Метод науки

Под методом науки понимают способ изучения предмета иссле­дования. Метод является научным, если отражает объективные за­коны действительности, основывается на практике, непрерывном изучении и обобщении опыта.

Основополагающим методом исследований является диалекти­ческий, предполагающий рассмотрение явлений (процессов) во взаимосвязи и взаимообусловленности, постоянном развитии, че­рез борьбу противоположностей, переход количественных изме­нений в качественные.

Научное познание проходит последовательно ряд стадий: по­становка проблемы (определение предмета исследования); на­копление факторов, их оценка и теоретическое обобщение; вы­движение предположений (научных идей), определение гипоте­зы или гипотез (отбор научно обоснованных предположений); выявление закономерностей (неустойчивых причинно-след­ственных связей, когда причины не всегда приводят к одному и тому же следствию); проверка на практике (убеждение, что при исследовании приняты во внимание все причины и выявленные закономерности подтверждены); формулирование законов (по­стоянно устойчивых причинно-следственных связей); построе­ние теории (теорий).

В исследовании может быть применено два способа: индукция, при котором от знания отдельных однородных фактов (случаев) идут к обобщению, выводят общее правило — от частного к обще­му; дедукция, когда из общих положений, правил, законов выявля­ют менее общие — от общего к частному.

Любой предмет исследования отличается сложной структурой, представляет совокупность множества элементов (результат взаимодействия большого числа факторов), которые в целом трудно охватить, поэтому возникает необходимость изучать каждый эле­мент (фактор) в отдельности. Прием исследования, состоящий в расчленении целого на составные элементы, называют анализом. После изучения отдельного элемента для обобщающего заключе­ния необходимо исследовать составляющие в совокупности, во взаимодействии. Прием исследования, заключающийся в соеди­нении отдельных элементов в единое целое, носит название син­теза.

Эти приемы взаимосвязаны, один не существует без другого. Наука «Организация сельскохозяйственного производства» ис­пользует комплекс методов экономических исследовании. Наибо­лее часто применяются следующие.

Монографический метод. Базируется на углубленном изучении типичных явлений (процессов), длительного опыта деятельности предприятия, отрасли. Позволяет с наибольшей полнотой выя­вить тенденции, изучить прогрессивный опыт. Элементы метода: постановка проблемы (цели); выбор объектов обследования; под­бор фактического материала и его аналитическая обработка; изу­чение процесса, приемов и методов организации производства; научное обобщение; выработка рекомендаций для расширенного использования прогрессивного опыта.

Абстрактно-логический метод. Применяется при изучении оп­ределенного явления, процесса без учета его несущественных сто­рон и признаков. Позволяет, в известной мере упростив предмет исследования, абстрагироваться и с помощью логики осуществить познавательную деятельность. Элементы метода: определение цели и задач; наблюдение процесса (явления); научная абстракция с использованием анализа, синтеза, индукции, дедукции; теорети­ческие обобщения; использование выводов в практике организа­ции производства.

Экономико-статистический метод. Применяется при обследо­вании большой совокупности объектов, изучении факторов про­изводства, их влияния на результат. Позволяет исключить нети­пичные случаи (условия). Элементы метода: постановка цели; вы­бор объектов обследования; массовое наблюдение; группировки исходных данных с использованием обобщающих и аналитичес­ких величин; выявление взаимосвязей показателей (факторов и результата) с построением рядов динамики, расчетом балансов, индексов, применением корреляции, дисперсионного анализа; теоретические обобщения; использование выводов при выработке практических решений.

Экспериментальный метод. Применяется при постановке экс­периментов по экономической оценке приемов и способов орга­низации производства, условий деятельности предприятия, их влияния на результативность. Позволяет достичь высокого каче­ства исследования. Элементы метода: определение цели; выработ­ка методики и постановка производственного эксперимента; об­работка полученного материала; оценка достоверности результа­тов; научные обобщения; выработка рекомендаций производству.

Расчетно-конструктивный метод. Применяется при разработке перспектив развития отдельных сторон или всей системы органи­зации производства на предприятии. Позволяет выбрать наиболее эффективный вариант достижения цели (решения поставленных задач). Элементами метода являются: определение цели и задач; организационно-экономический анализ состояния производства (решения задач); проектные расчеты при заданных условиях наи­более эффективного использования производственных возмож­ностей; технико-экономическая и организационная оценка вари­антов; выбор лучшего варианта решения; обоснование мероприя­тий по освоению проекта.

Методы математического моделирования. Применяются при ре­шении задач по оптимизации производства, отдельных его техно­логических стадий, процессов, выборе оптимальных организаци­онно-экономических, технико-технологических решений. Позво­ляют найти наилучший вариант использования ресурсов предпри­ятия, региона, перспективные направления практических действий для получения оптимальных результатов. Элементы ме­тода: постановка цели; выбор критерия оптимальности; определе­ние показателей и условий в соответствии с целью (состава пере­менных и ограничений); подбор нормативных материалов и дру­гих исходных данных; решение экономико-математической зада­чи; оценка результата и его достоверности; рекомендация производству оптимального решения.

Каждый метод имеет свои особенности, преимущества и недостатки. Так, предположения на основе абстрактно-логического метода не всегда могут быть объективными, экономико-статисти­ческий метод раскрывает фактическое состояние, не выявляя ре­зервы, расчетно-конструктивный — трудоемок, методы матема­тического моделирования требуют подготовки большого числа до­стоверных исходных материалов, объективных нормативных дан­ных.

В зависимости от конкретных целей и задач исследования при­меняют тот или другой метод, их совокупность. Объективность ре­зультатов лучше всего оценить, если это возможно, путем поста­новки производственного эксперимента.

Контрольные вопросы

1.Что является предметом науки «Организация сельскохозяйственного произ­водства»?

2.Какие задачи решает наука?

3.Какие методы используются для решения задач науки?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: