Макет комнаты можно использовать по-разному: как настольный театр, в котором дети могут разыграть историю на предложенную тему, например: «Мама ненадолго ушла, и дети остались дома одни...», причем каждый ребенок может предложить свою историю или разыграть ее со сверстниками попарно, втроем. А также можно им предложить придумать историю вместе с родителями дома, как контрольное и обобщающее занятие, которым можно проверить, насколько хорошо дети овладели содержанием предыдущих тем («Пожароопасные предметы», «Контакты с незнакомыми людьми»).
Для расширения общения детей разного возраста с взаимообучающей целью по результатам коллективного обсуждения в группе можно выбрать наиболее удачный макет и наиболее интересную историю, а затем показать этот настольный театр младшим детям с последующим обсуждением и повторением основных правил безопасного поведения дома.
Для развития творческого воображения и фантазии, художественных способностей детей им можно предложить придумать и дополнить персонажами и предметами комнату в соответствии с усложняющимся сюжетом (например, вором и милиционером, врачом, пожарным).
Тема 13
Взаимосвязь и взаимодействие в природе
Цель. Развить у детей понимание того, что планета Земля — наш общий дом, в котором живут звери, птицы, рыбы, насекомые, а человек — часть природы; что на жизнь и здоровье человека и животных влияют чистота водоемов, почвы и воздушной среды.
Материал. Цветные карандаши (фломастеры, акварель, гуашь); тетрадь 2.
Расскажите детям
Человек, считая себя хозяином Земли, много-много лет использовал для своего блага все, что его окружает — леса, моря, горы, реки, недра, животных и птиц. Но он оказался плохим хозяином, перестал заботиться о планете: уничтожал леса, истреблял рыб, птиц и зверей. Люди не беспокоились о том, что заводские трубы загрязняют воздух и водоемы, а в городе и сельской местности накапливается много мусора. И в результате некоторые породы животных и многие виды растений могут исчезнуть совсем — так мало на Земли их осталось.
Работа с рабочей тетрадью (тетрадь 2)
Задание 1. Предложите детям внимательно рассмотреть сюжетные картинки верхнего ряда и последовательно обсудите их с ними.
Организуйте беседу
Последовательно задайте детям вопросы.
Луг
• Чем первая картинка отличается от третьей? Найдите различия.
• Почему на последней картинке мальчик остался без меда?
• Кто «делает» для людей мед?
• Какова связь между второй и третьей картинками? (Почему уничтожение цветов привело к отсутствию меда?)
Лес
• Чем первая картинка отличается от третьей? Найдите различия.
• Почему на третьей картинке лес почернел?
• Кто очищает лес от вредных насекомых?
• Какова связь между второй и третьей картинками? (Роль птиц в очищении леса от насекомых.)
Река
• Чем первая картинка (верхнего ряда на следующем развороте страниц) отличается от третьей? Найдите различия.
• Почему погибла рыба? (Третья картинка)
• Какова связь между второй и третьей картинками? (Чистота водоемов влияет на жизнь рыб.)
Поляна
• Чем первая картинка (нижний ряд) отличается от третьей? Найдите различия.
• Почему почернело дерево и исчезла трава?
• Какова связь между второй и третьей картинками? (Опасность разведения костра в лесу.)
Поэзия
Прочитайте детям стихотворение и пословицу. Разговор с пчелой
Меня ужалила пчела.
Я закричал: «Как ты могла?!»
Пчела в ответ: «А ты как мог
Сорвать любимый мой цветок?
Ведь он мне был уж-жасно нуж-жен:
Я берегла его на уж-жин!»
(Марина Бородицкая)