Глава Управления Генерального прокурора США возмутился, что заявление Хэндлер наряду с nolo включило провозглашение невиновности. Чиновник заявил: «Принятие на веру такого заявления о невиновности ставит под сомнение целостность всей системы и, следовательно, глубоко неудачно».11 Хэндлер одержала небольшую победу, но теперь ей предстояло расхлебывать свое заявление nolo. В результате ей назначили самый большой срок принудительных общественных работ, предписанный кому-либо до того времени: 57.000 долл. компенсации и пять лет испытательного срока при условии, что Хэндлер отработает 2.500 часов на общественных работах.
Путь Хэндлер к душевному равновесию и самоудовлетворению пройдет через бизнес по изготовлению протезов груди.
Жизнь продолжается: новый бизнес
Перенесемся назад в 1970-й год, когда Хэндлер перенесла ампутацию груди. Хэндлер пошла в универмаг купить себе протез.
Подобно большинству женщин в ее ситуации, она чувствовала себя не в своей тарелке и немного смущалась покупать искусственную грудь. Она прошептала свою просьбу продавщице за прилавком и была потрясена, когда та, не сказав ни слова, презрительно ушла. Воспоминания о том дне отзывались болью, даже когда Хэндлер вспоминала об этом инциденте годы спустя: «Эта женщина попрепиралась с двумя другими продавщицами, и проигравшая должна была меня обслуживать. Я получила проигравшую из-за моего состояния».
|
|
Но это унижение бледнело по сравнению со следующей стадией ее обслуживания в этом универмаге. Хэндлер провели в примерочную с закрытым занавесом. Неожиданно над перегородкой появилась бесформенная заполненная жидкостью искусственная грудь. По ее собственным словам: «Я смотрела на этот бесформенный комок, лежавший в чашке моего бюстгальтера, и думала: «Боже мой, этим бизнесом занимаются мужчины, которым не приходится носить эти вещи».12
Сначала Хэндлер подумала, что дело в размере. Размер ее бюстгальтера 36С, но она держала грудь номер 6 и попросила продавщицу принести размер 5, понимая, что размеры протезов не соответствовали размерам дамского белья. Но ни один из 6-х или 5-х размеров так по-настоящему и не сел под одеждой. Не было никакой возможности скрыть факт мастэктомии. «Я чувствовала себя лишенной женственности, поэтому начала носить жилеты, жакеты, свитеры, что угодно, лишь бы скрыть тот факт, что две стороны не соответствовали друг другу».13
Хэндлер испытывала двойные чувства: невозможность купить изделие, которое ей подошло бы, а также понимание, что тысячи других женщин, подобных ей, испытывают такое же унижение каждый день. Даже двумя годами позже, когда начали продавать продукты из силикона, овальные груди продавались по такой же запутывающей системе размеров и причиняли неудобства из-за чрезмерного веса.
|
|
Хэндлер услышала о квалифицированном протезном мастере в Калифорнии по имени Пейтон Мэсси, специализировавшемся на искусственных частях тела. Она заказала протез по своей мерке и заплатила за него 350 долл. Но через несколько месяцев разочаровалась. Новая грудь имела специфический аромат, а края ее были видны с внешней стороны бюстгальтера.
Когда она похудела, контуры ее тела изменились, и грудь стала слишком велика для ее новых размеров. Дорогая индивидуальная работа не решила проблему замены груди.
Тут начал просыпаться боец, скрывавшийся под кожей Хэндлер: она будет делать лучшие искусственные груди для женщин, оказавшихся в ее положении. Если рынок не может поставить продукт, удовлетворяющий нуждам женщин, это сделает Хэндлер. Инстинктивно она поняла суть проблемы: имевшиеся в продаже искусственные груди не отвечали требованиям различных форм женского тела, не делились на левые и правые модели, не имели промежуточных размеров.
В начале 1978 года, ожидая решения по уголовному делу, Хэндлер снова появилась в офисе Мэсси и предложила ему революционную идею объединения по производству грудных протезов для продажи в магазинах. Первоначально он негативно отреагировал, как в свое время мужчины-дизайнеры в «Мэт-тел» в начале 50-х годов на идею Хэндлер о взрослой кукле. Он отклонил идею как непрактичную, но она привыкла ломать чужое сопротивление — особенно мужское сопротивление.
Мэсси наконец согласился, и Хэндлер отреагировала, как будто ее дух возродился: «Я ощутила вспышки моей былой решимости и чувство цели». Через несколько недель она обустроила офис и наняла прежний дизайнерский и производственный персонал «Мэттел», а также Эллиота. Она точно разъяснила, что хотела видеть в новой готовой к ношению груди. Она должна вписываться в стандартный лифчик, а не в специально изготовленные для ношения протеза. Самое важное, настаивала она, изделия должны продаваться со стандартными размерами бюстгальтеров, чтобы женщина, носившая 34В, сразу же нашла свой размер протеза.
Мэсси, химики и эксперты по инструментам в конце концов довели создание Хэндлер до ума. В результате получился жидкий силикон, включенный в полиуретан с твердой вспененной подложкой. Розничная цена планировалась между 140 и 200 долл. Прототип изготовили под ее размер 36С. Она должна была стать моделью на подиуме, демонстрируя эту новую конструкцию. Теперь осталось только выбрать название для компании. Возродили старую формулу объединения имен двух основателей. Компанию назвали «Рутон» (Ruthtori), соединив Рут и
Пейтон. Хэндлер считала, что давно заслужила эту награду: «На этот раз для меня очень важно иметь свое имя в названии компании. Я была соучредителем «Мэттел» и никогда не жаловалась на отсутствие моего имени в названии той компании, которую я помогла взлелеять и выстроить. Но теперь другие времена. Да и я другая. «Рутон» стала моей декларацией, что я что-то собираюсь сделать по-своему».14 И она сделала.
Изделие назвали «Ниарли ми» (Nearly Me — почти как я), и первым нанятым Хэндлер человеком стала бывший специалист «Мэттел» по маркетингу Александра Лэйрд, также перенесшая мастэктомию. В первые годы развития компании на работу нанимали только женщин, прошедших через мастэктомию. Хэндлер понимала: каждая новая нанятая работница станет живой рекламой компании и ее изделий. Она говорила: «Я сформировала целую команду женщин, перенесших мастэктомию, и все время имела их подле себя».
Имя Хэндлер еще не забыли в некоторых магазинных кругах. Она направилась в первоклассный американский универмаг «Найман-Маркус» в Далласе, чтобы запустить свою линию. Первые же продажи в «Найман» оказались весьма многообещающими. Хэндлер знала, ключ к информированию женщин об изделии — предпродажная реклама. Впредь она и ее служащие — восемь женщин средних лет, все потерявшие грудь в результате мастэктомии — будут рассылать жертвам рака груди рукописные приглашения, проводить семинары в магазинах, где предполагалось продавать товар, и появляться на телевизионных ток-шоу.
|
|
Снова успех! Первый миллион
В 1980 году объем продаж новой компании превысил 1 миллион долл. Когда Хэндлер вышла на рынок, там было лишь несколько компаний, производивших искусственные груди. Она с удовлетворением говорила: «Я взяла эти древние компании, ограниченные и самодовольные, и как следует встряхнула их». При этом она умолчала, что эти «древние» компании управлялись мужчинами. Она была готова делать все, что угодно, лишь бы продвинуть свои изделия, даже обнажала свой бюстгальтер перед фотографами, чтобы продемонстрировать, что никто не мог заметить разницу между реальной грудью и «Ниарли ми». Хэндлер поступилась славой Барби ради выступлений по телевидению. Вскоре она стала признанной выразительницей интересов по проблемам рака груди и даже подобрала «Ниарли ми» для бывшей первой леди Бетти Форд.
Ключом к ее возрождению как женщины и как предпринимательницы стала помощь другим. «Помощь другим женщинам стала ответом на вопрос, как помочь самой себе. Я восстановила чувство собственного достоинства», — говорила она. Она вспоминает момент, когда стояла в примерочной и в нее вошла удрученная и рассерженная женщина, недавно перенесшая ма-стэктомию: «Когда эта женщина застегнула свою блузку и увидела, что обе груди одинаковы, она улыбнулась и расправила грудь. Для меня это был момент полного удовлетворения, самым большим испытанием, которому я когда-либо подвергалась».
В 1991 году, в возрасте 75 лет, она продала «Ниарли ми» медико-косметическому подразделению компании «Кимберли Кларк». Это был умный ход, потому что эта гигантская компания розничной торговли могла сделать изделие доступнее намного большему числу женщин, используя свою разветвленную систему распределения. За счет более эффективных методов производства цена снизилась до 115 долл.
|
|
Рискуя потерпеть неудачу с радикально новым изделием, Хэндлер восстановила свою репутацию, полагаясь на внутренние резервы силы, созданные годами упорной работы. В «Мэт-тел» она напряженно боролась, чтобы достигнуть вершины делового успеха, и она снова сражалась, используя «Ниарли ми», чтобы восстановить свое доброе имя. Эта дочь иммигрантов боролась не за то, чтобы добраться до вершины и быть отвергнутой как пария. Как она позже скажет: «Я восстановила чувство собственного достоинства, и я восстанавливала чувство собственного достоинства у других».15
«Найдите какое-нибудь дело, чтобы помогать другим»
Рут Хэндлер могла почивать на лаврах после своего успеха с «Ниарли ми». Она могла оставаться дома, играя в бридж, маджонг или занимаясь чтением. Американские женщины ответили положительно на ее смелую и прямую позицию по раку груди. Она могла сделать прощальный поклон и удалиться из поля зрения общественности. Но оставался один тоненький голосок, взывавший к ней из прошлого: это была Барби. Кукла стала одним из наиболее могущественных идолов американской культуры двадцатого века — игрушкой, которую некоторые женщины считали первой феминисткой в стране. М. Дж. Лорд, автор книги «Барби навеки», писал: «Она [Барби] является чем-то, на что маленькие девочки проецируют свои идеализированные личности. Для большинства «бэйби-буме-ров»[8] она имеет такое же иконическое значение, как многие женщины-святые».16
Зарождающийся мир ностальгии по Барби и предметов коллекционирования Барби не остался незамеченным «Мэттел». Куклы 50-х годов в оригинальных коробках продавались за более чем 5.000 долл.. Такая реклама оказалась очень полезной для бизнеса. Матери поколения «бэйби-бумеров» и их дочери разделяли магию Барби. На съездах, проходивших по всей стране, участники хотели услышать о «рождении» их любимой куклы. «Мэттел» наняла Рут Хэндлер для посещения этих фестивалей Барби, где она рассказывала о тех ранних годах.
Дома Рут Хэндлер держит позолоченную, похожую на Оскара фигурку Барби, подаренную ей на фестивале благодарными поклонниками. Две фарфоровые Барби выставлены в витрине, а еще пять ранних Барби стоят в шкафу. Не удивительно, что мама Барби все еще думает о ней после всех этих лет.
Теперь Хэндлер удалилась на покой, и лишь раз в неделю выбирается развлечься игрой в покер в одном из близлежащих калифорнийских покерных клубов. Она немного занимается торговлей акциями через Интернет и сохраняет оптимистическое и приподнятое настроение. Ее совет людям, переживающим неудачу, прост: «Не цепляйтесь за потерянное, как бы велика ни была потеря. Найдите себе какое-нибудь другое занятие. Найдите какое-нибудь дело, чтобы помогать другим».
В 1996 году Хэндл ер возвратилась в Денвер, где началась эта история, чтобы выступить на завтраке, спонсированном Женским департаментом объединенной еврейской федерации. «Я люблю думать о своей жизни как о несбыточной мечте, — сказала она аудитории. — У меня было много кошмаров, но я всегда находила силы подняться и двигаться дальше».17
Рон Попайл |
глава 5 Рон Попайл
Основатель «Ронко»
«Это могли сделать и вы».
В течение почти 30 лет рекламные ролики Рона Попайла вспыхивали на телевизионных экранах в гостиных Америки, делая его не только символом рекламы, но и элементом американской популярной культуры — столь же неизбежным, как погода. Он был не просто телегеничен. Он был коммерческой силой. В пределах солнечной системы телевидения он занимал свою собственную планету. Чем Джонни Карсон был для ударов в гольфе и невротических тиков, тем Попайл был для необычных и все же неотразимых кухонных приборов — устройств, о потребности в которых вы не знали до тех пор, пока он их вам не продал.
Среди них были: внутрискорлупный скрамблер (с помощью вращающейся иглы он проникал в яйцо и перемешивал его прежде, чем разбивалась скорлупа); «тайди драйер» — набор из дамских панталон, бюстгальтера и фена для волос; «мистер Микрофон», позволявший людям передавать их голоса по обычному радио. Подростки особенно любили рекламу Попайла для «мистера Микрофона», в которой показывалось, как они могли с его помощью приветствовать девчонок, разъезжая в отцовском автомобиле. Были «чудо-метла», горный хрусталь «Ронко» и шпильковерт, фреоновый «замораживатель очков» (охлаждавший очки за счет озонового слоя, хотя никто в то время об этом не знал). Наконец, у Попайла было неправдоподобно плодородное семейство «оматиков», чье потомство включало (но не ограничивалось, как любят говорить юристы) «чопоматик», «дайаломатик», «випоматик», «минсоматик», в особенности «веджоматик», который делал с сельдереем и морковью то, что гильотина однажды сделала с дворянством Франции. Одних только «веджоматиков» было продано 11 миллионов единиц по 9,99 долл. каждая. Но постойте! Это еще не все! Был, например, «карманный рыбак Попайла» (Popeil Pocket Fisherman) — миниатюрное удилище с катушкой, настолько компактное, что вы могли носить его на поясе. А чуть позже появился продукт, многими рассматриваемый, как его высшее достижение: наносимые аэрозолем волосы.
Сегодня существуют коллекционеры Попайла и исследователи Попайла. По крайней мере один музей посвятил лекции творчеству этого человека. Программа не меньшего калибра, чем «Субботним вечером в эфире» (SNL), дала ему то, что можно считать ее официальной печатью одобрения. Комик Дэн Эк-ройд однажды спародировал устройства Попайла, продемонстрировав то, что SNL назвала «бассоматиком» — устройство, которое рыбу нарезало кубиками, затем полосками, рубило, мульчировало, превращало в пюре и, в конечном счете, в жидкость рыбу целиком — кости, голову, хвост, чешую и все остальное. («Мне это понравилось», — говорит Попайл, считающий пародию самой искренней формой лести.)
Кажется невероятным, что было время, когда Попайла не показывали по телевидению. Но однажды такое произошло: это был темный период в конце 80-х годов. Только что Рон счастливо резал и строгал, излучая тепло на телеэкранах от побережья до побережья. Затем — пуф!— он исчез. Вся империя Попайла вспыхнула и погасла, когда «Ронко», компания его имени, оказалась ввергнутой в банкротство.
Попайл называет этот период своей «полуотставкой». Банкротство выдернуло «рагоматик» (Rug-O-Matic)[9] из-под Рона, и он больно упал. Самый большой полученный синяк относился не к его бумажнику. Его личные активы остались в целости и сохранности, и он продолжал вести достаточно удобную жизнь. Но потеря возможности появляться на телевидении лишила его чего-то более важного и приносящего больше удовлетворения, чем деньги, — удовольствия от контакта с массовой аудиторией. Как бы банально это ни звучало, Попайл попал в мир продаж, потому что стремился заполнить эмоциональную пустоту: он искал любви.
«Несчастливое» детство
В детстве Попайл получал удивительно мало любви. Он рассказывает об этом с разоружающей искренностью: «Мое детство — просто смутное пятно. Я помню из него очень немногое. Ббльшая часть моих юных лет была настолько болезненной, что я просто заблокировал их в памяти».1
Хотя он говорит, что не может вспомнить, чтобы кто-нибудь когда-нибудь праздновал его день рождения, но он родился 3 мая 1935 года в Бронксе у Джулии и Сэмюэля Попайлов. Рону было 3 года, когда родители его развелись, и он и его родной брат, Джерри, были отправлены в школу-интернат в глубинке шт. Нью-Йорк, где они жили в течение следующих пяти лет. Ни разу за эти годы их не посетили родители. Ни во время школьных мероприятий. Ни во время каникул. Никогда.
Когда Рону исполнилось восемь, в школе появились его дед и бабка и забрали обоих мальчиков жить с собой в Майами. Причина, по которой Рон и Джерри не жили с отцом, по их словам, была в том, что Сэм занимался управлением компанией по производству кухонных принадлежностей в Чикаго — «Попайл бразерс» — и жил в гостинице.
Попайл так же беспощаден и несентиментален в отношении бабки и деда, как и в отношении своих родителей: «Я заблокировал почти все воспоминания о моей злосчастной жизни с бабкой и дедом. Отношения между ними были ужасные, они все время ссорились». Питались они бережливо, существуя «на крестьянских блюдах — цыплячьих лапках, бобовом супе и тому подобных вещах».2
Его дед Исадор — «скупой несчастный человек, не веривший ни в кого и ни во что, польский иммигрант — прошел жесткую школу жизни. Не думаю, что когда-либо в своей жизни он пошутил или засмеялся чужой шутке. Я никогда не называл его дедушкой, дедулей, Иззи или Исадором. Собственно говоря, я не называл его никак. Он никогда не имел имени, по крайней мере, для меня».3 Дед тем не менее имел одно времяпрепровождение, доставлявшее ему удовольствие: он любил при каждой возможности рассказывать молодому Рону, что его мать была «шлюхой».
Бабка Попайла Мэри, напротив, была «замечательной женщиной, бблыпую часть своего времени проводила на кухне, занимаясь готовкой, и что я вспоминаю с нежностью, то как я болтался на кухне и наблюдал за ее стряпней». Он думает, что его тяга к кухонным приспособлениям началась именно там. У Мэри он научился резать лук и понимать «секреты овощей и фруктов».
В 1948 году бабка, дед и два мальчика переехали в Чикаго, где Исадора нанял Сэм Попайл для управления фабрикой «По-пайл бразерс». Фабрика (по воспоминаниям Рона, «холодная, темная, мрачная») делала соковыжималки «Ситрекс», приспособления для резки и пончиковые машины Попайла, продававшиеся агентами с помощью наглядной демонстрации в дешевых магазинах и на ярмарках графства. Хотя Рон по уик-эндам работал (бесплатно) на фабрике, он никогда не видел своего отца. Сэм по уик-эндам не работал.
Эта диккенсовская идиллия закончилась тремя годами позже, когда 16-летний Рон испытал то, что он называет «откровением»: он мог продавать.
Продажа на уличном базаре
Моменты, когда некоторые великие художники открыли свое истинное призвание, для истории потеряны. Первые пируэты и прыжки молодого Нижинского, мелодии, нерешительно напеваемые маленьким Листом — о них мы не имеем никаких записей. Но Попайл сам дает нам картину своего дебюта в роли продавца: стоял 1951 год, а сценой, на которой происходила его премьера, была улица Максвелл-стрит в Чикаго — грязный, вонючий, растянувшийся на несколько кварталов базар, где охотники за дешевизной выискивали продававшуюся за бесценок кухонную утварь, одежду и всякую всячину.
Попайл купил охапку изделий у своего отца (он продал их оптом) и в один уик-энд вынес их на Максвелл-стрит. Затем он стал делать то, что, казалось, пришло само: «Я зазывал. Я кричал. Я продавал». Это было как veni, vidi, vici, но в декорациях розничной торговли. Попайл пустился в плавание по новому и безграничному морю. Продажа — захватывающее дело. Она была прибыльной. И, что гораздо важнее, давала приятное ощущение. Прожив без любви 16 лет, Попайл нашел в продажах то, что он называет «формой привязанности», — непосредственную, мощную и интуитивную связь с другими людьми.
Каждый уик-энд он заново атаковал Максвелл-стрит, прибывая туда в 5 утра со всеми принадлежностями, нужными для демонстрации изделий: портативным микрофоном (он еще не изобрел «мистера Микрофона»), складными столами и несколькими сотнями фунтов овощей различных цветов. По его словам, для него было ничто порезать за один день 100 фунтов картофеля, плюс по 50 фунтов лука, капусты и перца.
В то время как его юные друзья развлекались в кино или в кондитерских, Рон рубил, зазывал, продавал. Работа требовала физической выносливости не только от его голоса, но и от ног и спины. Иногда он выстаивал по 10 часов подряд: «Летом жара. Зимой холод. Столы, используемые мною, хранились в рыбном магазине. Вы знаете, как там могло пахнуть». Однако работа его удовлетворяла. Хотя никто никогда не учил его даже основам продажи, он обнаружил природный дар мгновенного схватывания «горячих точек» продуктов —- тех свойств, которые, подчеркнутые с должным талантом и напористостью, могли побудить уже пресыщенных покупателей потянуться за своими бумажниками. Скоро он уже зарабатывал по 500 долл. в день — а в 50-е годы это большие деньги даже для взрослого, не говоря уже о подростке.
В 17-летнем возрасте он делал достаточно денег, чтобы позволить себе переехать из дома бабки и деда. Он потратил год на посещение Университета шт. Иллинойс. Но под впечатлением, как много денег можно делать на продаже, он оставил колледж и уже никогда туда не возвращался. Он уже узнал важную правду о деньгах: людям, на которых он их тратил, было все равно, как он их сделал — был ли он врачом или юристом, или каким-то другим специалистом. «Никто никогда не спрашивает вас, откуда у вас деньги. Они только берут их. Деньги — это деньги. Они все выглядят одинаково, когда вы их тратите».4
Развитие его подхода к продаже
С точки зрения образования, его крупнейшее открытие сделано не в Университете шт. Иллинойс, а в универмаге «Вулворт». Он уговорил менеджера «Вулворта» на Стэйт-стрит в Чикаго разрешить ему продавать в главном зале. Это был не просто какой-то «Вулворт», а крупнейший и самый прибыльный магазин во всей сети. Он занимал большую часть квартала. С точки зрения менеджера, сделка, предложенная Попайлом, была беспроигрышной: «Вулворт» ничего ему не платил. Он только позволял ему продавать и в конце каждой недели забирал 20 процентов прибыли Попайла. Остаток — обычно 1.000 долл. в неделю — оставался Рону. Это было больше, чем делал сам менеджер магазина, и вдвое больше ежемесячного заработка среднего рабочего. Студент-недоучка или нет, Попайл прекрасно зарабатывал.
Работая в «Вулворте» день за днем, по 10—12 часов подряд, он научился справляться с тем же вызовом, позднее вставшим перед ним на телевидении. В каждый отдельный момент мимо проходили толпы людей, и никто из них не имел ни малейшего намерения купить то, что Попайл должен был продать. Работой Рона было остановить их, захватить их внимание и убедить их — интересно, неотразимо и быстро — купить, что бы он ни продавал. Делу, конечно, не вредило, что Рон в этом возрасте напоминал молодого Пола Ньюмана, с белыми зубами, резкими чертами лица и голубыми с зеленым оттенком глазами. Женщины особенно долго задерживались у него по мере того, как он оттачивал свое искусство. Все меньше и меньше покупателей любого пола могли просто пройти мимо (фигурально говоря, изменить канал), не остановившись, чтобы его выслушать.
Он начал экспериментировать с некоторыми из незабываемых летучих фраз и характерных присказок, которые позднее заставят поколения телезрителей смеяться, хлопать себя по лбу и восклицать: «Ой!»
Одно устройство резало лук так легко, что «единственными пролитыми вами слезами будут слезы радости».
Другое нарезало помидоры так тонко, что ломтики «имели только одну сторону».
Еще одно рубило ветчину на ветчинный салат, цыпленка на куриный салат или «лошадь на хрен».
Фирменный нож Попайла был настолько остер, что «мог сбрить брови у ньюджерсийского комара». (При чем тут ньюджерсийский комар? Кто знает! Да и кому какое дело! Реплика работала, и он сохранил ее в деле.) Тот же самый нож мог «разрезать корову пополам, истинная правда».
Он нарезал ломтиками картофель, затем прикладывал эти ломтики к ушам: «... А если вы не хотите есть их, из них, конечно, получатся прекрасные серьги».
Изделия, которым требовались батарейки, никогда не были, на языке Попайла, питаемыми от батарей. Скорее, это были беспроводные электрические приборы, что означало и мощность, и мобильность, не привлекая внимания будущих владельцев к тому, что они могут испытать неудобство от необходимости покупать новые батареи.
Летней порой он вливался в круговорот ярмарки графства, продавая рядом с более закаленными продавцами. От лучших из них — профессионалов — он узнавал новые методы. Был Френчи Бордо («Мой любимый — вероятно, величайший уличный продавец в истории»), который делал деньги, отдавая товар. «Кто хочет бесплатную зажигалку?» — вопил он, бывало, волей-неволей разбрасывая горсти зажигалок. «Кому нужна ручка?» — он разбрасывал ручки. Вокруг собиралась толпа. «А теперь... Кто хочет радио за доллар? Я могу продать только пятьдесят штук. Кто их хочет? Поднимите ваши руки с вашим долларом». Он собирал деньги, оборачивал каждый банкнот вокруг радиоприемника, затем возвращал и банкнот, и радио. Радиоприемники также были бесплатны! Шоу продолжалось. Наконец, сцементировав свою связь с аудиторией, он начинал предлагать еще «лучшие» сделки, переходя к швейной машинке, «стоящей 600 долл.», но он продавал всего за 200 долл. Если он получал, скажем, 15 покупателей, он на этом не останавливался; предлагал добавить прекрасные часы «Бордо Женева», оцененные (им) в 69,95 долл., плюс пару серег за 30 долл. Боже, да этот парень просто раздавал весь магазин! В конечном счете, скажем, 70 человек платили каждый по 200 долл. за комбинацию из швейной машинки, часов и серег. Попайл рассчитал, что 200-долларовый набор обходился Френчи ровно в 100 долл., а это означало, что Френчи делал 7.000 долл. каждый раз, когда продавал его 70 покупателям. А он делал это каждые 45 минут. Да здравствует Франция!(Если все это звучит немного знакомо, так это потому, что сам Попайл использовал ту же технику — «Но подождите, это еще не все!» — бесчисленное множество раз.)
На полях сражений «Вулворта» и ярмарок вырос молодой продавец — и нахальный, и неутомимый — маэстро, укрытый пуленепробиваемой уверенностью в себе. Он был готов завоевывать большие миры.
Продажа через телевидение
Второе большое открытие подвернулось Попайлу в 1958 году: телевидение. Приятель рассказал ему о телестанции в Тампе, шт. Флорида, где любой желающий мог сделать ролик для телевизионной рекламы всего за 550 долл. Попайл заинтересовался. Но что ему рекламировать? Примерно в то же время другой его друг рассказал о садовом приспособлении, которое могло для этого подойти: насадке для поливочных шлангов с отделением, в которое пользователь мог помещать таблетку. В зависимости от используемой таблетки (моющее средство, воск, удобрение, гербицид или инсектицид), устройство можно применять для мытья окон, мытья/полировки автомобиля, внесения удобрений или уничтожения сорняков и насекомых. Более того, по мере того как покупатели истощали свои первоначальные запасы таблеток, они должны были покупать еще. Дело показалось верным. Попайл купил большую партию насадок, записал на пленку рекламный ролик, купил рекламное время, сначала в Чикаго, а затем и на других рынках. Довольно скоро его ролик увидели сотни тысяч зрителей — аудитория гораздо большая, чем он когда-либо собирал в «Вулворте». За четыре года он продал почти миллион насадок.
Бизнес работал примерно так: Попайл встречался с владельцами магазинов и предлагал им партию насадок на условиях гарантированной продажи. Это означало, что владельцы расплачивались с Попайлом сразу за всю партию, но Попайл брал на себя обязательство выкупить (после истечения определенного периода) все товары, оставшиеся непроданными. Владельцы не могли проиграть. Плюс Попайл обещал, что его объявления направят покупателей в магазины владельцев, где они, возможно, купят и другие товары.
В 1964 году Попайл зарегистрировал компанию своего имени «Ронко» и начал рекламировать настойчивее. Сначала изделия, первоначально выдуманные его отцом, включая «чопома-тик», «дайаломатик» и «карманного рыбака Попайла». «Рыбак», ставший первым неудержимым хитом «Ронко», продан по 19,95 долл. в 2 миллионах единиц. Позднее он стал добавлять товары, созданные им самим, включая бездымную пепельницу «Ронко»; универсальную открывалку «Ронко»; «батгонир» (устройство, приводившее в порядок разболтанные пуговицы на рубашках); нож-перо; «клинэр-машин», домашний воздухоочиститель); мистер Микрофон; переносной пылесос «чудо-щетка».
Вопреки воспоминаниям читателей определенного возраста, Рон редко появлялся на экране во весь рост. Чаще всего видели его руки. В то время как он пользовался ими, ловко и изящно, чтобы продемонстрировать товар, зрители слышали его плавный и приятный голос, расписывавший достоинства товара. Время от времени он делал паузу, чтобы риторически спросить: «Разве это не удивительно? Разве это не сенсационно?» Независимо от того, насколько удивительно или сенсационно выглядела сделка, она становилась еще привлекательнее по мере того, как Рон нагромождал все больше и больше бесплатных добавлений — включаемых в ту же самую низкую-пренизкую цену. (Это была техника Френчи Бордо, раздутая до больших размеров.) Если вы покупали ломтерезку, то получали с ней набор ножей! Разве это не невероятно? А если вы задерживались немного подольше, вы могли быть уверены, что получите кое-что еще. Он был ухажером, чьи букеты становились все краше и краше; трубадуром, чью песнь можно было бы выразить в четырех сладких словах: «Но постойте! Еще не все».
Все сказанное не означает, что он никогда не сталкивался с неудачами. Хотя это не получило широкого распространения, Попайл имел свою долю провалов и маркетинговых осечек, включая, например, двустороннюю окномойку. Окномойка состояла из пары намагниченных ручек. К каждой крепилась специально пропитанная бумага для чистки окон. Пользователь помещал одну ручку внутри окна, а другую — с внешней его стороны. Магниты удерживали ручки вместе, и когда опускалась одна, за нею следовала и другая. Попайл решил проверить опытный образец на окнах своего высотного чикагского офиса. Наружная часть каким-то образом отсоединилась и свалилась с 16 этажа прямо на Мичиган-авеню, чуть не прибив тестя одного из руководителей фирмы Попайла. Были и другие ляпы, включая «пресколатор» — кофеварку типа «Мистер Кофе», слишком опередившую свое время, и доску объявлений «держалка» — версию записной бумаги «Пост-ит» наоборот: липкой была не бумага, а вся доска.