Классификация публичных доходов

Публичные доходы классифицируются по ряду признаков, характеризующих многообразие форм их организации, видов и способов аккумуляции в бюджетную систему. Несмотря на общность классификационных признаков, прикладная группировка публичных доходов может существенно различаться по странам в силу ее зависимости от особенностей государственного устройства, публичных финансов, финансового права и другой специфики. Поэтому рассмотрим прикладную классификацию публичных доходов на примере Российской Федерации.

1. В зависимости от того, в какое звено системы публичных финансов поступают доходы, выделяют: доходы бюджетов публично-правовых образований (бюджетные доходы), доходы бюджетов государственных внебюджетных фондов (внебюджетные доходы) и доходы, аккумулируемые в государственных финансовых резервах и резервных фондах, учитываемых и управляемых за рамками бюджетной системы. Также как и в случаях с публичными расходами, доходы, поступающие в названные государственные финансовые резервы (резервные фонды), обычно выводятся за рамки классификационной структуры государственных доходов, что вряд ли правомерно с позиции полноты оценки совокупных публичных доходов, которыми располагает государство, и важности стратегического запаса финансовых ресурсов страхового, резервного и стабилизационного назначения.

2. По уровням власти публичные доходы делятся на федеральные, региональные и местные. Аналогично классифицируются бюджетные, а в их составе налоговые доходы, поскольку основная масса публичных доходов аккумулируется в бюджетах соответствующих публично – правовых образований. Федеральные доходы призваны обеспечивать расходы (расходные обязательства) федеральных органов власти по финансированию общенациональных задач, включая оказание финансовой помощи нижестоящим бюджетам. К федеральным доходам обычно относятся наиболее крупные доходные источники. Региональные и местные доходы поступают в распоряжение органов власти субъектов РФ и местного самоуправления для финансового обеспечения расходных полномочий (обязательств) соответствующего уровня, ведущее место среди которых занимают социальные вопросы. Важным источником региональных и местных доходов выступают межбюджетные трансферты из вышестоящих бюджетов (субсидии, субвенции, дотации, бюджетные кредиты).

Распределение бюджетных доходов на федеральные, региональные и местные осуществляется на основе разграничения доходных полномочий органов законодательной и исполнительной публичной власти.

Полномочия федеральных органов власти по формированию доходов бюджетов всех уровней заключаются: в установлении новых видов налогов, их отмене или изменении путем внесения соответствующих изменений в налоговое законодательство РФ; в установлении новых видов, отмене или изменении действующих неналоговых доходов путем внесения соответствующих изменений в Бюджетном кодексе РФ после представления федеральными органами исполнительной власти своего заключения; в установлении нормативов и порядка отчислений от федеральных налогов и обязательных платежей в доходы региональных и местных бюджетов; в установлении порядка предоставления финансовой помощи региональным и местным бюджетам в рамках межбюджетного регулирования, (порядка предоставления межбюджетных трансфертов).

Полномочия законодательных и исполнительных органов власти субъектов РФ по формированию доходов региональных и местных бюджетов заключаются в следующем: введение законами субъектов РФ на своей территории региональных налогов, установление размера ставок по ним и перечня налоговых льгот в пределах прав, предоставленных налоговым законодательством РФ; предоставление органами исполнительной власти субъектов РФ отсрочек и рассрочек по уплате налогов в части сумм федеральных налогов, поступающих в региональные бюджеты (при отсутствии задолженности по бюджетным кредитам перед федеральным бюджетом, соблюдении предельных размеров дефицита регионального бюджета и размера государственного долга субъекта РФ, предусмотренных Бюджетным кодексом РФ); установление порядка и нормативов отчислений от федеральных и региональных налогов в местные бюджеты; введение порядка предоставления межбюджетных трансфертов местным бюджетам из бюджета субъекта РФ.

Полномочия органов местного самоуправления по формированию доходов местных бюджетов заключаются: во введении соответствующими решениями на своей территории местных налогов, установлении размеров ставок по ним и предоставлении налоговых льгот в пределах прав, предоставляемых органами местного самоуправления налоговым законодательством РФ; в предоставлении отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей в части федеральных и региональных налогов, поступающих в местные бюджеты (при отсутствии задолженности по бюджетным кредитам перед бюджетами других уровней и соблюдении предельных размеров дефицита местных бюджетов и размера муниципального долга); в установлении органами местного самоуправления муниципальных районов порядка и нормативов отчислений от федеральных, региональных и местных налогов в бюджеты поселений, а также в предоставлении межбюджетных трансфертов бюджетам поселений из бюджета муниципального района.

В структуре публичных доходов ведущую роль играют федеральные доходы, не только по объему, но и по их значимости в регулировании экономики и социальной сферы, в межбюджетном регулировании и выравнивании развития территорий страны. В процессе первичного распределения публичных доходов в распоряжение федеральных органов власти поступает 75-80% всех доходов и только в процессе дальнейшего их распределения (перераспределения) субъекты РФ и муниципальные образования получают необходимый (но не всегда достаточный) объем доходных источников для выполнения территориальными органами управления своих расходных обязательств.

3. В зависимости от отношения публичных доходов к их заемным источникам все доходы принято делить на процентные и непроцентные. К первым относятся денежные средства, получаемые органами публичной власти в виде возврата предоставленных ими кредитов и процентов за пользование заемными средствами, средств от погашения приобретенных облигаций правительств зарубежных стран и процентного дохода по ним. К непроцентным доходам относятся все прочие публичные доходы. Процентные доходы – величина не постоянная, их доля колеблется в пределах 1-3% всех публичных доходов.

4. По экономическому содержанию публичные доходы можно разделить на текущие и инвестиционные. Инвестиционные доходы – это денежные средства, поступающие в распоряжение органов публичной власти в результате их инвестиционной деятельности. К публичным доходам инвестиционного типа относятся средства, поступающие в виде дивидендов по акциям, принадлежащим органам власти, и долей от их участия в других предприятиях, процентных доходах от финансовых инвестиций, части прибыли и доходов, поступающих в бюджетную систему от реализованных государственных (муниципальных) инвестиционных проектов, и др. Все прочие доходы и источники средств, поступающие в распоряжение органов публичной власти в процессе их деятельности, не являющейся инвестиционной, считаются текущими доходами. Это – все налоговые и большая часть неналоговых доходов.

5. По методам аккумуляции и, одновременно, по функционально-экономическому признаку публичные доходы делятся на следующие группы: налоговые доходы, неналоговые доходы, безвозмездные и безвозвратные поступления (перечисления), возмездные и возвратные поступления денежных средств. Перечень видов налоговых и неналоговых доходов и других названных поступлений в бюджеты установлен соответствующими статьями Бюджетного кодекса РФ.

К налоговым доходам бюджетное законодательство относит предусмотренные налоговым законодательством РФ федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы за налоговые правонарушения. Спорным и с экономической, и с юридической точек зрения является отнесение последних к налоговым доходам. Неслучайно, совсем еще недавно (до 1 января 2007 года) в Налоговом кодексе РФ было прямо записано, что налоговые санкции (штрафы за нарушение налогового законодательства) не являются налоговыми платежами. Налоговые штрафы и пени не имеют признаков налоговых платежей, в том числе таких основных элементов налогообложения, как объект налогообложения, налоговый период, налоговая база, сроки уплаты. Кроме того, налоговые санкции и пени ничем не отличаются от штрафов, полученных в результате применения гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности (в том числе, по тем же налоговым правонарушениям), но вторые, в отличии от первых, включаются в состав неналоговых доходов.

Налоговые доходы имеют свою сложную классификационную структуру. За счет налоговых поступлений формируется основная масса доходов бюджетов публично – правовых образований, бюджетов государственных внебюджетных фондов и государственные финансовые резервы (резервные фонды).

К неналоговым доходам относятся: доходы от использования имущества, находящегося в государственной (муниципальной) собственности, за исключением доходов от использования имущества, находящегося в оперативном управлении автономных учреждений; доходы от продажи имущества, находящегося в государственной (муниципальной) собственности; доходы от оказания платных услуг бюджетными учреждениями, находящимися в ведении федеральных и региональных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, после уплаты налогов и сборов; средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, средства, полученные в порядке возмещения ущерба, и иные виды принудительного изъятия средств; другие неналоговые доходы.

Доходы от использования государственного (муниципального) имущества включают в себя: средства, получаемые в виде арендной или иной платы за временное владение или пользование имуществом; средства, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях; средства от передачи имущества под залог, в доверительное управление; плата за пользование бюджетными средствами, предоставленными другим бюджетам, иностранным государствам или юридическим лицам на возвратной и платной основе; доходы в виде прибыли, приходящиеся на доли в уставном (складочном) капитале предприятий, или дивидендов по акциям; часть прибыли государственных (муниципальных) унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов; другие доходы от использования имущества.

К неналоговым доходам Бюджетный кодекс РФ (ст. 46) относит и ту часть штрафов за налоговые правонарушения, предусмотренные главами 16 и 18 Налогового кодекса РФ, которую невозможно отнести к соответствующему налогу. Это противоречит статье 41 Бюджетного кодекса РФ, в которой все штрафы за налоговые правонарушения должны признаваться налоговыми доходами.

К безвозмездным и безвозвратным поступлениям относятся: межбюджетные трансферты в форме дотаций и субсидий; субвенции из Федерального фонда компенсаций и (или) из региональных фондов компенсаций; субвенции из местных бюджетов бюджетам других уровней; иные безвозмездные и безвозвратные перечисления между бюджетами бюджетной системы РФ; безвозмездные и безвозвратные перечисления из бюджетов государственных внебюджетных фондов всех уровней; безвозмездные и безвозвратные перечисления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.

Возмездными и возвратными поступлениями являются: средства, получаемые в форме кредитов, выдаваемых кредитными организациями, иностранными и международными финансовыми организациями; государственные (муниципальные) займы, осуществляемые путем выпуска облигаций; бюджетные кредиты других уровней бюджетной системы РФ; средства, получаемые в порядке погашения задолженности налогоплательщиков по инвестиционному кредиту, налоговым отсрочкам и рассрочкам.

6. В зависимости от вида администраторов доходных поступлений в бюджетную систему публичные доходы классифицируются на поступления, администрируемые органами государственной власти и органами местного самоуправления, Банком России, бюджетными учреждениями.

7. В зависимости от характера источников поступлений доходы бюджетов делятся на собственные и привлеченные. Бюджетный кодекс РФ к собственным доходам бюджетов относит: налоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством РФ; неналоговые доходы, зачисляемые в соответствующие бюджеты согласно бюджетному законодательству РФ; доходы, полученные соответствующими бюджетами в виде безвозмездных и безвозвратных перечислений, за исключением субвенций из Федерального фонда компенсаций и (или) региональных фондов компенсаций. Несмотря на то, что Бюджетный кодекс РФ специально не выделяет привлеченные доходы бюджетов, к ним следует отнести: субвенции из Федерального и региональных фондов компенсаций; средства, поступающие в соответствующие бюджеты на возмездной и возвратной основе. При этом отнесение к собственным доходам безвозмездных и безвозвратных перечислений справедливо в отношении лишь отдельно взятого бюджета регионального или местного уровней. Применительно к бюджетной системе в целом источниками средств безвозмездной и безвозвратной финансовой помощи выступают налоговые доходы, поэтому при их учете возможен повторный счет.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: