (саморегулируемые организации); 5) управление территориальными ор­ганами Росрегистрации.

Росрегистрацию возглавляет директор Федеральной регистрацион­ной службы — главный государственный регистратор Российской Фе­дерации, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ.

Контрольные вопросы


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: