Владеть навыками. Тема 15.1. Государственное управление в сфере охраны общественного порядка, общественной безопасности и их защиты в интересах общества личности государства

Тема 15.1. Государственное управление в сфере охраны общественного порядка, общественной безопасности и их защиты в интересах общества личности государства.

1. Понятие общественного порядка и общественной безопасности в общей системе государственного порядка

Конституционные термины и понятия «общественный порядок» (п. «е» ст. 114 Конституции РФ) и «общественная безопасность» (п. «б» ст. 72 Конституции РФ) не имеют единого конкретного ле­гального определения. В научном же, доктринальном истолковании этих терминов и понятий отмечается два принципиальных момента: во-первых, различается понятие общественного порядка в широком социально-политическом смысле и в более узком, собственно ад­министративно-организационном этого слова; во-вторых, понятие общественного порядка неразрывно связывается с более широкими категориями установленного государственного порядка и порядка управления.

В широком социально-политическом смысле под общественным порядком можно понимать всю систему общественных отношений, фактически сложившуюся в обществе на основе действующей в нем Конституции и другого законодательства в данный момент истори­ческого развития, независимо от конкретных форм государственного

устройства и политического режима (капитализм, социализм, тота­литаризм, демократия и т. д.)- В этом плане общественный порядок государственно-организованного общества включает в себя последо­вательно такие категории, как: установленные государственный по­рядок, порядок управления и общественный порядок в узком административно-организационном смысле.

Государственный порядок включает в себя установленные Консти­туцией РФ, федеральными конституционными законами и другим федеральным законодательством правовые нормы и правила, регла­ментирующие, политические, экономические, правовые основы орга­низации и деятельности государства: федеративное государственное территориальное устройство, организация избирательной системы, правила денежной эмиссии, защиты и обеспечение устойчивости рубля; установление системы федеральных органов законодатель­ной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности, формирования федеральных органов государственной власти; порядок установления и использования символов государства (герба, флага, гимна) и другие основы жизнедеятельности государст­венно-организованного общества.

Все нормы и правила соблюдения государственного порядка устанавливаются только высшими федеральными органами госу­дарственной власти, действуют в общегосударственном масштабе, а обязанность соблюдать государственный порядок возлагается на все государственные органы любого иерархического уровня всех ветвей власти и их должностных лиц, а также на всех российских и иност­ранных физических и юридических лиц, действующих на территории нашего государства.

Органами зашиты и охраны государственного порядка выступают Президент РФ, Федеральное Собрание, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, Генеральный прокурор РФ. В случаях возникновения угроз национальной госу­дарственной безопасности от нарушений правил и норм государс­твенного порядка к его защите по указанию Президента РФ могут привлекаться необходимые силы и средства соответствующих спец­служб Российской Федерации.

Порядок управления, являясь продолжением государственного по­рядка и составной частью общественного порядка в широком смысле этого слова, включает в себя совокупность правил и правовых норм, регламентирующих деятельность только государственных органов исполнительной власти и их должностных лиц во взаимоотношениях с различными звеньями государственного аппарата, а также с физи­ческими и юридическими лицами в различных областях, отраслях и сферах реализации исполнительной власти (государственного управ­ления). Сюда можно отнести, например, правила государственного учета и отчетности физических и юридических лиц о результатах сво­ей деятельности, правила работы кадровых служб государственного

аппарата, правила пользования печатями и штампами, правила до­смотра ручной клади и багажа пассажиров аэрофлота, многочислен­ные таможенные правила и т. д. и т. п.

Защита и охрана порядка управления, установленного в раз­личных областях, отраслях и сферах государственного управления, осуществляется силами и средствами действующих там многочис­ленных контрольных и надзорных органов различных министерств и ведомств. За административные правонарушения против порядка управления предусмотрена административная ответственность (ст. 19.1-19.25 КоАП РФ).

Общественный порядок в узком (юридическом, а не социально-политическом) значении и в собственном административно-органи­зационном смысле представляет собой комплексную совокупность установленных государством правил (норм) жизни и деятельности (по­ведения) граждан за пределами сферы трудовой (служебной) деятель­ности: в общественных местах (улицы, площади, парки, общественный транспорт и все другие места массового скопления людей), по месту жительства (дом, квартира, гостиница), по месту пребывания в семье, у родственников, знакомых. Правила общественного порядка распро­страняются и на рабочие (служебные) помещения, если там соверша­ются противоправные действия, не связанные с трудовой и служебной деятельностью, но нарушающие общественный порядок (пьянство на работе, драки, личные оскорбления и т. д.). Основными органами за­шиты и охраны общественного порядка выступают многочисленные органы, подразделения и службы системы МВД России.

2. Министерство внутренних дел РФ: компетенция, система, структура и основные направления деятельности

Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России) является Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в пределах своих полномочий государственное уп­равление в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина, ох­раны правопорядка, обеспечения общественной безопасности и не­посредственно реализующим основные направления деятельности органов внутренних дел и внутренних войск МВД России.

МВД России возглавляет систему органов внутренних дел, в ко­торую входят: министерства внутренних дел республик, главные уп­равления, управления и отделы внутренних дел краев, областей, го­родов федерального значения, автономных областей, автономных округов, районов, городов, районов в городах, закрытых территори­альных образований, управления (линейные управления, отделы, от­деления) внутренних дел на железнодорожном, воздушном и водном транспорте, управления (отделы) на особо важных режимных объек­тах, региональные управления по борьбе с организованной преступ­ностью, территориальные органы управления учреждениями с особыми условиями хозяйственной деятельности, окружные управления материально-технического и военного снабжения, образовательные, научно-исследовательские учреждения и иные подразделения, пред­приятия, учреждения и организации, созданные для осуществления задач, возложенных на органы внутренних дел и внутренние войска. Входящие в систему МВД России внутренние войска состоят из ок­ругов внутренних войск, соединений, воинских частей, военных об­разовательных учреждений, учреждений обеспечения деятельности внутренних войск, органов управления внутренними войсками. Кро­ме того, в систему МВД России в настоящее время входит Федераль­ная миграционная служба.

Основными задачами и функциями МВД России являются: разра­ботка и принятие мер по защите прав и свобод человека и гражданина, защите объектов независимо от форм собственности, обеспечению общественного порядка и общественной безопасности; организация и осуществление мер по предупреждению и пресечению преступле­ний и административных правонарушений, выявлению, раскрытию и расследованию преступлений; организация и непосредственное осуществление оперативно-розыскной и экспертно-криминалистической деятельности, производство дознания и предварительного следствия по уголовным делам, отнесенным к компетенции органов внутренних дел; организация и осуществление розыска лиц, скрыва­ющихся от следствия и суда, уклоняющихся от отбывания уголовных наказаний, призыва на военную службу, без вести пропавших и иных лиц, идентификация неопознанных трупов, а также розыск похищен­ного имущества; осуществление борьбы с организованной преступ­ностью, коррупцией, незаконным оборотом оружия и наркотичес­ких средств, незаконными вооруженными формированиями; участие в борьбе с терроризмом, контрабандой, обеспечение безопасности представительств иностранных государств на территории Российской Федерации; обеспечение исполнения административных наказаний, решений судов о принудительном лечении хронических алкоголиков и наркоманов, содержание подозреваемых, обвиняемых, подсудимых и осужденных, находящихся под стражей, а также их охрана, этапи­рование и конвоирование; обеспечение охраны важных государ­ственных объектов и специальных грузов, особо важных и режимных объектов, имущества юридических и физических лиц по договорам; организация деятельности органов внутренних дел по выдаче (анну­лированию) специальных разрешений (лицензий) на занятие видами деятельности, производствами, работами (оказанием услуг), подлежа­щими лицензированию в системе МВД России, а также по контролю за осуществлением этих видов деятельности; организация деятель­ности, связанной с вопросами гражданства Российской Федерации, свободы передвижения, выбора места пребывания и жительства, вы­езда за пределы Российской Федерации и въезда на ее территорию, правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства

в Российской Федерации; формирование, ведение и использование федеральных учетов, банков данных оперативно-справочной, розыс­кной, криминалистической, статистической и иной информации, осуществление справочно-информационного обслуживания органов внутренних дел и внутренних войск, заинтересованных государствен­ных органов; обеспечение государственной защиты судей, присяжных заседателей, прокуроров, следователей и должностных лиц контро­лирующих органов при наличии угрозы посягательства на их жизнь, здоровье и имущество в связи с их служебной деятельностью, а также их близких и целый ряд других функций.

Основным опорным и решающим звеном системы МВД России, от уровня организации работы которых зависит эффективность борь­бы с преступностью, охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности являются горрайлинорганы внутренних дел.

Начальник горрайлиноргана внутренних дел несет всю полноту ответственности за организацию работы служб и подразделений, со­стояние работы с кадрами, соблюдение дисциплины и законности личным составом горрайлиноргана, самостоятельно принимает ре­шения об использовании всех сил и средств горрайлиноргана, сосре­дотачивая их основное внимание на охране общественного порядка И обеспечении общественной безопасности, предупреждении и пре­сечении преступлений и административных правонарушений, выяв­лении, раскрытии и расследовании преступлений, отнесенных к ком­петенции органов внутренних дел.

3. Организация полиции в Российской Федерации

Милиция в Российской Федерации —система государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здо­ровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств и наделенных правом применения мер принуждения в пределах, уста­новленных законом. Милиция входит в систему Министерства внут­ренних дел РФ.

По Закону РФ «О милиции» (с изм. на 12 марта 2002 г.) задачами милиции являются: обеспечение безопасности личности; предупреж­дение и пресечение преступлений и административных правонару­шений; выявление и раскрытие преступлений; охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности; зашита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности; ока­зание помощи физическим и юридическим лицам в защите их прав и законных интересов в пределах, установленных законом. Милиция решает стоящие перед ней задачи во взаимодействии с другими госу­дарственными органами, органами местного самоуправления, обще­ственными объединениями, трудовыми коллективами и гражданами,

а также муниципальными органами охраны общественного порядка, деятельность которых регулируется федеральным законом, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного са­моуправления.

Милиция Российской Федерации подразделяется на криминаль­ную милицию и милицию общественной безопасности, а по объек­там милицейского обеспечения и обслуживания также на территори­альную и транспортную милицию.

Руководство территориальной милицией в субъектах РФ осущест­вляют министры внутренних дел республик, начальники управлений (главных управлений) внутренних дел краев и областей, назначаемые на должность и освобождаемые от должности Президентом РФ по представлению Министра внутренних дел РФ. При этом до внесения Президенту РФ представления по кандидатуре для назначения на должность министра внутренних дел, начальника управления (глав­ного управления) внутренних дел субъекта Российской Федерации выясняется мнение высшего должностного лица соответствующего субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) по предлагаемой кандидатуре.

Руководство милицией в районах, городах и иных муниципаль­ных образованиях осуществляют начальники отделов (управлений) внутренних дел, назначаемые на должность и освобождаемые от должности министрами внутренних дел, начальниками управлений (главных управлений) внутренних дел субъектов РФ в порядке, опре­деляемом Министром внутренних дел РФ.

Руководство милицией на железнодорожном, водном и воздуш­ном транспорте, в закрытых административно-территориальных об­разованиях, на особо важных и режимных объектах осуществляют начальники соответствующих органов внутренних дел, назначаемые на должность и освобождаемые от должности в порядке, определяе­мом Министром внутренних дел РФ.

Основными задачами криминальной милиции в соответствии со ст. 8 Закона РФ «О милиции» являются: выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений; организация и осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, без вести про­павших и иных лиц; оказание содействия милиции общественной бе­зопасности в исполнении возложенных на нее обязанностей. Крими­нальная милиция является органом дознания. Криминальная милиция финансируется за счет средств федерального бюджета. Состав и чис­ленность криминальной милиции, порядок создания, реорганизации и ликвидации ее подразделений определяются Правительством РФ.

В криминальную милицию входят подразделения: уголовного розыска; по борьбе с экономическими преступлениями; по борьбе с незаконным оборотом наркотиков; по борьбе с организованной преступностью, в том числе специальные отряды (отделы) быстрого ре­агирования; оперативно-поисковые подразделения; подразделения специальных технических мероприятий; собственной безопасности; отряды милиции специального назначения, а также Национальное центральное бюро Интерпола и его территориальные подразделения.

Милиция общественной безопасности имеет аналогичные с криминальной милицией задачи. В соответствии со ст. 9 Закона РФ «О милиции» основными задачами милиции общественной бе­зопасности являются: обеспечение безопасности личности, обще­ственной безопасности, охрана собственности, общественного по­рядка; выявление, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений; розыск отдельных категорий лиц, установление места нахождения которых отнесено к компетен­ции милиции общественной безопасности. Милиция общественной безопасности оказывает содействие криминальной милиции в испол­нении возложенных на нее обязанностей и также является органом дознания.

Состав милиции общественной безопасности, порядок созда­ния, реорганизации и ликвидации ее подразделений, а также чис­ленность милиции общественной безопасности, финансируемой за счет средств федерального бюджета, определяются Правительством РФ. Численность же милиции общественной безопасности, финан­сируемой за счет бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, ус­танавливается соответствующими органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. При этом она не должна быть ниже нормативов, утверждаемых Министром внутрен­них дел РФ.

В соответствии с Положением о милиции общественной безопас­ности (местной милиции) в Российской Федерации (с изменениями на 2 декабря 1998 г.) милиция общественной безопасности является составной частью милиции Российской Федерации и входит в струк­туру Министерства внутренних дел РФ. В районах, городах, районах городов милиция общественной безопасности создается и функцио­нирует в качестве самостоятельного структурного звена в составе со­ответствующих отделов (управлений) внутренних дел. На милицию общественной безопасности в полном объеме возложены предусмот­ренные Законом РФ «О милиции» обязанности и предоставлены пра­ва, за исключением обязанностей и прав, отнесенных законодательс­твом к компетенции криминальной милиции.

В милицию общественной безопасности входят: 1) дежурные час­ти, являющиеся одновременно дежурными частями соответствующе­го органа внутренних дел; 2) участковые уполномоченные милиции; 3) Государственная инспекция безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел РФ; 4) изоляторы временного содер­жания подозреваемых и обвиняемых; 5) специальные приемники для содержания лиц, арестованных в административном порядке; 6) приемники-распределители для лиц, задержанных за бродяжничество и попрошайничество (до создания центров реабилитации для лиц, за­держанных за бродяжничество и попрошайничество); 7) медицинские вытрезвители при органах внутренних дел (до решения вопроса о пере­даче обязанностей по руководству медицинских вытрезвителей в Мин­здрав РФ); 8) центры временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей; 9) отряды милиции особого назначения и 10) ми­лицейские подразделения: а) милиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел; б) дознания; в) патрульно-постовой службы милиции; г) лицензионно-разрешительной работы и контроля за част­ной детективной и охранной деятельностью; д) охраны и конвоирова­ния подозреваемых и обвиняемых; е) по дачам несовершеннолетних; ж) по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнению административного законодательства; з) по охране дип­ломатических представительств и консульств иностранных государств.

Административная деятельность милиции состоит в организа­ции и практическом осуществлении ее службами и подразделени­ями задач по охране общественного порядка и обеспечения обще­ственной безопасности административно-правовыми средствами и в административных формах. При осуществлении административ­ной деятельности органы и подразделения милиции и их сотрудни­ки выступают как субъекты прав и обязанностей, установленных и обеспеченных административно-правовыми нормами, вступают в административно-правовые отношения с физическими и юридичес­кими лицами, государственными и муниципальными органами и их должностными лицами. Административная деятельность милиции включает в себя несколько ее разновидностей: наружная служба по охране порядка в общественных местах, по обеспечению порядка при проведении различного рода массовых мероприятий, уличных шествий, коллективных протестных действий и т. д.; осуществление лицензионно-разрешительной системы, административного надзора за соблюдением гражданами и должностными лицами установлен­ных правил регистрационного учета российских граждан, а также соблюдения иностранцами и лицами без гражданства установлен­ных паспортно-визовых правил; контроль за соблюдением лицами, освобожденными из мест лишения свободы и условно осужденны­ми к лишению свободы, установленных для них ограничений; обес­печение безопасности пешеходов и правил движения транспорта по улицам и дорогам.

Наружная служба как один из видов административной деятель­ности милиции состоит в обеспечении порядка в общественных местах служебными милицейскими нарядами и участковыми инс­пекторами милиции. К силам наружной службы милиции относятся дежурные части органов внутренних дел, участковые инспектора ми­лиции, патрульно-постовая служба милиции, сотрудники инспекций по делам несовершеннолетних и некоторых других специальных милицейских структур. Участковый инспектор является представителем милиции общественной безопасности районного, городского, район­ного в городе отдела внутренних дел на обслуживаемом участке.

Патрульно-постовая служба входит в состав милиции общественной безопасности и выполняет функции охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности на улицах, объектах транспор­та и иных общественных местах, которая организуется в городах и дру­гих населенных пунктах и осуществляется специально назначаемыми нарядами милиции, действующими на основе и в соответствии с Уста­вом патрульно-постовой службы милиции общественной безопасности, утвержденным приказом МВД России от 18 января 1993 г. № 17. Опе­ративное управление патрульно-постовыми нарядами в период несения службы возлагается на дежурные части органов внутренних дел.

Задачи, функции и полномочия, организационно-правовые формы и методы деятельности органов Государственной инспекции безопаснос­ти дорожного движения (ГИБДД) определены Типовым положением об Управлении (отделе, отделении) Государственной инспекции безопас­ности дорожного движения МВД, ГУВД, УВД субъекта Российской Федерации и Типовым положением об отделе (отделении) Государс­твенной инспекции безопасности дорожного движения Управления (отдела) внутренних дел района, города, округа, района в городе, ут­вержденными приказом МВД России от 28 сентября 1998 г. № 618, а также Наставлением по работе дорожно-патрульной службы Государс­твенной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ.

4. Организационно-правовой статус внутренних войск Министер­ства внутренних дел Российской Федерации

Основу организационно-правового статуса внутренних войск МВД РФ составляет Федеральный закон от 6 февраля 1997 г. № 27-ФЗ «О внутренних, войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации», в десяти разделах которого закреплены полномочия фе­деральных и субъектов Российской Федерации органов государствен­ной власти в сфере деятельности внутренних войск, особенности во­енной службы во внутренних войсках, задачи соединений и воинских частей внутренних войск и права военнослужащих внутренних войск, применение военнослужащими внутренних войск специальных средств, оружия, боевой и специальной техники, определена система руководства внутренними войсками, порядок выполнения возложен­ных на них задач, гарантии правовой и социальной защиты военно­служащих внутренних войск и членов их семей, регламентированы вопросы финансирования и материально-технического обеспечения внутренних войск, контроля и прокурорского надзора за их деятель­ностью. Внутренние войска МВД РФ входят в систему МВД России и предназначены для обеспечения безопасности личности, общества и государства, защиты прав и свобод человека и гражданина от преступных и иных противоправных посягательств. На внутренние вой­ска возлагаются следующие задачи: участие совместно с органами внутренних дел в охране общественного порядка, обеспечении обще­ственной безопасности и режима чрезвычайного положения; охрана важных государственных объектов и специальных грузов; участие в территориальной обороне Российской Федерации; оказание содейс­твия пограничным войскам Федеральной пограничной службы РФ в охране Государственной границы Российской Федерации. Иные за­дачи могут быть возложены на внутренние войска только федераль­ными законами.

Главное командование внутренних войск МВД РФ является структурным подразделением центрального аппарата Министерст­ва внутренних дел РФ, предназначено для управления внутренними поисками при выполнении задач, возложенных на них законодатель­ством, и состоит из командования внутренних войск, главного штаба внутренних войск, управлений, отделов, служб и иных структурных подразделений. Главное командование возглавляет главнокомандую­щий внутренними войсками, являющийся по должности заместите­лем Министра внутренних дел РФ, по представлению которого на­значается на должность и освобождается от должности Президентом РФ. Структура и штатное расписание Главного командования утвер­ждаются Министром внутренних дел РФ.

Выполнение задач, возложенных на внутренние войска, осущест­вляется: органами управления внутренними войсками; соединениями и воинскими частями оперативного назначения; специальными мо­торизованными соединениями и воинскими частями; соединениями и воинскими частями по охране важных государственных объектов и специальных грузов; авиационными, морскими воинскими частями, военно-образовательными учреждениями; разведывательными воин­скими частями (подразделениями), осуществляющими мероприятия разведывательного характера в районах выполнения задач, возложен­ных на внутренние войска; воинскими частями (подразделениями) специального назначения, на которые возлагаются задачи по учас­тию в разоружении и ликвидации незаконных вооруженных форми­рований, организованных преступных групп, пресечению массовых беспорядков, сопровождающихся вооруженным насилием, участие в пресечении актов терроризма, в обезвреживании лиц, захвативших заложников, важные государственные объекты, специальные грузы, сооружения на коммуникациях, а также здания органов государст­венной власти. Полномочиями по руководству и управлению внут­ренними войсками по действующему законодательству наделены многие органы и их должностные лица.

Президент РФ, осуществляя руководство внутренними войсками, утверждает состав, численность и структуру внутренних войск; при­нимает решения о дислокации и передислокации внутренних войск, о привлечении внутренних войск совместно с органами внутренних

дел в обеспечении режима чрезвычайного положения; определяет об­щее количество российских граждан, подлежащих призыву на воен­ную службу и военные сборы во внутренние войска; утверждает Устав внутренних войск Министерства внутренних дел РФ; присваивает высшие воинские звания верховному высшему командному составу внутренних войск и осуществляет ряд других функций и полномочий в сфере деятельности внутренних войск и по руководству ими (статья 9 Федерального закона «О внутренних войсках МВД РФ»).

Правительство РФ принимает меры по бюджетному финансиро­ванию деятельности внутренних войск и обеспечивает выделение не­обходимых материально-технических ресурсов; утверждает перечень видов оружия и боеприпасов, боевой и специальной техники, специ­альных средств, состоящих на вооружении внутренних войск, прави­ла их применения и обеспечивает оснащение ими внутренних войск; утверждает правила и нормы определения численности внутренних войск, выполняющих задачи по охране важных государственных объектов и специальных грузов, и осуществляет ряд других функций и полномочий (ст. 11 Федерального закона «О внутренних войсках МВД РФ»).

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере деятельности внутренних войск обеспечивают соблюдение действующего законодательства, создают внутренним войскам необ­ходимые условия для их деятельности.

Министр внутренних дел РФ осуществляет непосредственное ру­ководство внутренними войсками и несет ответственность за пра­вомерность возложенных на них задач, а его заместитель по долж­ности—главнокомандующий внутренними войсками —осуществляет непосредственное повседневное управление ими через командующих округами внутренних войск. Округа внутренних войск являются опе­ративно-территориальными объединениями внутренних войск. Ко­мандующий войсками округа внутренних войск является прямым на­чальником для всего личного состава соединений и воинских частей, входящих в состав округа. Командующий войсками округа внутрен­них войск организует свою работу в тесном взаимодействии с минис­трами внутренних дел, начальниками главных управлений (управле­ний) внутренних дел на территории округа.

5. Особенности службы в полиции и органах внутренних дел, адми­нистративные полномочия сотрудников милиции и военнослужа­щих внутренних войск Российской Федерации

Служба В органах внутренних дел и в милиции —особый вид государственной службы, отличающийся рядом специфических осо­бенностей, которые получили отражение и юридическое закрепление в специальном Положении о службе в органах внутренних дел Рос­сийской Федерации (с изм. на 25 июля 2002 г.). Можно выделить

четыре основные характерные особенности этой разновидности государственной службы: особенности в поступлении на службу и увольнении со службы, особенности в прохождении службы, наличие социально-экономических и правовых льгот и гарантий, предостав­ление сотрудникам милиции и военнослужащим внутренних войск определенных административных полномочий в процессе осуществ­ления их служебной деятельности.

Особенности в поступлении на службу и увольнении со службы сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации проявля­ются прежде всего в условиях приема на службу в органы внутренних дел и предъявляемых при этом повышенных требованиях.

На службу в органы внутренних дел принимаются в доброволь­ном порядке российские граждане не моложе 18 и не старше 40 лет, а на службу в милицию--не старше 35 лет, способные по своим де­ловым, личным и нравственным качествам, образованию и состо­янию здоровья выполнять служебные обязанности. На должности рядового и младшего начальствующего состава органов внутренних дел принимаются граждане, имеющие образование не ниже сред­него, а на должности среднего и старшего начальствующего соста­ва—имеющие соответствующее среднее специальное или высшее образование. При этом российский гражданин не может быть при­нят на службу в органы внутренних дел, если он имел или имеет су­димость.

Особенности прохождения службы в органах внутренних дел заклю­чаются в том, что их сотрудники принимают присягу, им присваива­ются специальные звания по всем должностям рядового и начальству­ющего состава, а главная особенность —в повышенных требованиях к профессиональной подготовке и дисциплине всех сотрудников ор­ганов внутренних дел. В необходимых случаях сотрудники органов внутренних дел могут привлекаться к выполнению служебных обя­занностей сверх установленного времени, а также в ночное время, в выходные и праздничные дни.

В целях укомплектования органов внутренних дел высоко­квалифицированными специалистами МВД РФ осуществляет про­фессиональную подготовку своих сотрудников, которая включает в себя специальное первоначальное обучение, периодическую провер­ку на пригодность к действиям в условиях, связанных с применени­ем физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Организация и содержание профессиональной подготовки определя­ются Министерством внутренних дел РФ.

Правовые и социально-экономические гарантии и льготы для сотрудников также являются особенностью службы в органах внут­ренних дел по сравнению с гражданскими государственными служа­щими. При исполнении служебных обязанностей сотрудник органов внутренних дел находится под защитой государства. Никто, кроме органов и должностных лиц, прямо уполномоченных на то законом,

не вправе вмешиваться в его деятельность. Отмена или изменение решения, принятого сотрудником органов внутренних дел при осу­ществлении служебных обязанностей, сами по себе не влекут его ответственности, если они не явились результатом преднамеренно­го нарушения закона. За образцовое же исполнение обязанностей и достигнутые высокие результаты в службе для сотрудников органов внутренних дел предусматриваются различные виды поощрений, в том числе и такие специфические, как награждение нагрудным зна­ком, именным оружием, досрочное присвоение очередного специ­ального звания, которые не применяются в системе государственной гражданской службы.

Для добросовестного и активного отношения сотрудников орга­нов внутренних дел к выполнению своих обязанностей в долгосроч­ном плане Положение о службе в органах внутренних дел предусмат­ривает применение различных мер стимулирования: дополнительные отпуска, государственное личное и дополнительное социальное стра­хование, льготы, гарантии и компенсации, а.также денежные ком­пенсации расходов по оплате жилой (обшей) площади, коммуналь­ных услуг, абонентской платы за пользование телефоном.

Административные полномочия сотрудников милиции и военнослужа­щих внутренних войск в процессе осуществления служебной деятельности регламентируются Законом РФ «О милиции» (ст. 11—16), Федеральным законом «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Россий­ской Федерации» (ст. 24—30) и Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ). На основе и в соот­ветствии с этим и иным федеральным законодательством в целях вы­полнения своих задач и обязанностей, возложенных законом на мили­цию и внутренние войска, их сотрудники имеют право на применение необходимых административно-предупредительных и контрольно-пре­дупредительных мер (проверка у граждан документов, удостоверяющих их личность; временное запрещение или ограничение движения транс­порта на определенных участках, использование транспортных средств организаций и граждан для проезда к месту чрезвычайных обстоя­тельств, различного рода осмотры, досмотры, блокирования и оцепле­ние зданий, сооружений, отдельных участков местности и другие меры), участие в реализации административно-восстановительных мер (напри­мер, при сносе самовольно возведенных строений, при административ­ном выселении лиц, самоуправно занявших жилые помещения), приме­нение мер административного пресечения и обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, а также применение мер административных наказаний к лицам, виновным в совершении ад­министративных правонарушений.

Сотрудники милиции и военнослужащие внутренних войск име­ют право применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, для пресечения преступлений и административных правона­рушений, задержания лиц, их совершивших, преодоления противодействия законным требованиям, если ненасильственные способы не обеспечивают выполнения возложенных на них обязанностей.

Применять имеющиеся на вооружении милиции и внутренних войск специальные средства (резиновые палки, слезоточивый газ, на­ручники, светозвуковые средства отвлекающего воздействия, средства разрушения преград, принудительной остановки транспорта, водоме­ты и бронемашины, специальные окрашивающие средства, электро­шоковые устройства) они могут в следующих случаях: для отражения нападения на граждан и сотрудников органов внутренних дел, для пресечения оказываемого им сопротивления; для задержания лиц, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они намерены оказать вооруженное сопротивление; для доставления задерживаемых лиц в милицию, конвоирования и охраны задержан­ных, а также лиц, подвергнутых административному аресту и заклю­ченных под стражу, когда они своим поведением дают основание полагать, что могут совершить побег либо причинить вред окружаю­щим или себе или оказывают противодействие сотруднику милиции; для освобождения насильственно удерживаемых лиц; захвата зданий, помещений, сооружений, транспортных средств и земельных учас­тков; для пресечения массовых беспорядков и групповых действий, нарушающих работу транспорта, связи и организаций; для останов­ки транспортного средства, водитель которого не выполнил требова­ние сотрудника милиции остановиться; для выявления лиц, совер­шающих или совершивших преступления. Перечень специальных средств, состоящих на вооружении милиции и внутренних войск, а также правила их применения устанавливаются Правительством РФ. Сотрудники органов внутренних дел имеют право применять табель­ное огнестрельное оружие лично или в составе подразделения в уста­новленных законом случаях.

В целях пресечения административного правонарушения, уста­новления личности нарушителя, составления протокола об админис­тративном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административ­ном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления уполномоченное лицо вправе в пределах своих полномочий применять меры обеспечения производства по делу об административном правона­рушении: 1) доставление; 2) административное задержание; 3) личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице; осмотр принадлежащих юридическому лицу по­мещений, территорий, находящихся там вещей и документов; 4) изъя­тие вещей и документов; 5) отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида; 6) медицинское освидетельствование на состояние опьянения; 7) задержание транспортного средства, запре­щение его эксплуатации; 8) арест товаров, транспортных средств и иных вещей; 9) привод (см. главу 27, ст. 27.1—27.15 КоАП РФ).

На основании ч. 1 ст. 23.3 КоАП РФ органы внутренних дел (ми­лиция) рассматривают дела об административных правонарушени­ях, предусмотренных ст. 6.8, 8.22. 8.23, 10.4, 10.5, ч. 1, 3, 4 и 5 ст. 11.1, ст. 11.9, 11.14, 11.15, ч. 1, 2 и 3 ст. 11.17, ст. 11.23, 12.1, 12.2, 12.3, 12.4-12.34, 13.24, 18.8, 18.9, 19.2. 19.15-19.18, 19.22, 19.24, 20.1, 20.8, 20.10-20.14, 20.16, 20.17, 20.20, 20.21, ч. 1 ст. 20.23, ст. 20.24.

В соответствии с ч. 4 ст. 28.3 КоАП РФ Министерство внутрен­них дел РФ установило Перечень должностных лиц органов внутрен­них дел Российской Федерации и военнослужащих внутренних войск МВД России, уполномоченных составлять протоколы об админист­ративных правонарушениях, предусмотренных Кодексом РФ об ад­министративных правонарушениях.

Сотрудники дежурных частей (дежурных смен дежурных частей) всех уровней системы органов МВД России уполномочены состав­лять протоколы по делам об административных правонарушениях, предусмотренных следующими статьями (частями статей) КоАП РФ:

5.10, 5.11, 5.14, 5.15, 5.21, 5.35-5.43, 6.3, 6.6, 6.7, 6.9-6.14, 7.1, ч. 2 и
3 ст. 7.2, ст. 7.3-7.9, 7.11-7.15, 7.17-7.20, 7.27, 8.2, 8.3, 8.5, 8.6, ч. 1 и
3-5 ст. 8.13, ч. 2 ст. 8.17, ст. 8.21, 8.28-8.32, ч. 1 и 2 ст. 8.37, ст. 9.4, ч. 1
ст. 9.5, ст. 9.7, 9.10, 10.2, 10.3, ч. 2ст. 11.1, ч. 1, Зи4ст. 11.3. ч. 2 ст. 11.6,
ст. 11.16,4. 4 и 5 ст. 11.17, ст. 11.21, 11.22, 11.25-11.29, ст. 13.1-13.4,13.10,
ч. 1 и 2 ст. 13.12, ст. 13.13-13.15, 13.21, 14.1-14.5. 14.7, 14.10-14.18, 15.1,
15.2, 15.12-15.24, 17.1-17.3, 17.7, 17.9-17.13, 18.2-18.4, 18.10-18.14,

19.1, 19.3-19.7, 19.П-19.14, 19.19-19.21, 19.23, 20.2-20.6, 20.9, 20.15,

20.18, 20.19, 20.22, ч. 2 ст. 20.23, ст. 20.24 (в отношении частных
детективов (охранников)), ст. 20.25.

Участковые уполномоченные милиции при выполнении возло­женных на них в установленном порядке служебных обязанностей уполномочены состаатять протоколы об административных правона­рушениях, предусмотренных следующими статьями КоАП РФ: 5.10,

5.11, 5.14, 5.15, 5.35-5.39, 5.41, 5.43, 6.3, 6.6, 6.7, 6.9-6.12, 7.1, ч. 2 и
3 ст. 7.2, ст. 7.3-7.9, 7.11, 7.13-7.15, 7.17-7.20, 7.27, 8.2, 8.3, 8.6, ч. 1 и
3-5 ст. 8.13, ст. 8.21, 8.28-8.32, ч. I и 2 ст. 8.37, ч. 1 ст. 9.5, ст. 9.7, 9.10,

10.2, 10.3. ч. 2 ст. 11.1, ч. 2 ст. 11.6, ст. 11.21, 11.22. ст. 13.1-13.3, 13.21.
14.1-14.5, 14.7, 14.10, 14.15-14.16, 15.12, 17.10-17.12, 18.2, 18.10-18.12,
19.1, 19.4-19.5, 19.11, 19.13, 19.21, 19.23, 20.2-20.6, 20.9, 20.15, 20.18,

20.19, 20.22, 20.25.

Сотрудники органов внутренних дел, замещающие должности среднего и старшего начальствующего состава в подразделениях ор­ганов внутренних дел на транспорте уполномочены составлять про­токолы об административных правонарушениях, предусмотренных следующими статьями (частями статей) КоАП РФ: 7.27, 9.7, 9.10, ч. 2 ст. 11.1,4. 1,3, 4 ст. 11.3, ч. 2 ст. 11.6, ст. 11.16, ч. 4, 5 ст. 11.17, ст. 18.10-18.12, 19.1, 19.23,20.18.

Сотрудники патрульно-постовой службы милиции общественной безопасности, а также лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел при несении службы в составе патрульно-пос­товых нарядов уполномочены составлять протоколы об админист­ративных правонарушениях, предусмотренных статьями КоАП РФ: 17.11, 17.12, 19.3, 20.3, 20.5, 20.18-20.19, 20.22.

Сотрудники Государственной инспекции безопасности дорож­ного движения уполномочены составлять протоколы об админист­ративных правонарушениях, предусмотренных следующими статья­ми КоАП РФ: 8.2, 8.3, 10.2, 10.3, 11.21, 11.22, 11.25-11.29, 19.13, ч. 1 ст. 19.19, 19.23, 20.18.

Государственные инспекторы безопасности дорожного движения уполномочены составлять протоколы об административных правона­рушениях, предусмотренных следующими статьями КоАП РФ: ч. 1 ст. 19.4,ч. 1ст. 19.5,ч. 2 ст. 19.19.

Государственные инспекторы дорожного надзора уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях, пре­дусмотренных следующими статьями КоАП РФ: 5.43, 9.4, 14.3, 19.1, ч. 1 ст. 19.4, ч. 1 ст. 19.5.

Сотрудники вневедомственной охраны уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотрен­ных следующими статьями КоАП РФ: 7.27, 20.3, 20.5, 20.18-20.19, 20.22. Статьи 7.27, 8.37, 9.7, 11.29 (в части перевозки оружия, патронов, взрывчатых и пиротехнических материалов), ч. 2 и 3 ст. 14.1.

Сотрудники подразделений лицензионно-разрешительной ра­боты и контроля за частной детективной и охранной деятельностью уполномочены на составление протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных следующими статьями КоАП РФ: 14.2-14.5, 14.7, 14.10, 14.15, 15.12, 17.10, 17.12, 19.1, ч. 1 ст. 19.4, ч. 1 ст. 19.5, 19.14, 19.19, 19.20, 19.23, 20.3-20.5, 20.9, 20.15, ч. 2 ст. 20.23, ст. 20.24 (в отношении частных детективов (охранников)).

Сотрудники подразделений милиции общественной безопасно­сти по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнения административного законодательства уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях, пре­дусмотренных следующими статьями КоАП РФ: 6.14, 7.12, 7.19, 7.20, 7.27, 14.1-14.5, 14.7, 14.10, 14.15-14.18, 15.1, 15.2, 15.12, 18.10, 18.13, 19.1, 19.14, 19.19, 19.20, 19.23, 20.15, 20.23.

Сотрудники подразделений органов внутренних дел по борьбе с экономическими преступлениями и подразделений по борьбе с орга­низованной преступностью уполномочены на составление протоко­лов об административных правонарушениях, предусмотренных сле­дующими статьями КоАП РФ: 6.14, 7.12, 7.19-7.20, 7.27, 14.1-14.5, 14.7, 14.10-14.18, 15.1, 15.2, 15.12-15.24, 19.20.

Сотрудники специальных приемников для содержания лиц, арестованных в административном порядке, уполномочены состав­лять протоколы об административных правонарушениях, предусмот­ренных ст. 20.25 КоАП РФ.

Сотрудники подразделений по делам несовершеннолетних уполномочены составлять протоколы об административных правона­рушениях, предусмотренных следующими статьями КоАП РФ: 5.35— 5.37, 6.7, 6.10, 6.11-6.12, 7.17, 7.27, 14.2, 14.15, 19.13, 20.3, 20.22.

Сотрудники паспортно-визовых подразделений органов внутрен­них дел уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 18.10—18.12, 19.23 КоАП РФ.

Федеральные государственные служащие ФМС МВД России и подразделений по делам миграции МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях. предусмотренных следующими статьями (и частями статей) КоАП РФ: ч. 2 и 3 ст. 14.1, ст. 17.7, 17.9, 18.8-18.13, ч. 1 ст. 19.4, ч. 1 ст. 19.5, ст. 19.6—19.7, 19.20.

Сотрудники органов внутренних дел, замещающие должнос­ти среднего, старшего и высшего начальствующего состава органов внутренних дел в ФМС МВД России и подразделениях по делам миг­рации МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, уполно­мочены составлять протоколы об административных правонаруше­ниях, предусмотренных следующими статьями (и частями статей) КоАП РФ: ч. 2 и 3 ст. 14.1, ст. 18.10-18.13, 19.20.

Сотрудники органов внутренних дел, осуществляющие произ­водство по делам об административных правонарушениях, уполномо­чены составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 17.7, 17.9, 19.6, 19.7 КоАП РФ.

Сотрудники милиции, исполняющие обязанности но охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, уполномочены составлять протоколы об административных правона­рушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ.

Офицеры органов управления, соединений, воинских частей, во­енных образовательных учреждений высшего профессионального об­разования и учреждений внутренних войск МВД России, дежурные по органам управления, соединениям, воинским частям, военным образовательным учреждениям высшего профессионального обра­зования, учреждениям и войсковым нарядам внутренних войск, ко­менданты, их заместители, дежурные помощники комендантов внут­ренних войск, а при отсутствии вышеуказанных должностных лиц в местах несения боевой службы — начальники караулов и войсковых нарядов внутренних войск уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных следующи­ми статьями КоАП РФ: 17.7, 17.9, ч. 1 ст. 19.3, ч. 3 ст. 20.2, ст. 20.5, 20.13, 20.17—20.19, а также ст. 20.27 при осуществлении контртерро­ристической операции.

На основании протокола об административном правонаруше­нии, составленного уполномоченным на то должностным лицом, виновные в их совершении лица привлекаются к административной ответственности. В соответствии с ч. 2 ст. 23.3 КоАП РФ рассматри вать дела об административных правонарушениях от имени органов внутренних дел (милиции) по перечисленным в этой части конкрет­ным статьям КоАП РФ вправе: начальники территориальных уп­равлений (отделов) внутренних дел и приравненных к ним органов внутренних дел, их заместители, начальники территориальных от­делов (отделений) милиции, их заместители; начальники линейных управлений (отделов, отделений) внутренних дел на транспорте, их заместители; начальники дежурных смен дежурных частей органов внутренних дел на транспорте; начальники государственной инс­пекции безопасности дорожного движения, их заместители, сотруд­ники государственной инспекции безопасности дорожного движе­ния, имеющие специальные звания; государственные инспектора безопасности дорожного движения и государственные инспектора дорожного надзора; старшие участковые инспектора, участковые инспектора (всего перечислено девять пунктов различных кате­горий должностных лиц органов внутренних дел, которые вправе рассматривать дела об административных правонарушениях от име­ни этих органов).

Тема 15.2. Организация государственного управления в сфере юстиции в Российской Федерации

/. Общая социально-правовая характеристика сферы юстиции как объекта государственного управления

Традиционно к сфере юстиции относится государственная дея­тельность судов по осуществлению правосудия, организационное обеспечение судебной деятельности (кадры, финансирование, мате­риально-техническое оснащение, делопроизводство, судебная ста­тистика и т. д.), а также сопровождающие правосудие и способст­вующие ему другие виды юридической деятельности —адвокатуры, судебно-экспертных учреждений, органов ЗАГСа, нотариата и неко­торых других органов и учреждений, осуществляющих аналогичные функции.

Современное, более широкое понимание термина и понятия «сфера юстиции», вытекающее из конституционного принципа пос­троения в Российской Федерации правового государства наряду с вышеперечисленными видами деятельности, включает в себя ряд основных направлений реализации правовой политики государства через систему органов и учреждений юстиции, действующих в сфе­ре государственной исполнительной власти, которые согласно Кон­цепции реформирования органов и учреждений юстиции Россий­ской Федерации (СЗ РФ. 1996. № 42. Ст. 4806) определяются как: участие в правовом обеспечении нормотворческой деятельности; государственная регистрация ведомственных нормативных актов;

государственная регистрация юридических лиц, актов гражданско­го состояния, прав на недвижимость и сделок с ней; регулирование сферы правового обслуживания; обеспечение судебной деятельнос­ти; контроль за исполнением законодательства; правовая инфор­матизация; руководство системой органов и учреждений юстиции; развитие судебно-экспертных, научных и образовательных учрежде­ний юстиции.

Особое и определяющее место в сфере юстиции занимает судеб­ная власть, осуществляемая судами и судьями посредством консти­туционного, гражданского, административного и уголовного судо­производства. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (в редакции от 5 апреля 2005 г.). Судебную систему Российской Федерации со­ставляют федеральные суды (Конституционный Суд РФ, федераль­ные суды обшей компетенции —от Верховного Суда РФ до район­ного суда, а также военные и специализированные суды. Высший Арбитражный Суд РФ с федеральными арбитражными судами окру­гов и арбитражными судами субъектов РФ) и суды субъектов Россий­ской Федерации —конституционные (уставные) суды субъектов РФ и мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов РФ. При этом вся судебная власть самостоятельна и действует неза­висимо от законодательной и исполнительной властей.

Судьи федеральных судов всех видов и уровней, судьи судов субъектов Российской Федерации образуют судейское сообщество, члена­ми которого являются все судьи федеральных судов и судов субъектов Российской Федерации. Для выражения интересов судей как носи­телей судебной власти формируются и действуют органы судейского сообщества. На основании Закона РФ от 14 марта 2002 г. № 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» (в ре­дакции от 2 февраля 2006 г.) органами судейского сообщества яв­ляются: Всероссийский съезд судей; конференции судей субъектов Российской Федерации; Совет судей Российской Федерации; сове­ты судей субъектов Российской Федерации; общие собрания судей судов; Высшая квалификационная коллегия судей Российской Фе­дерации; квалификационные коллегии судей субъектов Российской Федерации. Деятельность органов судейского сообщества регулиру­ется актами (регламентами, положениями), принимаемыми этими органами, а порядок формирования и компетенция каждого из них закреплены вышеназванным Законом РФ (ст. 6—14). Организа­ционное обеспечение деятельности судов общей юрисдикции, т. е. мероприятия кадрового, финансового, материально-технического и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия (т. е. функции государс­твенного судебного управления), возложено на Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации, который согласно Фе­деральному закону от 8 января 1998 г. № 7-ФЗ «О Судебном депар­таменте при Верховном Суде Российской Федерации» (в редакции от 2 марта 2007 г.) является федеральным государственным органом, осуществляющим организационное обеспечение деятельности вер­ховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных ок­ругов, районных судов, военных и специализированных судов, орга­нов судейского сообщества, а также финансирование мировых судей. Обеспечение деятельности Верховного Суда Российской Федерации осуществляется аппаратом этого суда.

Судебный департамент, а также управления (отделы) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации и создаваемые им органы учреждения образуют систему Судебного департамента. Струк­тура Судебного департамента включает в себя: главное управление организационно-правового обеспечения деятельности судов; главное управление обеспечения деятельности военных судов; главное финан­сово-экономическое управление; управление государственной службы и кадрового обеспечения; контрольно-ревизионное управление; управ­ление делами; управление капитального строительства, эксплуатации зданий и сооружений; отдел учебных и образовательных учреждений; отдел международно-правового сотрудничества.

Судебный департамент организационно обеспечивает деятель­ность верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, военных и специализированных су­дов, органов и учреждений Судебного департамента, а также Всерос­сийского съезда судей и образуемых им органов судейского сообщес­тва; управляет органами и учреждениями Судебного департамента; определяет потребность судов в кадрах, обеспечивает работу по от­бору и подготовке кандидатов на должности судей, взаимодействует с образовательными учреждениями, осуществляющими подготовку и повышение квалификации судей и работников аппаратов судов; раз­рабатывает научно-обоснованные нормативы нагрузки судей и работ­ников аппаратов судов; ведет статистический и персональный учет судей и работников аппаратов судов, а также работников органов и учреждений Судебного департамента; ведет судебную статистику, ор­ганизует делопроизводство и работу архивов судов, взаимодействует с органами юстиции при составлении сводного статистического от­чета; принимает меры по материально-техническому и иному обес­печению деятельности органов и учреждений Судебного департамен­та, организует проведение научных исследований в области судебной деятельности и финансирует их; принимает во взаимодействии с судами, органами судейского сообщества и правоохранительными органами меры по обеспечению независимости, неприкосновеннос­ти и безопасности судей, а также безопасности членов их семей; ор­ганизует материальное и социальное обеспечение судей, в том числе

пребывающих в отставке, и работников аппаратов судов; взаимодейс­твует с адвокатурой, правоохранительными и другими государствен­ными органами по вопросам надлежащего обеспечения деятельности судов и ряд других функциональных полномочий, перечисленных в ст. 6 Федерального закона «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации». Судебный департамент возглавля­ет Генеральный директор Судебного департамента, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Председателем Верховно­го Суда РФ с согласия Совета судей Российской Федерации. Матери­альное и социальное обеспечение ему предоставляется на условиях, установленных для федерального министра. Работники аппарата Су­дебного департамента и работники органов и учреждений Судебного департамента являются государственными служащими, им присваи­ваются классные чины и другие специальные звания в соответствии с федеральным законодательством.

Органами Судебного департамента в субъектах Российской Феде­рации являются управления (отделы) Судебного департамента, кото­рые подчиняются Генеральному директору Судебного департамента и подотчетны совету судей субъекта Российской Федерации. Управ­ление (отдел) Судебного департамента осуществляет организацион­ное обеспечение деятельности районных судов, органов судейского сообщества субъекта Российской Федерации, а также финансирова­ние мировых судей.

Управление (отдел). Судебного департамента осуществляет под­бор кандидатов на должности судей в соответствии с требованиями Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» (в редакции от 31 января 2008 г.); организует и обеспечивает работу экзаменаци­онной комиссии по приему квалификационного экзамена на долж­ность судьи; ведет судебную статистику, организует делопроизводс­тво и работу архивов судов; осуществляет финансирование районных судов и квалификационной коллегии судей в субъекте РФ, контро­лирует расходование ими бюджетных средств, проводит ревизии их финансово-хозяйственной деятельности; обеспечивает районные суды программно-аппаратными средствами, необходимыми для веде­ния судопроизводства и делопроизводства, материально-технически­ми, транспортными средствами, организует строительство, ремонт и технической оснащение зданий и помещений районных судов; при­нимает во взаимодействии с судами, органами судейского сообщества и правоохранительными органами меры по обеспечению независи­мости, неприкосновенности и безопасности судей и членов их семей; организует материальное и социальное обеспечение судей районных судов, в том числе пребывающих в отставке, и работников аппаратов районных судов и некоторые другие функциональные полномочия.

