Задание 10. Предложите каждому ребенку нарисовать свой «страх» в самом большом квадрате: «Нарисуй здесь, чего ты боишься». А теперь пусть он нарисует его в Квадрате поменьше. Так, дойдя до самого маленького квадратика, ребенок постепенно «уничтожает» свой страх, испытывает удовлетворение и облегчение от того, что так его уменьшил, сделал почти (или полностью) неопасным.
На заметку воспитателю
Учтите, что данное занятие лучше проводить с ребенком индивидуально, а в крайнем случае с маленькой (три-четыре человека) подгруппой детей.
Внимательно наблюдайте за детьми. Определите для себя, с кем из них имеет смысл продолжить подобную работу по коррекции страхов. Для этого используйте следующие варианты.
• Пусть ребенок изобразит свой «страх» на листке бумаги, а затем уничтожит его — медленно разорвет этот листок пополам, еще пополам, и так до мелких кусочков.
• «Уничтожить страх» можно, закрашивая или зачеркивая его изображение до полного исчезновения. Такие действия, безусловно, улучшат эмоциональное состояние некоторых детей.
Старайтесь избегать крайностей. Не стремитесь воспитывать у детей «абсолютное бесстрашие». Допускайте здоровую долю страха, которая защитит ребенка от реальной опасности (например, боязнь высоты остановит его в ситуации риска).
Прочитайте детям стихотворение С. Маршака «Чего боялся Петя?»
Тема 35
Конфликты между детьми
Цель. Научить детей самостоятельно разрешать межличностные конфликты, учитывая при этом состояние и настроение другого человека, а также пользоваться нормами- регуляторами (уступить, договориться, соблюсти очередность, извиниться).
Материал. Цветные карандаши (фломастеры), тетрадь 3.
На заметку воспитателю
Каждый педагог знает, что ребенок проводит большую часть времени в дошкольном учреждении и порой испытывает серьезные психические нагрузки от постоянного контакта со взрослыми и сверстниками. Часто возникающие ссоры и споры между детьми несут в себе реальную угрозу не только их эмоциональному, но и физическому здоровью, поскольку нередко кончаются дракой. Воспитатель обычно стремится своевременным вмешательством предотвратить драку, остановить ссору. Значительно реже педагоги учат, как детям самим выходить из конфликтных ситуаций.