Управление (отдел) Судебного департамента возглавляет началь­ник, который назначается на должность и освобождается от долж­ности Генеральным директором Судебного департамента по согласованию с председателем верховного суда республики, краевого, областного суда, советом судей субъекта Российской Федерации, а также с органами государственной власти субъекта РФ в порядке, ус­тановленном законом этого субъекта Российской Федерации.

Деятельность верховного суда республики, краевого, областного, районного суда организационно обеспечивает администратор соответствующего суда, который назначается на должность и освобож­дается от должности начальником главного управления организаци­онно-правового обеспечения деятельности судов по представлению председателя соответствующего суда, а администратор районного суда--начальником управления (отдела) Судебного департамента по представлению председателя районного суда.

Администратор суда принимает меры по организационному обес­печению деятельности суда, подготовке и проведению судебных засе­даний; принимает меры по обеспечению надлежащих материальных и бытовых условий для судей и работников аппарата суда; осуществля­ет информационно-правовое обеспечение деятельности суда, органи­зует ведение судебной статистики, делопроизводства, работу архива и некоторые другие организационно-функциональные полномочия.

Кроме судебной деятельности, к сфере юстиции в традиционном понимании этого термина и понятия относятся также адвокатская и нотариальная деятельность, организационное руководство которыми со стороны государства имеет свои специфические особенности.

В соответствии с Законом РФ от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об ад­вокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (в редакции от 3 декабря 2007 г.) адвокатской деятельностью является квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профес­сиональной основе лицами, получившими статус адвоката в поряд­ке, установленном настоящим Федеральным законом, физическим и юридическим лицам (доверители) в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию. Адвокатс­кая деятельность не является предпринимательской и не является адвокатской деятельностью юридическая помощь, оказываемая: ра­ботниками юридических служб организаций, а также работниками органов государственной власти и органов местного самоуправления; участниками и работниками организаций, оказывающих юридичес­кие услуги, а также индивидуальными предпринимателями; нотари­усами, патентными поверенными, за исключением случаев, когда в качестве патентного поверенного выступает адвокат, либо другими лицами, которые законом специально уполномочены на ведение сво­ей профессиональной деятельности. Адвокатом является лицо, полу­чившее в установленном законом порядке статус адвоката и право осуществлять адвокатскую деятельность. Адвокат является незави­симым советником по правовым вопросам.

Адвокатура является профессиональным сообществом адвокатов и как институт гражданского общества не входит в систему органов

государственной власти и органов местного самоуправления. Адво­катура действует на основе принципов законности, независимости, самоуправления, корпоративности, а также принципа равноправия адвокатов. Закон предусматривает различные формы организации адвокатской деятельности и адвокатуры. Формами адвокатских об­разований являются: адвокатский кабинет, коллегия адвокатов, ад­вокатское бюро и юридическая консультация. При этом адвокат вправе самостоятельно избирать форму адвокатского образования и место осуществления адвокатской деятельности. Он лишь обязан в установленном законом порядке уведомить совет адвокатской палаты об избранной форме адвокатского образования и месте осуществле­ния адвокатской деятельности.

Органами внутрикорпоративного самоуправления профессио­нальным сообществом адвокатов выступают: адвокатские палаты субъектов Российской Федерации, собрания (конференции) адвока­тов, советы адвокатских палат, ревизионные комиссии адвокатских палат, квалификационные комиссии, Федеральная палата адвокатов Российской Федерации, Всероссийский съезд адвокатов, Совет Фе­деральной палаты адвокатов.

Адвокатская палата субъекта Российской Федерации является некоммерческой организацией, основанной на обязательном членс­тве адвокатов одного субъекта РФ. Адвокатская палата не вправе осуществлять адвокатскую деятельность от своего имени, а также за­ниматься предпринимательской деятельностью. Образуется адвокат­ская палата учредительным собранием (конференцией) адвокатов и подлежит государственной регистрации, осуществляемой на основа­нии решения учредительного собрания (конференции) адвокатов и в порядке, установленном федеральным законодательством о государс­твенной регистрации юридических лиц. На территории субъекта Рос­сийской Федерации может быть образована только одна адвокатская палата, которая не вправе образовывать свои структурные подразде­ления, филиалы и представительства на территориях других субъек­тов РФ. Образование межрегиональных и иных межтерриториальных адвокатских палат не допускается.

Высшим органом адвокатской палаты субъекта Российской Фе­дерации является собрание адвокатов. Если численность адвокатской палаты превышает 300 человек, высшим органом адвокатской палаты является конференция адвокатов. Собрание (конференция) адвока­тов созывается не реже одного раза и год и считается правомерным, если в его работе принимают участие не менее двух третей членов ад­вокатской палаты (делегатов конференции).

Совет адвокатской палаты является коллегиальным исполнитель­ным органом адвокатской палаты, избирается собранием (кон­ференцией) адвокатов тайным голосованием в количестве не более 15 человек из состава членов адвокатской палаты. Собрание (конфе­ренция) адвокатов обновляет состав совета один раз в два года не менее чем на одну треть. Совет адвокатской палаты избирает из своего состава президента адвокатской палаты сроком на четыре года и по его представлению одного или нескольких вице-президентов сроком на два года, определяет полномочия президента и вице-президентов; определяет нормы представительства на конференцию; принима­ет решения о создании по представлению органов государственной власти субъекта Российской Федерации юридических консультаций; направляет адвокатов для работы в юридических консультациях в со­ответствии с порядком, определенным собранием (конференцией) адвокатов; финансирует деятельность юридических консультаций и работающих в них адвокатов в соответствии со сметой, утвержденной собранием (конференцией) адвокатов; определяет порядок выплаты вознаграждения за счет средств адвокатской палаты адвокатам, ока­зывающим юридическую помощь российским гражданам бесплатно; представляет адвокатскую палату в органах государственной власти, органах местного самоуправления, общественных объединениях и в иных организациях; защищает социальные и профессиональные права адвокатов; осуществляет и некоторые иные предусмотренные законодательством функциональные полномочия.

Для осуществления контроля за финансово-хозяйственной дея­тельностью адвокатской палаты и ее органов избирается ревизионная комиссия из числа адвокатов, сведения о которых внесены в регио­нальный реестр соответствующего субъекта Российской Федерации.

Для приема квалификационных экзаменов у лиц, претендующих на присвоение статуса адвоката, а также для рассмотрения жалоб на действия (бездействие) адвокатов создается квалификационная комис­сия сроком на два года в количестве 13 человек по следующим нор­мам представительства: Г) от адвокатской палаты —семь адвокатов. При этом адвокат—член комиссии должен иметь стаж адвокатской деятельности не менее пяти лет; 2) от территориального органа юсти­ции—два представителя; 3) от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Фе


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: